Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:58, реферат
Некоторые социологи при описании периодизации развития человеческих обществ от низших к высшим используют термин «цивилизация», рассуждая о «традиционной цивилизации», «индустриальной цивилизации», «постиндустриальной цивилизации». Мы не случайно избегаем здесь этого понятия и употребляем обобщенный термин «общество». Дело в том, что так диктует заданная нами полнота картины социальной динамики.
Говоря о специфическом
городском образе жизни, мы подразумеваем
под ним прежде всего комплекс
культурно-просветительных
В то же время нельзя не заметить
и некоторых специфических
А что же происходит в индустриальном обществе с сельским образом жизни? На протяжении длительного периода индустриальной революции, даже при вторжении индустриальных методов в аграрное производство, патриархальные обычаи и общая консервативность, присущая деревне, меняются очень медленно. Возможно, это связано с малолюдностью сельских населенных пунктов, а также с гомогенностью рода занятий, с тем, что здесь по-прежнему поле трудовой деятельности расположено в непосредственной близости от жилищ. Другими словами, с тем, что деревня никогда не будет испытывать тех трех факторов, которые Л. Вирт считал детерминирующими для городского образа жизни, – численность, плотность и гетерогенность населения. Так или иначе, деревенский образ жизни воспринимается большинством членов общества (в том числе и самими сельскими жителями) как второсортный, «отсталый» жизненный стиль. Пожалуй, понятие «деревенщина» возникает практически во всех обществах, вступивших на путь индустриализации, и везде оно имеет примерно одинаковый нормативно-оценочный смысл.
Однако нельзя не отметить, что, как ни странно, в системе ценностей горожанина это презрительное отношение к деревенскому образу жизни чаще всего соседствует с завистью к нему. Чистый воздух, свежая натуральная пища, размеренный ритм бытия, тишина – все это не может не привлекать городского жителя, издерганного постоянной суетой и спешкой, грохотом проносящегося под окнами транспорта, зловонием и копотью фабричных дымов, консервированной пищей, анонимностью отношений, когда большинство жителей городских кварталов незнакомы даже с соседями по подъезду. В самом деле, неоднократно проводившиеся социологами и психологами эксперименты демонстрируют поразительную черствость и равнодушие городских жителей по отношению к окружающим. Инсценируя на оживленных улицах падение в обморок или приставание хулиганов к девушке, исследователи скрытой камерой снимали реакцию многочисленных прохожих. Точнее, полное отсутствие такой реакции. Абсолютное большинство продолжают привычно спешить по делам, спокойно удаляясь от места инцидента. Такое, конечно, было бы невозможно ни на одной деревенской улице.
Уровень и масштабы образования. Одной из наиболее характерных черт индустриального общества становится массовая грамотность. На это оказывает влияние целый ряд факторов.
Во-первых, усложнение техники
и технологии создает рост стимулов
к получению образования и
у работников, и у нанимающих их
работодателей – в полном соответствии
с законом перемены труда. Повышение
квалификации как условие получения
более высокого дохода и социального
статуса все сильнее зависит
от уровня полученного образования.
Хотя в реальной практике, во всяком
случае на микроуровне, эта связь
проявляется не столь однозначно
и прямолинейно. Тем не менее получение
начального, а затем и среднего
образования все чаще становится
постоянным и необходимым требованием
даже для неквалифицированных
Во-вторых, издательская деятельность,
подобно всем другим отраслям, вышедшим
на уровень индустриального
В результате возникшей социальной
потребности в массовой грамотности
рождается и соответствующее
предложение – во всех развитых
обществах радикально трансформируется
институт образования. Создаются обширные
и разветвленные системы
Характер развития научных
знаний. Изменение экономических
и организационно-
В течение не более чем века прикладные исследования, т. е. поиски конкретного практического применения и использования в непосредственно производственных целях тех или иных законов и закономерностей, открытых фундаментальной наукой, становятся едва ли не преобладающей формой научных изысканий. Во всяком случае, инвестиции в эту отрасль в суммарном выражении на начальных, и в особенности на последующих этапах заметно превышают средства, выделяемые на фундаментальные исследования. В то же время развитие техники прикладных исследований, да и самой индустрии в целом, одновременно с общим ростом валового национального дохода приводит к невиданному прежде расширению возможностей фундаментальных исследований. Наука на протяжении всего двух сотен лет делает гигантский скачок, совершенно не сравнимый с тем приращением научного и технического знания, которое имело место на протяжении предшествующих тысячелетий. Она становится действительно производительной силой и практически самостоятельной отраслью народного хозяйства. Занятия наукой, а также разработкой и внедрением технологических инноваций превращаются в профессиональную сферу, привлекая все больше способных к этому людей. Это, в свою очередь, увеличивает «валовой» объем производимой обществом интеллектуальной продукции.
