Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.
Для детей с ограниченными возможностями этот этап более сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Да и у нормальных детей сегодняшний образ жизни способствует возникновению и обострению психических болезней.
Ребёнок, в сущности, не проживает детство, в наш век он рано взрослеет, порой даже ожесточается, что осложняет и обедняет его дальнейшее развитие. Дети душевно одиноки.

Оглавление

Введение………………………………………………………...………...…………3
Глава 1. Цели и задачи социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями……………………………………………………6
§1.1. Сущность и назначение технологий социально-культурной реабилитации……………………………………………...…………………………6
§1.2. Классификация и типология социально - культурных технологий реабилитации инвалидов……………………………………………………………7
§1.3. Цели, задачи и функции технологий социально – культурной реабилитации инвалидов……………………………………………………………9
Глава 2. Технологии социально - культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья…………...……….……………....…..11
Заключение……...…………………………………………………………………30
Список используемой литературы………...…………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_Aliny.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Рисование может служить и способом решения психологических,

 внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности  руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях инвалида. Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим, и психокоррекционным инструментом.

Изотерапия не должна быть похожа на обучение. Рисует, кто, как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить на бумаге свои мысли, переживания и чувства. Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества для основной цели самовыражения. Инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята.

 

Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, при помощи которой происходит приобщения детей и взрослых к работе с растениями. Это выращивание, сбор, сушка растений, составление плоских и объемных композиций, общение с миром живой природы. Данная СКТ способствует предупреждению невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма, коррекции психоэмоциональной и волевой сферы, развитию элементарных трудовых и профессиональных навыков, развитию познавательной и творческой активности, овладению систематизированными знаниями об окружающей жизни.

 

Глинотерапия - в основе данной СКТ лежит работа с пластическими материалами. Это эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства. Глинотерапия позволяет: учиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости, развить уверенность в своих силах. Выявить особенности своего поведения в сложных жизненных ситуациях. Особо следует отметить положительное влияние цветотерапии. В основном используются положительные энергоемкие цвета – красный, коричневый, желтый, белый, символизирующие цвет солнца, земли, цветов, радости, удивления, восторга, добра. Художники-специалисты отмечают, что дети очень раннего возраста, еще не осознавая увиденное, инстинктивно тянутся к глиняной игрушке. Это реакция на яркость росписи, удовлетворение «цветового голода». Цвета должны настраивать на определенные положительные эмоции, нести терапевтический эффект. Раскрашивание происходит таким образом, чтобы не было диссонансов, чтобы цвета сочетались.

Одинаковых игрушек не бывает, нет штампа. У каждой свое выражение лица, свои одежда, цвет, форма, настроение, которое у мастера отражается в глине. Присутствует элемент сказочности, загадочности, который делает игрушку волшебной, притягательной. Часто игрушка рождает ассоциации с конкретным человеком, что мотивирует желание ее приобрести. Работая над игрушкой, инвалид проецирует через нее свой духовный мир.

В ходе изготовления игрушек, посуды, других изделий среди участников занятий возникает атмосфера заинтересованного общения, подчас звучат народные мелодии – попевки, прибаутки, наигрыши, хороводы, заклички, органично сочетающиеся с основным делом. В коллективе, таким образом, формируется положительная аура, способствующая созданию гармонии в отношениях, доверия, любви, столь необходимые каждому.

Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат повышение уровня и качества общения инвалидов, развитие их интеллекта, мотивация активного участия в социально - культурном пространстве, повышение самооценки, овладение навыками профессионального мастерства.

 

Иппотерапия, дельфинотерапия - реабилитация человека с привлечением потенциала верховой езды на лошади или общения с дельфинами. Цели - выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями от общения с лошадью и другими животными, природой; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости.  

Иппотерапия. При передвижении верхом на лошади всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения, тем самым включать в работу все мышцы тела, даже те, которые обычно находятся в бездействии, причем мышцы ног и рук обеспечивают самостоятельные не зависящие друг от друга движения, заставляя работать оба полушария головного мозга. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Этот важнейший эффект иппотерапии не может быть достигнут никакими другими двигательными способами лечения.

Иппотерапия помогает развитию мышления, памяти, внимания. Необходимость, при верховой езде, постоянной сосредоточенности, концентрации внимания, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность планировать и запоминать последовательность действий активизирует психические процессы. Также иппотерапия предоставляет возможность практиковаться в социальном взаимодействии. Контакт с лошадью используется для адаптации, социализации аутичных детей.

Лошади обладают очень сильным биополем и способны заряжать человека позитивной энергией, причем это происходит не только во время верховой езды, но даже при нахождении рядом с лошадью, поглаживании ее.

