Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Самоубийство на протяжении последних лет являются одной из острейших проблем современного общества. В результате этого аномального социального явления современное общество не только теряет людей, но и несёт существенный моральный ущерб. Факты суицидов негативно сказываются на морально-психологическом климате в социальных сообществах.
Суицид- акт, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций ,при которых собственная жизнь как высшая ценность для человека теряет смысл.
Введение 3
Глава 1. Суицид: проблема 4-5
1.1. Суицид мог бы случиться с вами 5-6
1.2. Частота суицидов 6-7
1.3. Что такое самоубийство? 8
1.4. Непрямое самоубийство 8-9
Глава 2. Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения 10
2.1. Проблемы социального и психологического здоровья населения,
причины суицидального поведения 10-12
2.2. Суицидальное поведение: его типы и условия проявления 12-15
2.3. Опыт работы с людьми, имеющими психологические отклонения,
и по предупреждению самоубийств 16-19
Глава 3. Социально-коррекционная деятельность с лицами,
склонными к суицидальному поведению 19-21
3.1. Профилактическая работа с лицами, склонными к суицидальному
поведению 21-24
3.2. Профилактическая беседа 24-27
3.3. Реабилитация граждан, склонных к суициду 27-29
3.4. Особенности работы с подростками 39-31
Глава 4. Технологии социальной работы по профилактике
суицида 32-33
4.1. Причины суицидального поведения 33-38
4.2. Типы суицидального поведения 38-39
4.3. Профилактика самоубийств 39-41
Заключение 42
Список литературы 43
1) информационный — основывается на том, что одним из главных направлений работы должно стать информирование людей о способах решения проблем, выхода из депрессий, затруднительных состояний;
2) социально-профилактический — в качестве основных целей рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих суицидальные мысли и намерения;
3) медико-биологический — его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психологическими отклонениями;
4) социально-педагогический
— заключается в
Реабилитация граждан,
имеющих психологические отклон
Следует различать такие виды реабилитации, как:
1) медицинская, направленная
на полное или частичное
2) психологическая, направленная на психическую сферу суицидента и имеющая своей целью преодоление в его сознании представления о его ненужности и никчемности;
3) профессиональная,
предусматривающая меры по
4) бытовая, обеспечивающая нормальные условия для жизнедеятельности суицидента;
5) социально-педагогическая,
включающая систему мер
его активной жизненной позиции, способствующих его интеграции в общество;
6) социально-экономическая,
представляющая собой комплекс
мероприятий, нацеленных на
7) социальная, содержащая процесс восстановления граждан, склонных к суициду, к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые и привели к психологическим затруднениям, суицидальным мыслям или намерениям.
В зависимости отличных особенностей клиента, испытывающего психологические затруднения или склонного к суициду, при проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать, в каком состоянии находится человек. Это может быть предкризисное или кризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье, с друзьями, в школе, на работе, и т. д. Социальный работник должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, выявления причин возникновения психологических затруднений, которые привели к суицидальному поведению.
Виды помощи суициденту.[12;60c]
Основными видами помощи суициденту являются: проведение индивидуальных бесед; включение клиентов в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; переориентация индивидуальных и групповых интересов; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, взаимодействия с окружающими, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях; рекомендации по изучению специальной литературы; привлечение специалистов — психологов, юристов, социальных педагогов, психотерапевтов и т. д.
Эффективная реализация данных реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении 3 условий
1) высокой мотивации всех участников реабилитации;
2) социально-психологической компетенции специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;
3) координации
деятельности различных
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все существующие технологии работы с людьми, склонными к суицидальным поступкам, направлены на то, чтобы поставить данную форму девиантного поведения под социальный контроль. Он включает следующие меры:
• во-первых, замещение, вытеснение суицидального поведения общественно-полезным или нейтральным поведением;
• во-вторых, направление социальной активности суицидента в общественно одобряемое либо нейтральное русло;
• в-третьих, создание
государственной
Глава 3. Социально-коррекционная деятельность с лицами,
склонными к суицидальному поведению
Подход к созданию программы социально-корректной помощи и использованию определенных техник и методов в работе с суицидоопасными ситуациями должен быть индивидуальным. Выбор зависит от знаний, умений, опыта работы, личных характеристик специалиста.
При компетентном подходе специалист по социальной работе способен выявить суицидальное поведение человека и тем самым предпринять возможные меры по предотвращению совершения самоубийства. Поскольку работа с лицами, склонными к суицидальному поведению, является одним из наиболее сложных и ответственных направлений практической деятельности социального работника, необходим системный подход к его реализации. Для того чтобы модель социальной коррекции была продуктивной, необходимо исследовать суицидальное поведение, факторы и уровень суицидального риска для выявления социально-психологических детерминант суицидальных поступков, определения необходимого уровня профессиональной помощи и проведения профилактических мероприятий.
Особого внимания заслуживают больные с психическими расстройствами личности (шизофрения) с риском суицидального поведения. Этот риск часто приходится на депрессивные моменты развития личности, имея при этом следующие характеристики: молодой возраст, хроническое рецидивирующее течение заболевания, высокий уровень притязаний, паническая реакция на болезнь, страх умственной дезинтеграции и ощущение перспективности будущего.
При психотерапевтическом воздействии на этих больных следует сочетать эмоциональную поддержку со стремлением к эмпатическому восприятию и последующей коррекции не всегда осознаваемых психологических установок и фантазий, способствующих реализации суицидального поведения.
