Толерантность и молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Толерантность в жизни общества………………………………..10
§1.1. Что такое толерантность………………………………………………...10
§1.2. Сущность толерантности: социолингвистический подход……...…….12
§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке…..14

Глава II. Толерантность и молодежь………………………………………19
§2.1. Воспитание толерантности у молодежи………………………………..19
§2.2. Воспитание толерантности у студенческой молодежи………………..22
§2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………28

Заключение ……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

толерантность в студенческой среде.docx

— 79.10 Кб (Скачать)

3) «В жизни отдельной  личности Т.п. — проявление  готовности прислушаться к мнению  политических противников, стремление  их переубедить (по одним вопросам  — средствами логической аргументации; умение признать правоту их  позиций — по другим)»; 

4) «Практика достойных  форм признания своего поражения  в политической борьбе — одно  из свидетельств климата Т.п.  в партии или в движении, а  также в стране в целом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________

1.   Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева «Образование как фактор отверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глоболизации»; Москва, - 2005г. – 137с.

§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке

 

   Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо пронизаны  доверием к личностному развитию ребёнка, представлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Взрослому отводились вторые роли при  активной роли ребёнка. В своём программном  произведении «Эмиль, или О воспитании»  Ж.-Ж. Руссо определяет одну из важных задач воспитания – воспитание добра  посредством воспитания добрых суждений, чувств, воли. Ж.-Ж. Руссо категорично  отказывался от наказаний, грубых воспитательных воздействий. Несколько похожи взгляды  М. Монтессори, которая актуализирует  идеи свободы в личностных проявлениях  ребёнка. Активная роль принадлежит  самостоятельности детей. Роль взрослого  заключается в наблюдении и невмешательстве  в естественное развитие ребёнка: «…руководительница должна прилагать все усилия, чтобы  не нарушить принцип свободы ребёнка. Вызвав с его стороны малейшее усилие, она уже не сумеет разобраться  в самопроизвольной деятельности ребёнка  …нельзя настаивать, повторяя урок, нельзя давать почувствовать ребёнку, что он не ошибся или не понял, потому что этим она заставит сделать  его усилие – понять и тем самым  нарушить то естественное состояние его». Таким образом, педагогические воззрения М. Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному безманипулятивному воздействию со стороны педагога.

Показательны с точки  зрения деликатного отношения к  личностному развитию ребёнка педагогические идеи Л.Н. Толстого. Он выступает за уважение прав ребёнка, провозглашая принципы народности, гуманности, демократизма. Данные принципы призван обеспечить учитель. Л.Н. Толстой большое значение отводит личностным и нравственным качествам педагога, среди которых  ведущее место принадлежит любви  к детям и избранному творчеству педагогической стези. Л.Н. Толстой  высказывался категорически против принуждения, жёстких дисциплинарных воздействий: «Если учитель имеет  только любовь к делу, он будет хороший  учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который  прочёл все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам. Если учитель  соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Принципиальное значение для педагогики толерантности имеют  взгляды известного русского педагога К.Н. Вентцеля. В них провозглашаются  принципы максимального развития творческих возможностей ребёнка на основе уважения его личности и представления  свободы в действиях и желаниях. К.Н. Вентцель был противником принуждающего  воздействия. В своей основной работе «Идеальная школа будущего и способы её осуществления» К.Н. Вентцель по сути провозглашает один из принципов толерантности через «развитие воли путём свободного действия и путём самостоятельного творчества, потому что воля является фактором душевной жизни». К.Н. Вентцелем предложено несколько новаторских для педагогики той поры идей: написание ребёнком своего учебника, где соединялись бы его знания, активная позиция ребёнка как исследователя, маленького искателя истины; совершенствование учения.

Особый интерес с точки  зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности  отводится и вальдорфской педагогике. Один из принципов обучения и воспитания ребят, создания вальдорфской системы  в целом, нравственного свойства воспитателей носит название терпимости; в своё время провозглашённый  Р. Штейнером и имеющий продолжение  у его последователей.

«Стоит подумать о последствиях, вытекающих из двух положений –  приверженность собственной позиции  и понимание позиции других. Только из такого подхода вытекает способность  людей к социальному сотрудничеству. Но никаким внешним доверием не добиться этого. Желание взаимодействовать  должно исходить из глубины человеческой души. Когда, разделившись на разные религиозные  группы в соответствии с пожеланиями  родителей, ученики вместе с учителями  расходятся по своим классам, мы видим, как на деле осуществляется принцип  терпимости, а это формирует такую  же позицию у школьников».

