Толерантность и молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Толерантность в жизни общества………………………………..10
§1.1. Что такое толерантность………………………………………………...10
§1.2. Сущность толерантности: социолингвистический подход……...…….12
§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке…..14

Глава II. Толерантность и молодежь………………………………………19
§2.1. Воспитание толерантности у молодежи………………………………..19
§2.2. Воспитание толерантности у студенческой молодежи………………..22
§2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………28

Заключение ……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

толерантность в студенческой среде.docx

— 79.10 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

Глава I. Толерантность в жизни общества………………………………..10

§1.1. Что такое толерантность………………………………………………...10

§1.2. Сущность толерантности: социолингвистический подход……...…….12

§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке…..14

 

Глава II. Толерантность и молодежь………………………………………19

§2.1. Воспитание толерантности  у молодежи………………………………..19

§2.2. Воспитание толерантности  у студенческой молодежи………………..22

§2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………28

 

Заключение ……………………………………………………………………29

Список литературы…………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.

   Одновременно с этим реформирование всех общественных отношений, осуществляемое в пределах очень короткого исторического отрезка времени, неизбежно привело к обострению ряда проблем - политических, экономических, культурных, социально-психологических, межнациональных.

   В этой сложной и противоречивой ситуации молодежь оказалась наиболее уязвимой категорией общества. "Стартовые условия" ее вхождения в самостоятельную жизнь значительно ухудшились, что выразилось в резком понижении социального статуса молодежи, ее экономического положения и углубления дифференциации вследствие ограничения доступа молодежи к образованию и культурным ценностям.

   Изменения в жизни современного общества России повлекли за собой ряд сложнейших проблем, затронувших молодежь в целом, и студенческую в частности. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Это значительно усложняло процесс адаптации молодого поколения в современных условиях, поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности.

   Одновременно в обществе произошло размывание национальной специфики российской культуры, снижение её духовной роли в общенациональном и общемировом цивилизационном процессе. Разрушение духовно-нравственных основ материального и социального бытия сопровождалось падением ценности творческого труда как базового условия самореализации личности и процветания общества. Это привело к росту асоциальных и противоправных форм молодежной активности. Появление социально уязвимых групп молодежи и одновременное культивирование элитарности других, объективно привело росту индивидуализма в его острых проявлениях, формирующее в отдельных слоях молодежи чувство социальной бесперспективности и стимулирующей тем самым асоциальные формы протеста.

   В последние годы проблемам воспитания студенческой молодежи посвящен ряд психолого-педагогических, социологических и социально-философских исследований. Результатом этих исследований стала разработка различных концептуальных подходов к вопросам воспитания и конкретным воспитательным системам различных учебных заведений (общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений).

 

Актуальность  исследованной темы:

   Интерес к толерантности привлекает внимание исследователей различных дисциплин - философии, социологии, культурологии, психологии личности, клинической, возрастной, социальной психологии и др. К настоящему времени сложились различные подходы к определению толерантности в зависимости от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в рамках которых рассматривается это понятие. Актуальность исследований проблемы толерантности обусловлена ростом межэтнической напряженности, увеличением нетерпимости в обществе. Большинство исследователей подчеркивают, что толерантность - это не просто терпимость к различиям, к другим людям, к отличающимся мнениям, взглядам. Толерантность предполагает умение быть терпимым, сохраняя собственные ценности, индивидуальность.

  

Предмет данного исследования:

Толерантность в межличностном  общении старшеклассников.

 

Объект данного  исследования.

Студенты Оренбургского  Государственного Университета города Оренбурга. В общей сложности 50 студентов из 16 факультетов. Из них 35 девушек, 15 юноши.

 

Цель и задачи:

   Цель исследования состоит в теоретическом анализе и эмпирическом изучении толерантности как сочетания поведенческого, эмоционального, когнитивного компонентов установки в межличностном общении старшеклассников. В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи.

   Задачи

1. Теоретический анализ  существующих подходов к определению толерантности; анализ представлений об особенностях толерантности в раннем юношеском возрасте; обоснование правомерности рассмотрения толерантности как социальной установки в аспекте ее трехкомпонентной структуры.