Депрессия является расстройством, которое чаще всего предшествует суициду. Риск суицида возрастает в значительной степени, если больной составляет план и имеет средства его осуществления. К любому разговору на тему самоубийства и соответствующим действиям необходимо относиться серьезно. Это сигнал бедствия, зов о помощи, который указывает на конфликтную, безвыходную ситуацию. Необходимо обсудить с больным его переживания, проявить участие и понимание ощущения отчаяния и безвыходности; стремиться вызвать у больного доверие, чтобы он рассказал о своих проблемах, мыслях, настроении и возможных способах суицидальной попытки.
Больные с суицидальными мыслями часто амбивалентны (противоречивы) в своих переживаниях, обсуждение этих переживаний приносит им значительное облегчение и может предупредить развитие у больного критического состояния. Надо быть готовым остаться с больным, как только у него начнет нарастать уровень тревоги и чувство внутреннего напряжения, обратиться к позитивным сторонам его личности.
В случаях тяжелого суицидального кризиса следует обратиться к психиатру и добиться от больного обещания, что до встречи с психиатром он не будет действовать под влиянием чувств, не поговорив со специалистом по социальной работе. Такой разговор возлагает на него определенную ответственность за собственную безопасность и может облегчить тревогу и чувство внутренней напряженности. При высоком риске совершения суицида, при развитии острого психоза больной должен быть госпитализирован.
Учитывая системный характер детерминации суицидального поведения, модель социально-психологической деятельности с лицами, склонными к такому поведению, должна включать профилактическую работу. Это необходимая мера превенции суицидоопасных состояний личности, использовать которую целесообразно в комплексе, включая мероприятия общего и специального плана.
3.1. Профилактическая работа с лицами, склонными к суицидальному поведению
Организация социальной работы по борьбе с самоубийствами совершается по двум направлениям:
- профилактика самоубийств,
- реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.
Одним из наиболее важных направлений социальной работы является профилактика самоубийств, так как это сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и, наконец, сэкономит средства, «высвободив» их на другие нужды. Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности необходимо формировать уже с детских лет, например через мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу и др. В центре внимания профилактики — здоровые дети, здоровая семья, здоровый образ жизни.
Суицидальное поведение обусловлено соответствующими причинами. Следовательно, для его устранения нужна система социально-экономических, правовых, воспитательных мер. Выделяются общие факторы, которые представляют собой первичную профилактику: совершенствование социальной жизни людей, устранение факторов, которые способны вызывать суицидальное поведение.
Вторичная профилактика связана с оказанием помощи определенной группе профилактического учета. В осуществлении этой деятельности есть определенные трудности: существуют рамки допустимого вмешательства в личную жизнь человека и конституционное право неприкосновенности личности, что не позволяет специалистам на ранних стадиях оказывать специальное воздействие и контроль. Возникают сложности в оперативном получении информации, потому что она зачастую скрывается близкими суицидента.[6;146c.]
Профилактическая работа в группах повышенного риска зависит от:
• подверженности неблагоприятным биологическим, психологическим и иным воздействиям (инвалидизация, психологическое насилие, катастрофы) – по факту наличия воздействия или угрозе такового;
• общепринятых, стандартизированных шкал, индексов и опросников в ходе рутинных общемедицинских обследований (диспансеризация, профосмотры, допуск к профессии);
• семейно-генетической предрасположенности (родственники хронических больных, душевнобольных, зависимых от психоактивных веществ, совершивших самоубийство).
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств является оказание помощи суициденту со стороны социального работника. Как показывает практика, существует три основных способа помощи человеку, замышляющему самоубийство, со стороны специалистов учреждений социального обслуживания населения:
• кризисные стационары, в которых осуществляют психотерапевтические и реабилитационные программы;
• создание института частичной госпитализации при дневных и ночных стационарах психоневрологического диспансера, в которых будут продолжать амбулаторное лечение выписавшиеся из кризисного стационара суициденты, что позволит им работать и получать поддерживающую терапию;
• преемственность между токсикологическими центрами, кризисными стационарами и амбулаторной службой;
• создание групп само- и взаимопомощи;
• снятие табу с темы смерти.
Известно, что медико-биологический подход в лечении суицидентов носит лишь вспомогательный характер, так как бессмысленно бороться с самоубийством путем лишь назначения лекарств, уменьшающих тревожность и улучшающих настроение. Но если попытка к совершению самоубийства произошла при наличии неврозов, психопатий или иных психологических заболеваний и человек не может восстановить контроль за своим поведением, то вмешательство медиков не исключено.
Доказана важная роль врачей общей практики в профилактике, оценке состояния и контроля за суицидальными пациентами, в прогностической оценке суицидального риска. Зачастую врач является единственным источником социального контакта у пожилых людей, которые свои психологические и социальные проблемы обычно представляют в виде соматических заболеваний. В этих случаях врач должен оценить риск суицидального поведения, войти в психотерапевтический контакт с пациентом.
Поэтому медицинский аспект профилактики самоубийств заключается в том, чтобы, с одной стороны, приблизить психиатрическую помощь к нуждающимся в ней пациентам общесоматических лечебных учреждений, а с другой – повысить уровень информированности врачей общего профиля в вопросах клиники и терапии депрессии и суицидальных явлений у депрессивных больных. Главными же являются врачебное наблюдение и диагностическая беседа.
Обнаружение у пациента депрессивных расстройств и особенно суицидальных проявлений налагает как на врача обшей практики, так и на специалиста по социальной работе значительную ответственность и заставляет их прибегать к консультации психиатра.
По рекомендации Международной ассоциации по предотвращению самоубийств во многих государствах, и в России в частности, созданы службы предотвращения самоубийств — форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. В системе социальной защиты населения работают службы экстренной психологической помощи по телефону, «телефоны доверия», которые оказывают соответствующую помощь гражданам, находящимся в стрессовой ситуации, в состоянии, близком к суицидальному.
Информация о работе Теоретический продъод к социальной рате с лицами, склонными к суициду