Материальным
источником внебюджетных фондов является
национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
перераспределения национального дохода.
Основные методы мобилизации национального
дохода в процессе его перераспределения
при формировании фондов - специальные
налоги и сборы, средства из бюджета и
займы.
Специальные
налоги и сборы устанавливаются
законодательной властью. Значительное
количество фондов формируется за счет
средств центрального, региональных и
местных бюджетов. Средства бюджетов поступают
в форме безвозмездных субсидий или
определенных отчислений от налоговых
доходов. Доходами внебюджетных фондов
могут выступать и заемные средства. Имеющиеся
у внебюджетных фондов положительное
сальдо может быть использовано для приобретения
ценных бумаг и получения прибыли в
форме дивидендов или процентов.
Федеральные
внебюджетные фонды формируются
за счет следующих источников:
- специальные
целевые налоги и сборы, установленные
для соответствующего фонда;
- отчисления
от прибыли предприятий, учреждений и
организаций;
- средства
бюджета;
- прибыль от
коммерческой деятельности, осуществляемой
фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные
фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих
банков.
Глава 2.
Социальные внебюджетные
фонды Российской
Федерации.
2.1.
Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Положение
о Пенсионном фонде Российской Федерации
(России) (утв. постановлением ВС РФ от
27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря
1993 г., 5 мая 1997 г. ) указывает:
Пенсионный
фонд Российской Федерации (России) (далее
- ПФР) образован постановлением Верховного
Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в
целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в
Российской Федерации.
ПФР
является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации и настоящим
Положением.
ПФР
выполняет отдельные банковские операции
в порядке, установленном действующим
на территории Российской Федерации законодательством
о банках и банковской деятельности.
ПФР
и его денежные средства находятся
в государственной собственности
Российской Федерации. Денежные средства
ПФР не входят в состав бюджетов, других
фондов и изъятию не подлежат.
ПФР
обеспечивает:
- целевой сбор
и аккумуляцию страховых взносов, а также
финансирование расходов, предусмотренных
целями ПФР;
- организацию
работы по взысканию с работодателей и
граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию
средств ПФР, а также привлечение в него
добровольных взносов (в том числе валютных
ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль
с участием налоговых органов за своевременным
и полным поступлением в ПФР страховых
взносов, а также контроль за правильным
и рациональным расходованием его средств.
Согласно
Федеральному закону от 15 декабря 2001 г.
N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых
взносов на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговыми
органами
Согласно
Федеральному закону от 5 августа 2000 г.
N 118-ФЗ с 1 января 2001 года налоговый контроль
в отношении плательщиков взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых
в составе единого социального налога,
осуществляется налоговыми органами РФ.
С
1 января 2001 года взносы, зачисляемые
в Пенсионный фонд РФ, уплачивались
в составе единого социального налога.
С 1 января 2002 года введены страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование.
Средства
ПФР формируются за счет:
- страховых
взносов работодателей;
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, в том числе фермеров
и адвокатов;
- страховых
взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований
из республиканского бюджета Российской
Федерации на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим и приравненным
к ним по пенсионному обеспечению гражданам,
их семьям социальных пенсий, пособий
на детей в возрасте старше полутора лет,
на индексацию указанных пенсий и пособий,
а также на предоставление льгот в части
пенсий, пособий и компенсаций гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы,
на расходы по доставке и пересылке пенсий
и пособий;
- средств,
взыскиваемых с работодателей и граждан
в результате предъявления регрессивных
требований;
- добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц, а также
доходов от капитализации средств ПФР
и других поступлений.
Средства
ПФР направляются на:
- выплату в
соответствии с действующим на территории
Российской Федерации законодательством,
межгосударственными и международными
договорами государственных пенсий, в
том числе гражданам, выезжающим за пределы
Российской Федерации;
- оказание
органами социальной защиты населения
материальной помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам;
- финансовое
и материально-техническое обеспечение
текущей деятельности ПФР и его органов;
- другие мероприятия,
связанные с деятельностью ПФР.
Пенсионный
фонд РФ и его региональные отделения
на местах наделены очень широкими
полномочиями в осуществлении контрольных
функций. Процедура контроля за правильным
расходованием средств включает в себя
проверку правильности назначения (перерасчета),
начисления пенсий, их выплату и доставку,
проверку банковских операций по расходованию
пенсионных средств, проверку состояния
учетно-отчетной документации по пенсионным
платежам. Кроме того, постоянное увеличение
расходов Пенсионного фонда на выплату
пенсий требует усиления контроля за их
надлежащим распределением.
2.2.