Противоречивым можно  назвать взгляды Л.С. Выготского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С. Выготским  высказывается жёсткая позиция  на проблему взаимодействия между педагогом  и детьми, преподавание им сравнивается с «войной», с другой стороны, Л.С. Выготским высказываются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей: «…авторитарный принцип должен быть разрушен… послушание должно быть заменено свободной социальной координацией».

Одним из ярких представителей советской педагогики является В.А. Сухомлинский. В основе его взглядов, по сути, лежат гуманистические идеи толерантности. Он писал: «В наших руках  величайшая их всех ценностей мира – Человек». На педагоге лежит огромная ответственность за формирование личности, поэтому чрезвычайно важно быть чутким, деликатным к развивающемуся человеку, терпимым к его недостаткам, что достигается посредством любви и трепетного отношения к подрастающему поколению: «…настоящая любовь воспитателя к воспитанникам – огромное, необратимое желание дать им то, что есть в вас доброго для вас самих».

В своей работе «Павлышская  средняя школа» В.А. Сухомлинским провозглашаются  постулаты этического поведения  воспитанников, среди них отчётлива  активная позиция автора против терпимого  отношения к злу: «Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится  жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям». В этом видится граница допустимого, где достоинство является мерилом терпимости: «Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?».

Идеи толерантности в  современной педагогике встречаются  в работах педагогов-новаторов, таких  как Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и многих других. Так, например, Ш.А. Амонашвили в процессе управления обучением и воспитанием  детей вводятся безусловные правила, вот некоторые из них: принятие личности каждого ребёнка, учёт индивидуальных особенностей детей, воспитание и обучение с позицией уважения, достоинства  и веры в ресурсы ребят, совместное создание атмосферы сотрудничества, соразвития, сотворчества.

В отечественной науке  и практике идеи толерантности реализуются  в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия.

Чрезвычайно близки к педагогике толерантности идеи педагогики ненасилия.

Направление «Педагогика  ненасилия» относительно недавно возникло в отечественной науке. Педагогика ненасилия – это движение прогрессивных  педагогов, выступающих против различных  форм принуждения детей и юношества, опирающиеся на принцип личностного  подхода; это направление, ориентированное  на формирование у подрастающего  поколения позиции ненасилия, что  выражается в способности строить  свои отношения с окружающим миром, природой, другими людьми на ненасильственной основе. В качестве конкретных задач  педагогики ненасилия выступают  два взаимосвязанных блока:

1) задачи, связанные с  воспитанием у подрастающего  поколения миролюбия, духа ненасилия;

2) задачи, связанные с  гуманизацией процесса обучения  и воспитания, взаимодействия взрослых  и детей.

Терпимость в ракурсе  рассматриваемого направления считается  одним из психологических условий  принятия позиции ненасилия, важным личностным свойством педагога, руководителя. Основоположники направления А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров предлагают начинать с дошкольного детства  через тренировку и развитие выдержки, в младшем школьном возрасте через  формирование элементов терпимости, в подростковом и старшем школьном возрасте – через развитие терпимости.

Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе, Дж. Колта, С. Мадди; проанализируем некоторые из них.

Гуманистические взгляды  самоактуализирующейся личности А. Маслоу основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать: «Люди должны быть тем, кем они  могут быть, они должны быть верны своей природе». По А. Маслоу, самоактуализирующей является любой вариант реализации способностей в деятельности. Люди, не осознающие своего потенциала, «бытийных» ценностей, страдают низкой самооценкой, страхами, тревогами, защитными механизмами. Задача руководителя, педагога – справиться с заниженной самооценкой, страхами, тревогами, защитами, прочувствовать «бытийные», экзистенциальные ценности и осознать свои возможности. Тогда любое воздействие, направляемое воспитателем, руководителем, учителем извне, потеряет актуальность, поскольку будет заменено внутренним самоуправлением и саморазвитием. Воспитать психологически здорового ребёнка смогут психологически благополучные взрослые. А. Маслоу утверждал, что главная цель педагога – помочь ребёнку обнаружить то, что в нём заложен, затем реализовать свой потенциал в деятельности. Для этого необходимо создание атмосферы, стимулирующей личностный рост и на протяжении всего учебного процесса соблюдение определённых условий. Во-первых, всем своим поведением демонстрировать доверие детям, учитывать их внутреннюю мотивацию к учению, чувствовать и понимать настроение детского коллектива, открыто выражать свои чувства.

Психотерапия К. Роджерса о безусловном принятии клиента, эмпатическом понимании и конргуэнтности психотерапевта имеют практическое звучание в педагогике. К. Роджерсом  сформулирован тезис о личном опыте ребёнка в обучении. Педагогу отводится роль фасилитатора, т.е. человека, способствующего эффективному и  результативному осуществлению  группового образовательного процесса и действия. Педагог - фасилитатор  призван стимулировать личностный рост воспитанника, создавая особые условия: полное принятие, понимание, конгруэнтность. Если ученики сталкиваются с высоким  уровнем понимания, заботы и искренности, они научатся большему и лучше  себя ведут, чем когда они имеют  дело с невысоким уровнем поддержки. Очень важно относиться к ученикам как «чувствующим и сознательным человеческим существам».

Концепция «действенного  воспитания» Д. Динкмейера и Г.Д. Мак–Кейма строится на уверенной  коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми. Действенное  воспитание даёт воспитателю возможность  для лучшей ориентации в ребёнке, в самом себе и в процессе воспитания, воспитательного взаимодействия с  большей уверенностью в себе и  стабильностью по отношению к  ребёнку, создание прочных, развивающих  и поддерживающих взаимоотношений  с ребёнком, сохранение способности  к действию в проблемных ситуациях  повседневного воспитания.

Р. Дрейкурс называл мужественными  людей, которые признают своё несовершенство. Основой уверенности в себе является мужество признать своё несовершенство. Если взрослый может смириться со своим несовершенством и положиться на возможность совершенствоваться, это действует успокаивающе и  стабилизирующее на ребёнка. «Сознание  собственного несовершенства не предполагает его в качестве оправдательного  аргумента при (преступной и прочей) неосторожности и при повторении ошибок. Такой подход даёт определённую уверенность (от возможных упрёков), но имеет отрицательный педагогический эффект (потому что учит ребёнка прибегать к отговоркам)».

Б.Э. Риэрдон ставятся следующие  актуальные проблемы педагогики толерантности: особенности терпимого поведения  в классе, как обучать толерантности  и из чего она складывается, предлагаемые подходы к обучению различным  видам толерантности в начальной  школе и другие. «Тремя сверхважными целями образования:

(1) научить жить в многоликом  мире,

(2) научить конструктивно  разрешать конфликты, 

(3) воспитать ответственность», - считает автор, необходимо посвящать  занятия с учениками. 

На педагога возлагается  большая надежда в культивировании  толерантных идей в школах, среди  воспитанников и их родителей. Совместными  усилиями администрации, педагогов, детей, родителей, общественности и др., полагает автор, можно построить толерантные  отношения в обществе и в целом  мире.

Таким образом, прогрессивная  педагогическая мысль как отечественной  школы, так и зарубежных авторов  всегда была пронизана идеями гуманизма, сопротивлялась насильственному манипулятивному  воздействию со стороны взрослых и в физическом, и в духовном плане. Переломные изменения, наблюдаемые  в общественной жизни России, ставят приоритетность «мягкого» толерантного управления образованием всех участников образовательного пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Толерантность и молодежь.

§2.1. Воспитание толерантности  у молодежи.

 

   На сегодняшний день идеология государства в России, можно сказать, отсутствует, и на государственном уровне молодежью заниматься некому. Такой мощной организации, какой когда-то был ВЛКСМ, сейчас нет, и, по большому счету, молодежь предоставлена сама себе. Воспитание школьников и подростков зависит от родителей и школ. Но родители сегодня все меньше внимания уделяют детям, все больше заняты работой и добыванием денег. А вне школы большинство детей и подростков предоставлены сами себе. И зачастую их «воспитывают» телевизор и компьютер. А по телевизору и в Интернете сейчас нередки сцены насилия, жестокости, разврата, которые оказывают негативное влияние на еще не окрепшую психику подростка. Поэтому сегодня особо остро стоит вопрос о толерантном воспитании молодежи. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека.

Информация о работе Толерантность и молодежь