2. Эмпирический анализ  толерантной установки в межличностном  общении и построение типологии  старшеклассников на данной основе.

3. Выявление связи между  толерантностью и индивидуальными  характеристиками старшеклассников, а также особенностями социальных  ситуаций.

4. Разработка адекватного  целям исследования методического  инструментария.

 

Теоретико-методологическая основа данного исследования:

   Теоретико-методологической основой исследования послужили существующие направления в изучении толерантности в отношениях между людьми (В.В.Бойко), в восприятии других групп (В.С.Собкин, Н.М.Лебедева, Т.Г.Стефаненко и др.); представления о толерантности как принятии и уважении различий (В.А.Лекторский, М.Уолцер, Б.Риардон и др.), как личностной характеристики (Г.У.Солдатова, Шайгерова Л.А., Г.Оллпорт и др.). В анализе интолерантности мы исходили из теоретических положений и исследований агрессии, ее предпосылок у старшеклассников (А.Бандура, Р.Уолтерс, Н.В.Вострокнутов, Г.Паренс, А.Гуггенбюль и др.). При построении исследования мы также опирались на идеи о взаимосвязи установок, личности, ситуаций в межличностном общении.

 

   Методы

   Исследование построено  на качественных и количественных  методах. При построении замысла  исследования был использован  метод экспертных интервью. Среди  качественных методов изучения  толерантности старшеклассников  были задействованы неоконченные  предложения, глубинное интервью. Использованы также вопросники  Томаса, Кеттелла, Бойко; в рамках  целей исследования предпринята  авторская модификация методики  «Завершение ситуаций». Обработка  данных проводилась с помощью  контент - анализа и статистических  пакетов Excel, SPSS 11.5.

  

   Решению поставленных  задач и апробации исходных  положений служила совокупность  методов исследования, позволяющих  осуществлять взаимопроверку и  дополнение друг друга: теоретические  (сравнительный анализ философской,  педагогической, психологической, социологической,  культурологической литературы  и синтез точек зрения на  рассматриваемую проблему); эмпирические (изучение литературы, нормативно-правовых  документов, опыта организации деятельности  студентов вуза, наблюдения, беседы  и пр.); диагностические (анкетирование,  тестирование, самооценка и др.); педагогический эксперимент по  специально разработанной программе  (констатирующий, формирующий и контрольный  этапы); статистические методы обработки  данных, полученных в ходе эксперимента.

 

Степень научной разработанности  проблемы исследования.

   Степень научной разработанности темы исследования может быть представлена несколькими группами научных исследований. К первой группе следует отнести, работы представителей «западной» школы. Понятие «толерантность», различные его интерпретации («терпение», «терпимость» и т.д.), затрагивалось представителями многих школ и течений. Корни исследования данной категории имеют долгую историю, начиная с античности (Аристотель, Гераклит, Перикл, Платон, Сократ, Фукидид и др.), и до современных исследователей в западноевропейской социально-философской мысли.

   Глубокому всестороннему изучению традиционных цивилизационных систем и механизмов их функционирования посвящены работы зарубежных исследователей: М. Вебера, Г. Гегеля, Т. Бокля, И. Канта, К. Маркса, Л. Моргана, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ф. Энгельса, О. Шпенглера и др., а также современных представителей историко-философской школы: К. Поппера, Г. Риккерта, А. Дж. Тойнби, С. Хантингтона. В их трудах раскрыты методологии и модели познания путей развития цивилизаций и важнейшие аспекты толерантности.

   Ко второй группе автор относит собственно, российскую школу толерантности. В традициях русской религиозно-философской мысли необходимо выделить произведения Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, И. Л. Солоневича и др., посвященные осмыслению духовно-исторических основ российской цивилизации. Раскрытию религиозно-духовных ценностей российского общества в русле культурно-цивилизационного процесса посвящены труды русских ученых и исследователей Н. Я. Данилевского, А. С. Хомякова и др. Благодаря этому задолго до западноевропейских мыслителей (О. Шпенглер) была разработана этно-цивилизационная модель познания всемирной истории и обосновано учение о культурно-исторических типах, локальных цивилизациях (Н. Я. Данилевский). В результате российская цивилизация предстала как особая и самостоятельная. Наследие этих мыслителей рассматривается в работе как социально-философские основания российской концепции толерантности.

   К третьей группе можно отнести произведения современных российских и зарубежных авторов, в которых реализован историко-философский аспект темы толерантности. Он актуализирован в работах таких авторов, как Р. Верной, О. Грелл, В. М. Золотухин, И. Карли, Дж. Лаурсен, В. А. Лекторский, У. Монтер, Р. Портер, Л. В. Скворцов и др. В России в последние годы вопросы развития религии и, прежде всего, Православия были глубоко исследованы в работах В. И. Вернадского, В. И. Гараджи, Б. Л. Гинзбурга, А. Л. Гуревича, Н. И. Конрада, Г. Г. Майорова, М. Л. Мчедлова, А. Ф. Окулова, А. М. Прохорова, А. Д. Сухова и др.

   Необходимо выделить историко-философские труды востоковедов Ф. И. Щербатского, О. О. Розенберга, Е. Е. Обермиллера. Б. В. Семичева. Значительный вклад в исследование буддизма внесли Н. В. Абаев, Т. В. Ермакова, С. Ю. Лепехов, В. Г. Лысенко, В. В. Мантатов, Е. П. Островская, Р. Е. Пубаев, В. И. Рудой,В. С. Семенцов,А. А. Терентьев, Е. А. Торчинов, В. К. Шохин, Л. Е. Янгутов. В их произведениях осуществлена оценка толерантности как фактора устойчивости общества в исторической эволюции цивилизаций.

   К четвертой группе можно отнести философские исследования толерантности. В них толерантность рассматривается как философская категория диалектического отражения социального поведения человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром (В. А. Балханов, В. А. Васильев, Б. С. Гершунский, В. А. Лекторский, С. Мендус, П. Николсон, Л. В. Скворцов, Б. Уильямс и др.). Особое внимание в современной философии уделяется проявлениям толерантности в различных сферах жизни общества – коммуникации (Ю. Ершов), международных (С. Л. Кропотов, В. И. Михайленко) и межэтнических отношениях (В. Е. Козлов, Н. В. Мольденгауэр), морали (П. Николсон), политике (Дж. Мерфи, Дж. Чой, В. В. Шалин), праве (Дж. Горман, Н. Маккормик), религии (У. Джеймс, Дж. Коффи), экономике (В. О. Лобовиков), этике (Р. Р. Валитова, Н. Грамер, Г. Невью). При этом пути распространения толерантности в социальной жизни усматриваются исследователями преимущественно в образовании (Г. Д. Дмитриев, Д. В. Зиновьев, Е. Ю. Литвиненко, Р. Пратт, К. Уэйн и др.). В научной литературе утвердились следующие философско-методологические подходы к толерантности.

   Аксиологический подход трактует толерантность как «ценность–в–себе» (для Г. Маркузе – «цель–в–себе», для Питера П. Николсона – «благо–в–себе») или как одну из ценностей либеральной демократии. «Конфликтный» исследовательский подход к толерантности в отечественной философии подробно разрабатывается Б. Капустиным, а на Западе его придерживаются Шанталь Муфф, Жижек Лаклау. Онтолого-историцистский, рассматривающий толерантность как определённый способ сосуществования групп в истории, используется Майклом Уолцером в исследовании, посвящённом пяти режимам толерантности; иногда к нему прибегают другие коммунитаристы и мультикультуралисты, а также все те авторы, которые опираются на нелиберальные основания толерантности. В этическом подходе толерантность рассматривается как добродетель. Джон Ролз и другие представители деонто-логического либерализма видят в толерантности некий моральный идеал, к достижению которого обществу необходимо стремиться. В отечественной научной мысли также существует традиция рассмотрения толерантности во взаимосвязи с моралью (Г. Л. Бардиер, Р. Р. Валитова, В. А. Петрицкий, И. С. Кон, А. А. Гусейнов, Е. В. Магомедова и др.).

Информация о работе Толерантность и молодежь