Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:04, курсовая работа
Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Толерантность в жизни общества………………………………..10
§1.1. Что такое толерантность………………………………………………...10
§1.2. Сущность толерантности: социолингвистический подход……...…….12
§1.3. Становление толерантности в зарубежной и отечественной науке…..14
Глава II. Толерантность и молодежь………………………………………19
§2.1. Воспитание толерантности у молодежи………………………………..19
§2.2. Воспитание толерантности у студенческой молодежи………………..22
§2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………28
Заключение ……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………….30
В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой – с терпимостью, третий – с допуском, допустимостью, допустимым отклонением.1 На мой взгляд, есть и четвертый аспект, который связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен.
Для воспитания толерантности
необходимы люди, готовые увлечь за собой
собственным примером. О том, что обществу
необходимы образцы для подражания, которые
будут стимулировать не только мысли,
но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер:
«Без человеческих образцов высшей нравственности
не возникает элементарное просвещение,
а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию
временем…2 Точно так же мораль
не может сохраниться в обществе, где отсутствуют
абсолютные моральные ориентиры и подвижники,
готовые идти на жертву ради следования
этим ориентирам. В таком обществе и элементарная
порядочность становится редчайшим явлением».
Моделью толерантных отношений
в современном понимании, по мнению французского
исследователя М. Конша, является такое
сообщество, в котором господствуют интеллектуальная
свобода и абсолютная терпимость к любому
мнению.
______________________________
Если говорить о толерантности
как об отношении к другим, то
толерантность предполагает принятие
другого таким, какой он есть. И
подобно тому, как психолог, не идентифицируя
с клиентом, принимает его иследует
за ним, толерантность предполагает такое
же мысленное движение к пониманию. Человеку
может быть что-то непонятно в плане других
нравственных норм, другой культуры, но
это не дает ему право чувствовать свое превосходство.
Согласно статье четвертой Декларации
принципов толерантности, «воспитание
– эффективное средство предупреждения
нетерпимости.1 Воспитание в духе
толерантности начинается с обучения
людей тому, в чем заключаются их общие
права и свободы, чтобы обеспечить осуществление
этих прав, и с поощрения стремления к
защите прав других».
Необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Воспитание в духе толерантности
должно быть направлено на противодействие
влиянию, вызывающему чувство страха и
отчуждения по отношению к другим. Оно
должно способствовать формированию у
молодежи навыков независимого мышления,
критического осмысления и выработке
суждений, основанных на моральных ценностях.
Нельзя не обратить внимания на то, как
бережно американцы относятся к инвалидам,
малоимущим семьям, детям.
К примеру, Лига помощи Южной Калифорнии
в Лос-Анджелесе оказывает помощь детям
из малоимущих семей, инвалидам, престарелым...
В эту Лигу входит организация «Школьный
звонок». Она была создана в 1966 году. «Школьный
звонок» имеет свой детский сад – ясли,
детский театр, плавательный бассейн,
столовую, ресторан. Организация не только
предоставляет детям свои помещения для
занятий, но и обеспечивает их одеждой,
школьными товарами, игрушками и т.д.
Воспитатель или учитель
смотрит, как одет ребенок, и если он постоянно
ходит в одной и той же одежде, учитель
вносит его в список. А затем ребенка приводят
в «Школьный звонок», где обслуживают,
как в магазине: американцы стремятся
к тому, чтобы у каждого ребенка было чувство
собственного достоинства, и чтобы он
не понял, что ему оказывают помощь как
малоимущему. Вещи берут в магазинах по
более низким ценам (при распродажах) или
покупают на деньги спонсоров.
______________________________
1.Декларация о принципах толерантности, статья 4, пункт 1, - 1995г.
В Лос-Анджелесе очень
большая конкуренция между
Наша краснодарская
группа руководителей детских и юношеских
объединений побывала в детском саду «Школьного
звонка». В их группах на 20 детей приходится
три воспитателя, а на одну нянечку – три
ребенка. Кроме этого, в садике работают
бабушки и дедушки, которые в свободное
время приходят заниматься с детьми, помогают
стирать, убираться и т. д.
Молодежный и семейный центр Южной Калифорнии
работает с молодыми семьями.
Для малышей созданы бесплатные
ясли, детский сад, чтобы молодые родители
могли спокойно работать или учиться,
не заботясь о том, с кем оставить ребенка.
Подростков учат, как воспитывать детей,
помогают им выбрать карьеру.
Школьник за хорошие
оценки может получить 500 долларов (от
100 и выше). Это большой стимул, к тому же
прибавка к семейному бюджету. А вот если
они пропускают школу, то платят штраф.
На мой взгляд, это прекрасная идея.
Центр заключил договор с графством
Лос-Анджелеса, которое обеспечивает их
всем необходимым для того, чтобы молодые
родители закончили школу.
Отдельная работа проводится с теми, у
кого родители алкоголики или наркоманы.
Для молодых девушек и юношей, которые
готовятся стать родителями, также есть
курс обучения.
§2.2. Воспитание толерантности у студенческой молодежи.
Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро ксенофобия проявляется в молодёжной среде, в том числе и среди студенчества, о чем свидетельствуют социология молодёжи и социология образования. Поэтому все ученые, деятели культуры и образования должны хорошо понимать меру своей ответственности за проблемы воспитания населения в духе взаимного уважения и национальной терпимости, стремления к постижению истории, культуры и национальных особенностей народов, веками проживающих по соседству. Ведь именно такая Великая держава, как Россия, является одним из крупнейших многонациональных государств современного мира, объединившим разные национальности, обладающие своей неповторимой культурой.1
В сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные ценности. Молодёжь, и в особенности студенчество, оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений (национализма, насилия, наркотиков, криминала, проституции, СПИДа и т.д.). Причинами подобной ситуации является и неэффективная пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях.2
Студенчеству, составляющему молодёжную элиту сегодня, предстоит завтра работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений.
Поэтому наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы со студенческой молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности.
Толерантность – не уступка,
снисхождение или притворство, а, прежде
всего, активное отношение, формируемое
на основе признания универсальных
прав и основных свобод человека. Толерантность
– привилегия сильных и умных,
не сомневающихся в своих
Поэтому, необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества.3
______________________________
Студенчество демонстрирует развитие личностного потенциала, профессионализма и возможностей в решении задач любого государственного уровня. Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди студенчества, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами.
Студенчество занимает особое положение в обществе в силу того, что оно обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, готово практически участвовать в процессе преобразования России, выступать реальным партнером государственных органов, законодательной и исполнительной власти всех уровней в решении задач социального, воспитательного и иного характера.
Государство, со своей стороны, должно открыто заявить о своей позиции по отношению к молодёжи, использования её высокого потенциала, который в настоящее время реализуется не в полной мере. Оно должно обеспечивать программы поддержки студенчества в образовательных учреждениях по профилактике негативных явлений, нейтрализации асоциального и аддитивного поведения студенческой молодёжи, для выражения активной гражданской позиции в развитии системы духовно- нравственного воспитания.
Таким образом, важно осознать, что проблема межнациональных отношений и национальных меньшинств чрезвычайно сложна, её решение требует мобилизации всего государственного аппарата, системы школьного и высшего образования, институтов гражданского общества. А организации молодёжной школы толерантности явится важным шагом в создании и апробации модели межкультурного взаимодействия молодёжи, в процессе формирования гражданского общества, воспитания молодёжи в духе уважения к культурам разных нардов, что создаст фундамент для формирования социально активной студенческой молодёжи, увеличит гражданскую активность студенчества.
Изначально термин этот означает терпимость и принятие чего-то или кого-то. Разбирая этот термин в данном контексте необходимо установить некоторые рамки терпимости и принятия.
Толерантность или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Толерантность - это способность системы или организма выдерживать изменения входящих воздействий в определённом диапазоне без отказов в работе и без нарушения правил работы. С первого прочтения не слишком понятное определение. Современный словарь иностранных слов даёт определение толерантности: «Толерантность» - (лат. Tolerantia – терпение) -терпимость, снисходительность к кому-либо , чему-либо. Такое определение достаточно пространно и охватывает очень широкий круг проблем, касающихся в том числе и студенчества. Можно было бы говорить о толерантном отношении студента к преподавателю, взаимоотношениях между студентами разных курсов (противостояние «новенькие – старенькие», например), специальностей – в общей, любыми малыми группами, об элементарной вежливости. Но в данном случае следует рассматривать более конкретное определение, которое выявляет сущность толерантности как общественного явления: толерантность – искренняя, осознанно уважительная терпимость, специфическая психологическая установка, ориентирующая на уважительное восприятие чужой этнической, религиозной самостоятельности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности, как достойных уважения, связанных с активным психологическим процессом, направленные на внутреннее самостоятельное психологическое преодоление или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межрелигиозных, межнациональных и, в целом, межличностных отношениях и стремлению к мирному сосуществованию и взаимопониманию. И ещё одно определение, которое заслуживает внимания: в документах ООН «толерантность» - признание, уважение, соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых религиозных, этнических и иных особенностей.
Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов.
Необходимость рассмотрения этой темы продиктована рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России.
Первое из этих обстоятельств заключается в том, что ситуация строительства гражданского общества обусловила на индивидуальном и социальном уровнях рост осознания как отдельными людьми, так и социальными группами своего места в окружающем мире, прежде всего в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Процесс подобного осознания всегда осуществляется через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии, кавказофобии и антисемитизма, мигрант фобии, национализму, дискриминации и нетерпимости. Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиальной, социально- экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости.
Указанные формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. Для экстремистов часто оказывается достаточным, что человек - иной, непохожий, думающий по-другому, смотрящий по-другому, верящий по-другому, любящий иное. Во все века фанатики и экстремисты действовали по формуле, емко описанной Юлием Кимом: «Они нас убивают за то, что мы живем». Они предавали анафеме, сжигали на кострах и в газовых камерах целые народы, в первую очередь – праведников толерантности, людей с открытым сознанием. В их ряду Лев Николаевич Толстой, Махатма Ганди, Мартин Бубер, Михаил Бахтин, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и Андрей Дмитриевич Сахаров, Лев Выготский, Альберт Швейцер, Януш Корчак, Соломон Михолэс и др. (Лики толерантности). Их деяния являют собой образцы толерантности и ненасилия как двигателей развития человеческой истории.1
Второе обстоятельство состоит в том, что на государственном уровне социально-экономическое развитие страны во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции между различными финансово-промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики России. В сфере экономики с особой отчетливостью проявляется прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон. Например, в процессе переговоров любые проявления толерантности или просто неготовности к толерантности ведут к неуспеху. Тем самым, анализ влияния роли культуры переговоров как проявления социальных норм толерантности на экономику в России требуется не только для повышения терпимости друг к другу разных слоев общества и выработки социальной стратегии противодействия экстремизму, но и для качественного роста эффективности современной экономики.