Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:04, курсовая работа
Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Толерантность в жизни общества………………………………..10
§1.1. Что такое толерантность………………………………………………...10
§1.2. Сущность толерантности: социолингвистический подход……...…….12
§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке…..14
Глава II. Толерантность и молодежь………………………………………19
§2.1. Воспитание толерантности у молодежи………………………………..19
§2.2. Воспитание толерантности у студенческой молодежи………………..22
§2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………28
Заключение ……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………….30
В этическом подходе толерантность выступает как самостоятельная общезначимая ценность. Толерантность при этом трактуется как всеобщий принцип, действие которого не ограничено никакими условиями. Пример толерантности такого типа может быть выражен в требовании равнозначности любых идей, представлений, точек зрения. В этом смысле «толерантность» тождественна «плюрализму». Толерантность, описываемая таким образом, исключает насилие, отождествляя последнее с абсолютным злом .
В рамках данного подхода также выявляется относительный характер толерантности, она рассматривается как возможность воспринимать чужие представления и принципы, если только они не противоречат требованиям морали , признается возможным использование насилия в определенных ситуациях, называемого в связи с этим А. А. Гусейновым «прагматическим» пониманием насилия.
Феномен толерантности в нашей стране систематизировано и интенсивно начал разрабатываться с середины 90-х годов XX века. В отечественной науке тема толерантности популярна в многочисленных исследовательских центрах: в Институте Философии РАН, в Уральском МИОНе, в Институте Социологии РАН, в Институте Толерантности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы; проблемы толерантности не раз поднимались на Ломоносовских чтениях в МГУ, на симпозиумах и конференциях.
За последние годы написаны большое количество курсовых работ и защищены диссертации, посвященные проблемам толерантности. В философии активно работали исследователи Т. В. Волкова, В. М. Золотухин, Н. В. Круглова, Ф. М. Малхозова, В. С. Миронов, М. Б. Хомяков, Ф. А. Шебзухова. Имеет место попытка создания плюралистических теорий толерантности. Изданы монографии С. Бондыревой, В. М. Золотухина, Н. Г. Капустиной, И. В. Крутовой, Л. П. Разбегаевой, коллективная монография «Демократия: конфликтность и толерантность» и др., опубликованы другие издания и рукописи.
Положительно оценивая вклад ученых в разработку теоретических и прикладных аспектов феномена толерантности, необходимо отметить, что данная проблема остается недостаточно изученной в социальной философии. По мнению А. А. Никишенкова, необычайно велик разброс мнений в трактовке сущности толерантности – от признания ее ценностью до полного отрицания .
Несмотря на достаточно активное использование категории толерантности в отечественной и зарубежной философии, пока не выработаны однозначно сформулированные теоретические положения, принципы и основания философского дискурса толерантности как научной категории и феномена. До сих пор не сформулированы положения методологического характера, которые бы позволили создать не узко дисциплинарную, а унитарную социально-философскую модель исследования толерантности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы об исследовательских лакунах и перспективах современной методологии анализа толерантности. В имеющихся исследованиях отечественных и зарубежных авторов до настоящего времени отсутствуют достаточно полные социально-философские исследования толерантности, в частности, этическим аспектам толерантности посвящено очень мало работ , что отрицательно сказывается на изучении толерантности в целом. Также нельзя считать разработанной в достаточной мере проблему формирования толерантности у студентов вуза. Наблюдается отставание в уровне профессиональной подготовки преподавателей в области культуры толерантного образования. Актуальность этих проблем и их недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи данного диссертационного исследования.
Глава I. Толерантность в жизни общества.
§1.1. Что такое толерантность
Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение.
Вольтер
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость,
стремление и способность к установлению
и поддержанию общности с людьми, которые
отличаются в некотором отношении от превалирующего
типа или не придерживаются общепринятых
мнений. Толерантность – трудное и редкое
достижение по той простой причине, что
фундаментом сообщества является родовое
сознание. Мы объединяемся в одной общности
с теми, кто разделяет наши убеждения,
или с теми, кто разговаривает на том же
языке или имеет ту же культуру, что и мы,
или с теми, кто принадлежит к той же этнической
группе. В сущности, общность языка и чувство
этнической близости на всем протяжении
человеческой истории выступают в качестве
оснований сообщества. В то же время мы
склонны враждебно или со страхом относиться
к «другим» – тем, кто от нас отличается.
Различие может иметь место на любом уровне
биологической, культурной или политической
реальности.
Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой – условием его дальнейшего развития.
Решающей главой в истории
толерантности явился кромвелевский
период английской истории 17 в. В то
время среди различных
В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.1
______________________________
1.Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1999. - 27 с.
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был – культурным, государственным или этническим.
Эпоха Просвещения 18 в., которую
часто наделяют духом толерантности,
породила очень опасный якобинский
фанатизм рационалистического типа.
Единственным видным представителем толерантности
в ту эпоху был Вольтер. Ему
приписывают изречение: «Я не согласен
с тем, что вы говорите, но пожертвую
своей жизнью, защищая ваше право
высказывать собственное
Фактически любое убеждение
– религиозное, политическое или
культурное – может привести к
нетерпимости, если не остается никакого
сомнения в непогрешимости идей, в
которые мы верим, и в ложности
тех взглядов, которые нами оспариваются.
Политическая свобода предполагает,
что мы в достаточной степени
доверяем нашим политическим оппонентам,
чтобы позволить им организоваться,
провести выборную кампанию и сформировать
новое правительство. Экономическая
свобода предполагает терпимость к
конкурирующим экономическим
______________________________
1.Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1999. - 63 с.
§1.2. Сущность толерантности: социолингвистический подход
Понятие «толерантность» в настоящее время чрезвычайно широко используется как в различных научных дисциплинах, так и в социальной практике (педагогической, политической, международной и т. д.). Обзор различных источников показывает, однако, что содержание этого понятия до сих пор не имеет строго определенного общепринятого содержания. Эта многозначность не препятствует, тем не менее, возможности систематической типологизации основных способов употребления понятия «толерантность», за основание которой может быть взята смысловая дифференциация содержания этого понятия, увязанная с определенными сегментами социальной реальности и дисциплинарно-научной специфики. В качестве базового уровня этой типологии выступает область «жизненного мира» (Э. Гуссерль) и, соответственно, сфера обыденного языка как фундамента, обеспечивающего возможность коммуникативного действия на более специализированных, терминологических уровнях употребления этого понятия. Семантическое поле смыслов, задаваемое понятием «толерантности» как в сфере обыденного языка, так и в отдельных сегментах специализированного знания, может быть эксплицировано посредством обращения к словарям, фиксирующим устойчивые семантические характеристики этого понятия.
Прежде, однако, необходимо сделать замечание, касающееся этимологии рассматриваемой лексемы, а также весьма важного — в перспективе его современного использования — значения этого понятия, закрепившегося уже в античной философии. Этимологически слово «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero {нести, переносить, выдерживать, терпеть). Деривативное существительное tolerantia имеет значение терпения, терпеливости и выносливости.
Особо следует отметить,
что уже в античной философии
мы находим толерантность в
Обратившись к современному значению этого понятия в обыденном языке, можно констатировать, что его значение здесь практически сведено к значению слова «терпимость» с присущим последнему оттенком пассивности.
Русские и многие зарубежные
словари общеупотребительной
1. Толерантность как терпимость
в присущем последнему слову
пассивном, страдательном
2. Толерантность как технический термин, употребляемый в инженерных, медицинских и биологических контекстах.
Следующим концептуальным уровнем
употребления рассматриваемого понятия
является его специально-дисциплинарное
значение, которое обнаруживает как
определенного рода преемственность
с описанным обыденным
Особо интересующая нас в
настоящем исследовании область
политического дискурса фиксирует
новые аспекты понятия «
1) «позиция тех или
иных политических сил,
2) случае, если эти силы
находятся у власти, Т.п. проявляется
в их политике допускать