Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:04, курсовая работа
Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Толерантность в жизни общества………………………………..10
§1.1. Что такое толерантность………………………………………………...10
§1.2. Сущность толерантности: социолингвистический подход……...…….12
§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке…..14
Глава II. Толерантность и молодежь………………………………………19
§2.1. Воспитание толерантности у молодежи………………………………..19
§2.2. Воспитание толерантности у студенческой молодежи………………..22
§2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………28
Заключение ……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………….30
3) «В жизни отдельной
личности Т.п. — проявление
готовности прислушаться к
4) «Практика достойных
форм признания своего
______________________________
1. Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева «Образование как фактор отверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глоболизации»; Москва, - 2005г. – 137с.
§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке
Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.
Взгляды Ж.-Ж. Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребёнка, представлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Взрослому отводились вторые роли при активной роли ребёнка. В своём программном произведении «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо определяет одну из важных задач воспитания – воспитание добра посредством воспитания добрых суждений, чувств, воли. Ж.-Ж. Руссо категорично отказывался от наказаний, грубых воспитательных воздействий. Несколько похожи взгляды М. Монтессори, которая актуализирует идеи свободы в личностных проявлениях ребёнка. Активная роль принадлежит самостоятельности детей. Роль взрослого заключается в наблюдении и невмешательстве в естественное развитие ребёнка: «…руководительница должна прилагать все усилия, чтобы не нарушить принцип свободы ребёнка. Вызвав с его стороны малейшее усилие, она уже не сумеет разобраться в самопроизвольной деятельности ребёнка …нельзя настаивать, повторяя урок, нельзя давать почувствовать ребёнку, что он не ошибся или не понял, потому что этим она заставит сделать его усилие – понять и тем самым нарушить то естественное состояние его». Таким образом, педагогические воззрения М. Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному безманипулятивному воздействию со стороны педагога.
Показательны с точки
зрения деликатного отношения к
личностному развитию ребёнка педагогические
идеи Л.Н. Толстого. Он выступает за
уважение прав ребёнка, провозглашая принципы
народности, гуманности, демократизма.
Данные принципы призван обеспечить
учитель. Л.Н. Толстой большое значение
отводит личностным и нравственным
качествам педагога, среди которых
ведущее место принадлежит
Принципиальное значение
для педагогики толерантности имеют
взгляды известного русского педагога
К.Н. Вентцеля. В них провозглашаются
принципы максимального развития творческих
возможностей ребёнка на основе уважения
его личности и представления
свободы в действиях и
Особый интерес с точки
зрения внедрения в педагогическую
практику принципов толерантности
отводится и вальдорфской педагогике.
Один из принципов обучения и воспитания
ребят, создания вальдорфской системы
в целом, нравственного свойства
воспитателей носит название терпимости;
в своё время провозглашённый
Р. Штейнером и имеющий
«Стоит подумать о последствиях,
вытекающих из двух положений –
приверженность собственной позиции
и понимание позиции других. Только
из такого подхода вытекает способность
людей к социальному
Противоречивым можно назвать взгляды Л.С. Выготского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С. Выготским высказывается жёсткая позиция на проблему взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание им сравнивается с «войной», с другой стороны, Л.С. Выготским высказываются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей: «…авторитарный принцип должен быть разрушен… послушание должно быть заменено свободной социальной координацией».
Одним из ярких представителей советской педагогики является В.А. Сухомлинский. В основе его взглядов, по сути, лежат гуманистические идеи толерантности. Он писал: «В наших руках величайшая их всех ценностей мира – Человек». На педагоге лежит огромная ответственность за формирование личности, поэтому чрезвычайно важно быть чутким, деликатным к развивающемуся человеку, терпимым к его недостаткам, что достигается посредством любви и трепетного отношения к подрастающему поколению: «…настоящая любовь воспитателя к воспитанникам – огромное, необратимое желание дать им то, что есть в вас доброго для вас самих».
В своей работе «Павлышская средняя школа» В.А. Сухомлинским провозглашаются постулаты этического поведения воспитанников, среди них отчётлива активная позиция автора против терпимого отношения к злу: «Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям». В этом видится граница допустимого, где достоинство является мерилом терпимости: «Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?».
Идеи толерантности в современной педагогике встречаются в работах педагогов-новаторов, таких как Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и многих других. Так, например, Ш.А. Амонашвили в процессе управления обучением и воспитанием детей вводятся безусловные правила, вот некоторые из них: принятие личности каждого ребёнка, учёт индивидуальных особенностей детей, воспитание и обучение с позицией уважения, достоинства и веры в ресурсы ребят, совместное создание атмосферы сотрудничества, соразвития, сотворчества.
В отечественной науке и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия.