 Дельфинотерапия – это комплексное воздействие на организм. Оно складывается из ультразвуковых волн, излучаемых дельфином, двигательной активности, пребывания в морской воде, обладающей определенными целебными свойствами. И мощного психологического эффекта. Дельфин, будучи исключительно коммуникабельным, побуждает человека, находящегося с ним в бассейне, к совместному плаванию, играть, невербальному обмену информацией. Но это должен быть специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога). В дельфинотерапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером».

В дельфинотерапии можно выделить два направления: 
1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.) В данном направлении пациент сам выбирает способы взаимодействия выстраивая свои отношения с дельфином. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности пациентов и дельфинов. (элементы данного направления как правило используются на начальном этапе дельфинотерапии) 
2. Специально организованное, то есть общение с животным осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для пациента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от запроса пациента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь. Общение с дельфином позволяет:

- вытащить ребенка из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений; 
          - стимулировать процесс развития личности; 
          - восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям, переживающим одиночество или состояние дезадаптации; 
          - через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального от реагирования; 
          - создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом. 
          - выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом.

 

Туротерапия - реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются:

воспроизводящая, компенсаторная, восстановительная, реабилитационная.

Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способствует переключению мышления на оздоровительное, когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение проблем.

Рассматривать туризм как средство реабилитации позволяют следующие факторы:

• туризм - двигательная активность, которая компенсирует ограниченность движений.

• туризм создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения

поддержки, интеграции в общество.

• туризм предоставляет возможность осваивать эколого-культурные виды деятельности: эстетика природы, архитектуры, памятников материальной культуры, которые способствуют балансированию эмоциональных переживаний.

Заключение

 

Социально-культурные технологии имеют многоцелевую природу, обеспечивающую успешную социализацию, коммуникацию, рекреацию детей-инвалидов, а также формируют практические умения, навыки, дающих возможность применить свои способности в профессиональной и непрофессиональной сфере.

Формирование целей при отборе той или иной технологии определяется реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, наличием средств для реализации, психологическими и физическими особенностями контингента, выступающего в качестве объекта воздействия. Процесс целеполагания включает анализ объекта воздействия, характеризующей образом жизни людей, их идеалами и нормами поведения, духовными ценностями, культурно-досуговыми интересами и предпочтениями.

По своему происхождению все социально-культурные технологии имеют

социогенный характер: их создание и использование невозможно вне социаль-

ной среды, они являются продуктом человеческого труда, результатом целена-

правленной культурной деятельности. В зависимости от того, кто является их

творцом – социальная общность или отдельно взятая личность, эти технологии

могут быть социально-культурными или индивидуально-культурными. Имен-

но поэтому ценность технологий отмечена наличием двух начал – социального

и индивидуального.

Примером исторически первых в практике социально-культурной деятельности технологий могут служить традиционные обрядово-ритуальные этнические формы, наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием.

В современной социально-педагогической практике примером таких технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания, комплексные программы развития детей средствами народного творчества, организация семейного досуга и т. д.

В заключении, анализируя все вышеизложенное напрашиваются следующие выводы: социально-культурная реабилитация – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель социально-культурной реабилитации состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Реабилитация детей с ОВЗ, методами и технологиями социально-культурной реабилитации способствует, расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта, развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Участие в театрально-концертной деятельности в процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою «нишу» в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений.

Сегодня развитие социально-культурной деятельности невозможно без разработки и внедрения технологий, технологического подхода, техники организации социально-культурных процессов.

Технология применительно к СКД – это средства, формы, методы СКД, которые используются в учебном, творческом, воспитательном процессе. С их помощью достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Социально-культурные технологии входят в состав культурного наследия

и духовной жизни общества, являются культурным достоянием народа. Их

ценность заключается, прежде всего, в способности удовлетворять социально-

культурные, досуговые потребности отдельных людей и социума в целом.

Для инвалидов такие технологии позволят не только вносить ощутимый вклад в благосостояние общества, но и самим эффективно реализоваться, реабилитироваться и адаптироваться в непростых социально-экономических

условиях.

Список используемой литературы

 

1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научно-

го осмысления [Текст] /М.А. Ариарский. – Санкт-Петербург: Арт-студия «Кон-

церт», 2008. – 792 с.

 

2. Бронников, В.А. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

[Текст]: учеб. пособие для студентов  высших учебных заведений /В.А.

Бронников. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. - 530 с.

 

3. Веденеева, Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Россий-

ской Федерации [Текст]: дис. канд. социол. наук: 22.00.04 /Н.В. Веденеева -

Москва, 2004 - 194 c.

 

4. Галкин, Н. Н. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов средствами

Информация о работе Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями