Толерантность и молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Толерантность в жизни общества………………………………..10
§1.1. Что такое толерантность………………………………………………...10
§1.2. Сущность толерантности: социолингвистический подход……...…….12
§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке…..14

Глава II. Толерантность и молодежь………………………………………19
§2.1. Воспитание толерантности у молодежи………………………………..19
§2.2. Воспитание толерантности у студенческой молодежи………………..22
§2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………28

Заключение ……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

толерантность в студенческой среде.docx

— 79.10 Кб (Скачать)

   Третье обстоятельство касается роли России в международном правовом пространстве противодействии дискриминации, расизма, ксенофобии и связанным с ними нетерпимости, экстремизму и терроризму, что невозможно без соблюдения декларации принципов толерантности.

 

 

 

________________________________________________________________

1. Летяга Д.С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №3.

  Проблема толерантности в студенческой среде одна из наиболее ярчайших, так как именно начиная учиться в университетах, люди начинают сталкиваться с большим количеством иностранных людей с другой верой, культурой, внешностью и взглядами на жизнь. Поэтому объяснять ребёнку то, что в мире много людей , все они разные, но при этом имеют равные права на существование нужно с раннего детства. С другой стороны, у кого вставал вопрос о нетерпимости к другой национальности или конфессии в 1-7 классах? Тем не менее, основные знания о мире человек получает в первые

3 года своей жизни-  соответственно, в это время и  нужно учить ребёнка толерантности,  так как в более позднем  возрасте это проявится. Но  есть одно НО! Учить ребёнка  толерантности, а самим быть  не толерантным – безрезультатно. Представьте себе ситуацию, когда  отец объясняет сыну, что есть  разные национальности, к ним  нужно относиться терпимо, но  при этом ругает работников  рынка и нецензурно выражается  в адрес граждан кавказской  национальности! Из приличия ребёнок  послушает эту информацию, как  и любое папино наставление,  но выполнять его по жизни,  вряд ли будет.

   В студенческой среде развивать толерантность необходимо совместной работой студентов, причем, желательно не соревновательной, а коллективной! Это может быть, что активно практикуется, сборная студенческая группа, где ребята постоянно находятся плечом к плечу, вместе учатся и, самое главное, сдают сессию, что, несомненно, объединяет студентов. Участие в общественной жизни университета так же объединяют студентов: это различные КВНы, студенческие советы, профком, различные творческие кружки.

   Чтобы способствовать формированию толерантного сознания и препятствовать распространению экстремизма и насилия в России необходимо, прежде всего, формировать у людей уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающиеся по внешности, языку, убеждениям, отражать разнообразие идей в обществе. В первую очередь это, конечно, задача СМИ, не меньшую роль играет здесь и воспитательная работа.

   Прививать толерантность необходимо как можно раньше, но вряд ли здесь приходится говорить о школьном возрасте, когда такие понятия просто неинтересны и непонятны. Согласно психологическим исследованиям, для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности, оптимальным возрастным периодом является юношеский, к которому относится и студенчество.

   Необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой частью молодёжи является именно студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Толерантность для студента подразумевает отношения внутри студенческой среды и, конечно, вне её. Контролировать эти отношения довольно сложно, поскольку они зависят от личной культуры каждого. Таким образом, необходимо не только пропагандировать идею толерантного отношения, но и поднимать общий уровень культурного развития студентов.

   Решить эти вопросы под силу студенческому самоуправлению. К своим сверстникам студенты прислушаются быстрее, чем к представителям старшего поколения.

   Наилучший способ установления толерантных отношений – совместная деятельность. В этом смысле строительные и спасательные отряды, творческие объединения способны сделать гораздо больше, чем информационно-просветительская деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

 

   Передо мной была поставлена задача выяснить, насколько студенты Оренбургского Государственного Университета толерантны к лицам Кавказской национальности и лицам ближнего зарубежья, выяснить отношение студентов к беженцам и нищим людям в Российской Федерации, понять их мысли, действия, поведение и поступки в отношении других людей.

   Для этого мною была предоставлена анкета студентам различных факультетов ОГУ. В анкетировании участвовали 30 студентов, из них 20 – девушки, 10 – парни.

   Этапы исследования:

  • Подготовительный этап (выбор темы, разработка программы и инструментов);
  • Сбор социологической информации;
  • Обработка собранной информации;
  • Анализ собранной информации, подготовка к отчету.

 

 

Как уже говорила, передо мной стояла цель выявить степень  толерантности у студентов ГОУ  ОГУ. Мною был задан следующий  рад вопросов:

  1. Знаете ли вы, что Конституция РФ закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы и национальности и др..?
  2. Толерантность – это?
  3. Как вы считаете, националист – это тот, кто..?
  4. Иммигранты – это в первую очередь те, кто..?
  5. Жители Кавказа – это, в первую очередь..?
  6. Как вы относитесь к браку между представителями разных национальностей?
  7. Как вы считаете, каковы причины возникновения конфликтов с иностранными лицами?
  8. Хотели бы вы больше знать о разных странах, народах мира, об их культуре, традициях?
  9. Какого ваше отношение к людям-инвалидам?
  10. Как вы относитесь к беженцам?
  11. Поддерживаете ли вы практику полиции проверять документы на улице у людей не-славянской внешности?
  12. Если да, то обоснуйте свой ответ..?
  13. Если нет, то обоснуйте свой ответ..?
  14. Скажите пожалуйста, вы к иммигрантам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?
  15. Поддерживаете ли вы организации, которые выступают против иммиграции и за «Россию для русских»?
  16. По вашему мнению, существует ли среди вашего окружения нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
  17. Считаете ли вы деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?
  18. Анкета для тебя..?

 

Ответы опрашиваемых:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Существует широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных  компонентах, параметрах, факторах, детерминантах  толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления  новой научной области, каковой  является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти  подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.

 

Толерантность не имеет  однозначного определения и понимается в различных научных дисциплинах  по-разному: как активная форма отношения  к миру, как приспособительная  функция организма, как эквивалентность и мера различаемости, как нравственная сдержанность, как терпимость, эмоциональная устойчивость.

 

Толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая  технология взаимодействия людей, такая  технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание  интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого  решения. Обучение человека диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать  и уважительно относиться к другой точке зрения - проблема современного общества в области воспитания и  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63. 

 

  1. Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева «Образование как фактор отверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глоболизации»; Москва, - 2005г. – 137с.

 

  1. Декларация о принципах толерантности, статья 4, пункт 1, - 1995г.
  2.  
    Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1999. - 27 с.

 

  1. Иванова Т.А. "Все мы разные" / Иванова Т.А., Е. В. Борисоглебская // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4

 

  1. Летяга Д.С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №3.

 

  1. Пойми меня // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №7.
  2.  
    Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.  
     
    Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.  
  3. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

 

  1. Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1999. - 27 с.

 

  1. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

 

  1. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.

 


Информация о работе Толерантность и молодежь