Чрезвычайно близки к педагогике толерантности идеи педагогики ненасилия.
Направление «Педагогика ненасилия» относительно недавно возникло в отечественной науке. Педагогика ненасилия – это движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения детей и юношества, опирающиеся на принцип личностного подхода; это направление, ориентированное на формирование у подрастающего поколения позиции ненасилия, что выражается в способности строить свои отношения с окружающим миром, природой, другими людьми на ненасильственной основе. В качестве конкретных задач педагогики ненасилия выступают два взаимосвязанных блока:
1) задачи, связанные с
воспитанием у подрастающего
поколения миролюбия, духа
2) задачи, связанные с
гуманизацией процесса
Терпимость в ракурсе
рассматриваемого направления считается
одним из психологических условий
принятия позиции ненасилия, важным
личностным свойством педагога, руководителя.
Основоположники направления А.
Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе, Дж. Колта, С. Мадди; проанализируем некоторые из них.
Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А. Маслоу основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать: «Люди должны быть тем, кем они могут быть, они должны быть верны своей природе». По А. Маслоу, самоактуализирующей является любой вариант реализации способностей в деятельности. Люди, не осознающие своего потенциала, «бытийных» ценностей, страдают низкой самооценкой, страхами, тревогами, защитными механизмами. Задача руководителя, педагога – справиться с заниженной самооценкой, страхами, тревогами, защитами, прочувствовать «бытийные», экзистенциальные ценности и осознать свои возможности. Тогда любое воздействие, направляемое воспитателем, руководителем, учителем извне, потеряет актуальность, поскольку будет заменено внутренним самоуправлением и саморазвитием. Воспитать психологически здорового ребёнка смогут психологически благополучные взрослые. А. Маслоу утверждал, что главная цель педагога – помочь ребёнку обнаружить то, что в нём заложен, затем реализовать свой потенциал в деятельности. Для этого необходимо создание атмосферы, стимулирующей личностный рост и на протяжении всего учебного процесса соблюдение определённых условий. Во-первых, всем своим поведением демонстрировать доверие детям, учитывать их внутреннюю мотивацию к учению, чувствовать и понимать настроение детского коллектива, открыто выражать свои чувства.
Психотерапия К. Роджерса
о безусловном принятии клиента,
эмпатическом понимании и конргуэнтности
психотерапевта имеют практическое
звучание в педагогике. К. Роджерсом
сформулирован тезис о личном
опыте ребёнка в обучении. Педагогу
отводится роль фасилитатора, т.е. человека,
способствующего эффективному и
результативному осуществлению
группового образовательного процесса
и действия. Педагог - фасилитатор
призван стимулировать
Концепция «действенного воспитания» Д. Динкмейера и Г.Д. Мак–Кейма строится на уверенной коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми. Действенное воспитание даёт воспитателю возможность для лучшей ориентации в ребёнке, в самом себе и в процессе воспитания, воспитательного взаимодействия с большей уверенностью в себе и стабильностью по отношению к ребёнку, создание прочных, развивающих и поддерживающих взаимоотношений с ребёнком, сохранение способности к действию в проблемных ситуациях повседневного воспитания.
Р. Дрейкурс называл мужественными
людей, которые признают своё несовершенство.
Основой уверенности в себе является
мужество признать своё несовершенство.
Если взрослый может смириться со
своим несовершенством и
Б.Э. Риэрдон ставятся следующие
актуальные проблемы педагогики толерантности:
особенности терпимого
(1) научить жить в многоликом мире,
(2) научить конструктивно разрешать конфликты,
(3) воспитать ответственность»,
- считает автор, необходимо
На педагога возлагается
большая надежда в
Таким образом, прогрессивная
педагогическая мысль как отечественной
школы, так и зарубежных авторов
всегда была пронизана идеями гуманизма,
сопротивлялась насильственному
Глава II. Толерантность и молодежь.
§2.1. Воспитание толерантности у молодежи.
На сегодняшний день идеология государства в России, можно сказать, отсутствует, и на государственном уровне молодежью заниматься некому. Такой мощной организации, какой когда-то был ВЛКСМ, сейчас нет, и, по большому счету, молодежь предоставлена сама себе. Воспитание школьников и подростков зависит от родителей и школ. Но родители сегодня все меньше внимания уделяют детям, все больше заняты работой и добыванием денег. А вне школы большинство детей и подростков предоставлены сами себе. И зачастую их «воспитывают» телевизор и компьютер. А по телевизору и в Интернете сейчас нередки сцены насилия, жестокости, разврата, которые оказывают негативное влияние на еще не окрепшую психику подростка. Поэтому сегодня особо остро стоит вопрос о толерантном воспитании молодежи. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека.