Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Самоубийство на протяжении последних лет являются одной из острейших проблем современного общества. В результате этого аномального социального явления современное общество не только теряет людей, но и несёт существенный моральный ущерб. Факты суицидов негативно сказываются на морально-психологическом климате в социальных сообществах.
Суицид- акт, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций ,при которых собственная жизнь как высшая ценность для человека теряет смысл.
Введение 3
Глава 1. Суицид: проблема 4-5
1.1. Суицид мог бы случиться с вами 5-6
1.2. Частота суицидов 6-7
1.3. Что такое самоубийство? 8
1.4. Непрямое самоубийство 8-9
Глава 2. Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения 10
2.1. Проблемы социального и психологического здоровья населения,
причины суицидального поведения 10-12
2.2. Суицидальное поведение: его типы и условия проявления 12-15
2.3. Опыт работы с людьми, имеющими психологические отклонения,
и по предупреждению самоубийств 16-19
Глава 3. Социально-коррекционная деятельность с лицами,
склонными к суицидальному поведению 19-21
3.1. Профилактическая работа с лицами, склонными к суицидальному
поведению 21-24
3.2. Профилактическая беседа 24-27
3.3. Реабилитация граждан, склонных к суициду 27-29
3.4. Особенности работы с подростками 39-31
Глава 4. Технологии социальной работы по профилактике
суицида 32-33
4.1. Причины суицидального поведения 33-38
4.2. Типы суицидального поведения 38-39
4.3. Профилактика самоубийств 39-41
Заключение 42
Список литературы 43
Рекомендуется делать акцент в работе по предупреждению самоубийств на коммуникативный уровень, направлять усилия на сохранение социальных связей потенциальных суицидентов с семьями, родственниками, соседями, которые могут играть важную роль в снижении уровня самоубийств. Обретение человеком смысла жизни, на наш взгляд, – главная задача профилактики преодоления суицидальных состояний.[3;242с.]
3.2. Профилактическая беседа
Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Специфика ее состоит в следующем.
Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-нибудь несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).
При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).
В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет
Если человек ещё (!!!) живёт рядом с вами, и вы чувствуете, что он решил привести трагический замысел в исполнение, – будьте скупы на слова и щедры на доброту. Нужно полностью включиться во внутренний мир его переживаний. Категорически запрещается говорить фразы типа “Мне было и хуже, и ничего, не умер”, “Возьми же, наконец, себя в руки”, “Ты — тряпка, а не мужчина”, “Всё наладится само собой”. Самоубийц это только выводит из себя.
Важно соблюдать следующие правила: будьте уверены, что вы в состоянии помочь; набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации; будьте терпеливы; не старайтесь шокировать или провоцировать человека, говоря: “Пойди и сделай это”; не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: “Вы так чувствуете себя, потому что...”; не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: “Вы не можете себя убить, потому что...”; делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.[5;84c.]
Если у психолога или педагога существуют подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка, то беседа с ним может строиться следующим образом: “Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит? Что ты собираешься делать? В случае открытого суицидального высказывания следует серьёзно обсудить эту проблему с подростком: Ты надумал покончить с собой? Как бы ты это сделал? А если ты причинишь себе боль? Представь некую шкалу, где хорошее самочувствие отмечено нулём, а желание совершить самоубийство, десятью баллами, то сколькими бы баллами ты оценил своё нынешнее состояние? Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что произошло в тот период в твоей жизни? На какой отметке шкалы ты был в то время? Если бы я попросил тебя не причинять себе боль, ты смог бы отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание? Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы тебе это теперь? От кого бы ты хотел получить помощь? Знают ли твои близкие о твоих трудностях сейчас? Если бы ты пообещал не причинять себе боли, ты бы сдержал слово?”. Такая беседа является первичной формой профилактики (превенции) у подростка и необязательно может быть проведена специалистом, а любым человеком, находящимся рядом с подростком, переживающим кризис душевного состояния.
Достаточно критически относясь к всевозможным рекомендациям и советам и понимая, что абсолютно похожих ситуаций не бывает, мы всё же рискнули выделить два варианта поведения взрослого человека, оказавшегося рядом с подростком.
Не следует вдаваться в философские рассуждения и полемику о пользе или вреде самоубийства. Не концентрируйте внимания подростка на каких-либо ценностях, ради которых он должен жить. Не берите на себя роль судьи. Не следует оставлять подростка одного. Там, где находится потенциальный суицидент, не должно быть никаких лекарств или оружия.
Прежде всего, необходимо помнить о серьёзном отношении ко всем угрозам. Собеседник должен почувствовать, что вы не равнодушны к его проблемам. Слушайте с чувством искренности и понимания. Настаивайте на том, что самоубийство - неэффективный способ решения всех проблем. Попытайтесь заключить соглашение о несовершении самоубийства.
Основным пунктом этого соглашения должно быть обещание подростка не причинять себе боли никоим образом. Если вы должны уйти, оставьте подростка на попечение взрослого. Пригласите специалиста или проводите подростка к тому, кто сможет вывести подростка из кризисного состояния.
Профилактическая беседа должна включать в себя 4 этапа:
Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений “сопереживающего партнерства”. Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: “поддержка успехами” и др.
Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: “планирование”, т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; “держание паузы” - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап - окончательное формирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы; “логическая аргументация”, “рациональное внушение уверенности”.
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: что тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.[3;245с.]
3.3. Реабилитация граждан, склонных к суициду
Реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе, к общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен во времени.
Следует различать следующие виды реабилитации:
1) медицинская реабилитация, направленная на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания;
2) психологическая реабилитация, направленная на психическую сферу суицидента и имеющая своей целью преодоление в его сознании представления о его ненужности и никчемности;
З) профессиональная реабилитация, предусматривающая меры по обеспечению для реабилитируемых возможности участвовать в общественно-профессиональной деятельности;
4) бытовая реабилитация,
обеспечивающая нормальные
5) социально-педагогическая
реабилитация как система мер
воспитательного характера,
6) социально-экономическая реабилитация как комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение суицидента возможными денежными выплатами, защиту его законных прав и интересов;
7) социальная реабилитация
как процесс восстановления
В зависимости от личностных особенностей клиента, испытывающего психологические затруднения или склонного к суициду, при проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать, в каком состоянии находится человек. Это может быть предкризисное или кризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье, с друзьями, в школе, на работе и т. д. Специалист по социальной работе должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, выявления причин возникновения психологических затруднений, которые привели к суицидальному поведению.
Основными видами помощи суициденту являются:
- индивидуальные беседы;
- включение клиентов в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций, переориентация индивидуальных и групповых интересов,
- обучение социальным навыкам, способам эффективного общения,
- взаимодействия е окружающими, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях,
- рекомендации чтения специальной литературы,
- привлечение специалистов: психологов, юристов, социальных педагогов, психотерапевтов и т.д.
Эффективная реализация данных реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении трех условий:
• высокая мотивация всех участников реабилитации;
• социально-психологическая компетенция специалистов и руководителей учреждения;
• координация деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов и др.[3;251с.]
3.4. Особенности работы с подростками
У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых зависит исправление этих условий.
В практической работе психологов и других специалистов, эта особенность подростковой аутодеструктивности имеет важное значение, поскольку дети не ищут смерти как таковой и не стремятся к сознательному нанесению себе вреда.
С подростками необходимо проводить как коррекционную работу (исправление саморазрушительных установок и развитие конструктивности), так и профилактические мероприятия (выявление подростков группы суицидального риска, в том числе посредством психодиагностики).
Особое внимание следует обращать на подростков с акцентуациями характера, изолированных и отверженных в среде сверстников, имеющих опыт незавершенного суицида.
Самым оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.
Перед включением в коррекционную группу с подростком необходимо провести серию консультативных бесед с целью минимизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил.
1. Выслушивание. Подростка
часто пугают собственные
2. «Банализация» –
снятие представления об
3. Эстетический подход.
Подросткам крайне
4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Следует искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.
5. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и «оживить воспоминание» о том хорошем, что есть у него в жизни.
6. «Контрастирование». Известно,
что люди легче переносят
7. Использование имеющегося
опыта решения проблем.
8. Пробуждение потенциала (силы). Следует помочь подростку найти в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.
9. Позитивное будущее. Следует помочь построить позитивные планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.
10. Структурирование действий.
Совместно с подростком
11. Переключение на
заботу о других. Многие люди
способны забыть о своих
12. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.
Специалистам, работающим с подростками, склонными к суициду, следует помнить, что стыдить их за суицидальные попытки нельзя, не следует и недооценивать вероятность совершения ими попыток самоубийств, в том числе повторных. [3;255с.]
Информация о работе Теоретический продъод к социальной рате с лицами, склонными к суициду