Теоретический продъод к социальной рате с лицами, склонными к суициду

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Самоубийство на протяжении последних лет являются одной из острейших проблем современного общества. В результате этого аномального социального явления современное общество не только теряет людей, но и несёт существенный моральный ущерб. Факты суицидов негативно сказываются на морально-психологическом климате в социальных сообществах.
Суицид- акт, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций ,при которых собственная жизнь как высшая ценность для человека теряет смысл.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Суицид: проблема 4-5
1.1. Суицид мог бы случиться с вами 5-6
1.2. Частота суицидов 6-7
1.3. Что такое самоубийство? 8
1.4. Непрямое самоубийство 8-9
Глава 2. Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения 10
2.1. Проблемы социального и психологического здоровья населения,
причины суицидального поведения 10-12
2.2. Суицидальное поведение: его типы и условия проявления 12-15
2.3. Опыт работы с людьми, имеющими психологические отклонения,
и по предупреждению самоубийств 16-19
Глава 3. Социально-коррекционная деятельность с лицами,
склонными к суицидальному поведению 19-21
3.1. Профилактическая работа с лицами, склонными к суицидальному
поведению 21-24
3.2. Профилактическая беседа 24-27
3.3. Реабилитация граждан, склонных к суициду 27-29
3.4. Особенности работы с подростками 39-31
Глава 4. Технологии социальной работы по профилактике
суицида 32-33
4.1. Причины суицидального поведения 33-38
4.2. Типы суицидального поведения 38-39
4.3. Профилактика самоубийств 39-41
Заключение 42
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

kursovaya_3.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

- систематическую проверку мест возможного совершения суицида ( чердаков, подвалов, котельных и др. )

- организацию постоянного  контроля за индивидами, особенно  в период высокого суицидального риска;

- систематическое изучение  социально-психологических процессов  в социальных группах и поддержание в них здорового морально-психологического климата;

- регулярное изучение обоснованных запросов и нужд личностей, членов их семей и принятие мер по их удовлетворению;

- соблюдение принципа  социальной справедливости при  решении кадровых, служебных вопросов, при распределении метериальных  благ и т. п.;

- организацию плановой  педагогической работы и полноценного  досуга индивидов.

 Важным моментом  профилактики является обучение всех социальных работников приема оказания экстренной психологической помощи индивидам, саморегуляции собственных психических состояний, организация функционирования в учреждениях комнат психологической разгрузки. При наличии в близлежащих населенных пунктах телефонов доверия, экстренной психологической помощи все сотрудники должны быть информированы об их номерах.

 Частная  профилактика предусматривает осуществление превентивной (предохранительной) работы с лицами из «группы риска»:

  • углубленное психологическое и медицинское обследование;
  • проведение диагностических бесед;
  • принятие исчерпывающих мер по устранению причин самоубийства;
  • организация медицинской помощи и проведение психотерапевтической работы;
  • осуществление коррекции социального окружения;
  • осуществление непрерывной психологической поддержки;
  • использование психолого-педагогического воздействия родных и близких.

Если в поле зрения социального работника попадает индивид с явными симптомами суицидального поведения, то должны быть приняты все меры для его спасения. В этих целях способны помочь техника прямой и косвенной поддержки, организация контактов суицидента с близкими и дорогими ему людьми, медицинское лечение, психотерапия, привлечение авторитета других людей (священников, учителей, сослуживцев и др.).

Таким образом, социальная работа по профилактике самоубийств  представляет собой комплекс организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских, диагностических, психогигиенических, коррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных на устранение причин и условий для суицидов и на индивидуальную предупредительную работу с лицами из «группы риска» , оказание своевременной и квалифицированной психологической помощи и поддержки военнослужащим с симптомами суицидального кризиса. Эта работа характеризуется особой тонкостью и не допускает проведения массовых кампаний и «борьбы» против суицида, она требует от соцработника высокого профессионализма, искренности, сопереживания и вместе с тем настойчивости, твердости, неотступности при проведении в жизнь профилактических и реабилитационных мероприятий.