§ 4. Постиндустриальное общество
Последовательным развитием
системы идей индустриального общества
стала теория постиндустриального
общества. Это понятие было сформулировано
в 1962 году американским социологом Дэниелом
Беллом, который позднее развил и
подытожил эту концепцию в
изданной в 1974 году работе «Приход постиндустриального
общества». Наиболее краткой характеристикой
такого типа цивилизации могло бы
послужить представление об информационном
обществе, ибо ядром его является
чрезвычайно быстрое развитие информационных
технологий. Если индустриальное общество
является результатом индустриальной
революции, то постиндустриальное общество
– продукт революции
Д. Белл исходит из того, что если в доиндустриальных и индустриальных обществах осевым принципом, вокруг которого строятся все социальные отношения, является собственность на средства производства, то в современных обществах, доминирующих в последней четверти ХХ века, место такого осевого принципа все чаще начинает занимать информация, точнее, совокупность ее – накопленные к этому моменту знания. Эти знания выступают источником технических и экономических инноваций и в то же время становятся исходным пунктом формирования политики. В экономике это находит свое отражение в том, что удельный вес и значение собственно промышленного производства как основной формы экономической активности существенно снижается. Оно вытесняется сервисом и производством информации.
Сервисный сектор в наиболее
продвинутых обществах включает
в себя более половины занятого населения.
Информационный же сектор, к которому
«причисляются все те, кто производит,
обрабатывает и распространяет информацию
в качестве основного занятия, а
также кто создает и
Разумеется, сфера материального
производства – ни в аграрном, ни
в индустриальном секторах – не
может утратить своего важного значения
в жизни общества. В конечном счете
та же научная и вообще информационная
деятельность нуждаются во все возрастающем
объеме оборудования, а занятые в
ней люди должны каждый день питаться.
Речь идет лишь о соотношении численности
занятых в том или ином секторе,
а также о соотношении
Таким образом, в цивилизации постиндустриального типа главным богатством выступает не земля (как в традиционном, аграрном обществе), даже не капитал (как в индустриальной цивилизации), а информация. Причем ее особенности, в отличие от земли и капитала, таковы, что она не ограничена, в принципе становится все более доступной каждому и не уменьшается в процессе ее потребления. К тому же она сравнительно недорога (ибо невещественна), а средства ее хранения и обработки становятся все более дешевыми в производстве, что увеличивает ее эффективность.
Техническим базисом информационного
общества выступает развитие компьютерных
технологий и средств коммуникаций.
Современные средства хранения, переработки
и передачи информации позволяют
человеку практически мгновенно
получать требуемую информацию в
любой момент из любой точки земного
шара. Огромный по масштабам объем
информации, накопленный человечеством
и продолжающий нарастать лавинообразно,
циркулирует в современном
А теперь рассмотрим, какие
социальные изменения вызывает информационная
революция по избранным нами параметрам
в тех обществах, где она проявила
себя наиболее отчетливо. При этом не
следует забывать о том, что ни
одно из существующих сегодня обществ,
включая наиболее продвинутые, нельзя
считать полностью
1. Принцип меньшинства, который призван заменить прежний принцип большинства. Взамен прежней политической стратификации, в которой несколько крупных блоков образовывали большинство, возникает «конфигуративное общество, в котором тысячи меньшинств, существование многих из которых носит временный характер, находятся в непрерывном круговороте, образуя совершенно новые переходные формы».[372]
2. Принцип «полупрямой» демократии, что означает, по сути, отказ от представительной демократии. Сегодня парламентарии фактически исходят, прежде всего, из собственных взглядов, в лучшем случае – прислушиваются к мнению немногочисленных экспертов. Повышение образовательного уровня и совершенствование коммуникативных технологий даст возможность гражданам самостоятельно вырабатывать собственные варианты многих политических решений. Другими словами, юридическую силу будет все чаще приобретать и мнение, формирующееся за пределами законодательных органов.
3. Принцип «разделения ответственности в принятии решений», который поможет устранить перегрузку, нередко блокирующую деятельность институтов власти. До сих пор слишком много решений принимается на национальном уровне и слишком мало – на местном (муниципальном) и международном. На транснациональный уровень необходимо делегировать права принятия решений по проблемам функционирования международных корпораций, торговли оружием и наркотиками, борьбы с международным терроризмом и т. п. Такого рода децентрализация управления обеспечит передачу части компетенции, с одной стороны, местным властям, с другой – наднациональным образованиям.