Фонд социального страхования
ФСС
создан в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального
страхования и повышения контроля за правильным
и эффективным расходованием средств
социального страхования и является самостоятельным
государственным финансово-кредитным
учреждением. Согласно Положению «о Фонде
социального страхования Российской Федерации»
(утв. постановлением Правительства РФ
от 12 февраля 1994 г. N 101) (с изменениями от
24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря
1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля
2002 г.) основными задачами Фонда являются:
- обеспечение
гарантированных государством пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, а также социального
пособия на погребение или возмещение
стоимости гарантированного перечня ритуальных
услуг, санаторно-курортное обслуживание
работников и их детей;
- участие в
разработке и реализации государственных
программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального
страхования;
- осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
Фонда;
- разработка
совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации предложений
о размерах тарифа страховых взносов на
государственное социальное страхование;
- организация
работы по подготовке и повышению квалификации
специалистов для системы государственного
социального страхования, разъяснительной
работы среди страхователей и населения
по вопросам социального страхования;
- сотрудничество
с аналогичными фондами (службами) других
государств и международными организациями
по вопросам социального страхования.
Средства
Фонда образуются за счет:
- страховых
взносов работодателей (администрации
предприятий, организаций, учреждений
и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности);
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование в соответствии
с законодательством;
- страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;
- доходов от
инвестирования части временно свободных
средств Фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады. Помещение
этих средств Фонда в банковские вклады
производится в пределах средств, предусмотренных
в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных
взносов граждан и юридических лиц; поступления
иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
- ассигнований
из федерального бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот (пособий
и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
чернобыльской катастрофы или радиационных
аварий на других атомных объектах гражданского
или военного назначения и их последствий,
а также в других установленных законом
случаях;
- прочих поступлений
(возмещаемых страхователем расходов,
не принятых к зачету в счет страховых
взносов, и не принятых расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных
в установленном порядке сумм за путевки,
приобретенные страхователем за счет
средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду
в результате исполнения регрессных требований
к страхователям, и других).
Средства
Фонда направляются на:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет,
а также социального пособия на погребение
или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом
или инвалидом с детства до достижения
им возраста 18 лет; оплату путевок для
работников и их детей в санаторно-курортные
учреждения, расположенные на территории
Российской Федерации и в санаторно-курортные
учреждения в государствах - участниках
СНГ, аналогичных которым нет в Российской
Федерации, а также на лечебное (диетическое)
питание;
- частичное
содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев-профилакториев, имеющих лицензии
на право занятия этим видом деятельности
(оплата расходов на питание, лечение и
медикаменты, заработную плату работников,
культурно-массовое обслуживание);
- частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные
лагеря, находящиеся на территории Российской
Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное
содержание детско-юношеских спортивных
школ (оплата расходов на оплату труда
тренерско-преподавательского состава
и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного
процесса);
- оплату проезда
к месту лечения и обратно;
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда на всех уровнях. Порядок формирования
резерва и предоставления из него средств
(на возвратной основе или безвозмездно)
определяется инструкцией о порядке начисления,
уплаты, расходования и учета средств
государственного социального страхования
(далее именуется - инструкция), утвержденной
Фондом совместно с Министерством труда
и социального развития Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации,
Государственной налоговой службой Российской
Федерации и с участием Центрального банка
Российской Федерации;
- обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата
управления Фонда;
- финансирование
деятельности подразделений органов исполнительной
власти, обеспечивающих государственную
защиту трудовых прав работников, охрану
труда (включая подразделения надзора
и контроля за охраной труда) в случаях,
установленных законодательством;
- проведение
научно-исследовательской работы по вопросам
социального страхования и охраны труда;
- осуществление
иных мероприятий в соответствии с задачами
Фонда, включая разъяснительную работу
среди населения, поощрение внештатных
работников Фонда, активно участвующих
в реализации мероприятий по социальному
страхованию;
- участие в
финансировании программ международного
сотрудничества по вопросам социального
страхования.
Средства
Фонда используются только на целевое
финансирование. Не допускается зачисление
средств социального страхования
на личные счета застрахованных.
Средства,
полученные от взимания пеней и наложения
финансовых санкций, образуют фонд развития
Фонда социального страхования
Российской Федерации.
2.3.Фонд
обязательного медицинского
страхования
Для
реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования созданы Федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского страхования
как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения.
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
(далее именуется - Федеральный фонд) реализует
государственную политику в области обязательного
медицинского страхования граждан как
составной части государственного социального
страхования. Фонд является юридическим
лицом, имеет самостоятельный баланс,
обособленное имущество, счета в учреждениях
Центрального банка Российской Федерации
и других кредитных организациях, печать
со своим наименованием, штампы и бланки
установленного образца.
Основными
задачами Федерального фонда являются:
- финансовое
обеспечение установленных законодательством
Российской Федерации прав граждан на
медицинскую помощь за счет средств обязательного
медицинского страхования в целях, предусмотренных
Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации";
- обеспечение
финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования и создание
условий для выравнивания объема и качества
медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории Российской
Федерации в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование
финансовых средств Федерального фонда
для обеспечения финансовой стабильности
системы обязательного медицинского страхования.
В
целях выполнения основных задач
Федеральный фонд:
1)
осуществляет выравнивание финансовых
условий деятельности территориальных
фондов обязательного медицинского страхования
в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования;
2)
разрабатывает и в установленном
порядке вносит предложения о
размере взносов на обязательное медицинское
страхование;