 Больные, склонные  к суицидальным действиям, требуют  внимания врача. Но если суицидальные  действия совершают практически  здоровые люди в ответ на  создавшиеся объективные психотравмирующие трудности, то компетенции врача бывает недостаточно. Меры только медицинского характера по отношению к этим лицам чаще всего малоэффективны.

 Предупреждению суицидов может способствовать развитая сеть как психотерапевтической, так и специальной суицидологической службы, «телефон доверия».

 Социальный работник  в этих случаях может выступать  в качестве координатора деятельности центров помощи жертвам суицида, а также способствовать созданию условий для ликвидации причин, приводящих к суицидальным действиям. [4;253с.]

 

 

 

 

 

Заключение

Самоубийство- это проблема общественного здоровья. Беспристрастная  статистика показывает, что ежегодно в мире кончают с собой примерно миллион человек. Однако статистические данные отражают далеко не всё; они ничего не говорят нам о страдании родственников, друзей и коллег самоубийцы, которые часто испытывают тревогу и растерянность после невероятного акта саморазрушения или сталкиваются с обрушивающимся на них позором.

Большую озабоченность  вызывает возрастные частоты завершённых самоубийств молодых людей; сегодня она является наибольшей у лиц моложе лет. Ещё одна серьёзная проблема касается других форм суицидального поведения, например, суицидальных попыток, которые ложатся тяжёлым бременем на систему здравоохранения, особенно на отделении неотложной помощи.

И всё же большую долю проявлений суицидального поведения  можно предотвратить, особенно случаи, связанные с психическими расстройствами, которых фактически большинство. В настоящее время существуют достоверно эффективные методы превенции самоубийств; и остаётся сожалеть, что лишь немногие руководители в системе здравоохранения осознают экономическое и гуманитарное бремя, порождаемое суицидом, и изменяют политику в этой сфере, создавая программы превенции самоубийств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Моховиков, А. Н. Суицидология: Прошлое и настоящее/ А. Н. Моховиков.- Москва: «Когито-центр», 2011.- 566с.
  2. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие/ П. Л. Павленок, М. Я. Руднева- Москва: Инфра-Москва,2011.-184с.
  3. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П. Л. Павленок, М. Я. Руднева- Москва: Инфра-М ,2009.- 271с.
  4. Жуков, В. И. Технологии социальной работы/ В. И. Жуков- Москва: Издательство РГСУ, 2011.- 386с.
  5. Замановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения/ Е. В. Замановская.- 3-е изд.-Москва:Academia,2006.-288с.
  6. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и нруппы/ Е. В. Замановская, В. Ю. Рыбников- СПб.:Питер,2011.-352с.
  7. Бойко, О. А. суицидальное поведение несовершеннолетних: как предотвратить и минимизировать последствия?!/ О. А Бойко//Социальная работа: научно-популярный журнал.- М.-2009.-№4.-55-60с.
  8. Марьин, М. И. Личностные факторы суицидального риска (на примере сотрудников органов внутренних дел)/ М. И. Марьин, С. Д. Бирюков, М. В. Смирнова// Психологический журнал. -М.-2009.-№4.-16-24с.
  9. Погодин, И. А. О некоторых факторах суицидального поведения/ И. А.      Погодин//Сацыяльна-педагагiчная работа.-2009.-№11.-46-53с.
  10. Дорогун, О. И. Работа с учащимися, склонными к суицидальным проявлениям/ О. И. Дорогун//Сацыяльна-педагагiчная работа.2009.-№11.- 60-64с.
  11. Погодин, И. А. Гештальт- модель психологической помощи в суицидальном кризисе/ И. А. Погодин//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2009.-№3.-56-67с.
  12. Ёрш, Е. А. Профилактика суицидального поведения подростков. Проект «Нет ничего ценнее жизни»/Е. А. Ёрш// Сацыяльна-педагагiчная работа: научно-методический и информационный журнал.- 2010.-№2.-60-64с.



Информация о работе Теоретический продъод к социальной рате с лицами, склонными к суициду