Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.
Для детей с ограниченными возможностями этот этап более сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Да и у нормальных детей сегодняшний образ жизни способствует возникновению и обострению психических болезней.
Ребёнок, в сущности, не проживает детство, в наш век он рано взрослеет, порой даже ожесточается, что осложняет и обедняет его дальнейшее развитие. Дети душевно одиноки.

Оглавление

Введение………………………………………………………...………...…………3
Глава 1. Цели и задачи социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями……………………………………………………6
§1.1. Сущность и назначение технологий социально-культурной реабилитации……………………………………………...…………………………6
§1.2. Классификация и типология социально - культурных технологий реабилитации инвалидов……………………………………………………………7
§1.3. Цели, задачи и функции технологий социально – культурной реабилитации инвалидов……………………………………………………………9
Глава 2. Технологии социально - культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья…………...……….……………....…..11
Заключение……...…………………………………………………………………30
Список используемой литературы………...…………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_Aliny.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ  РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

                                                                                    

                                                                                 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Социально-культурная деятельность»

Тема: «Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка II курса

                     (ф. инициалы)

Проверил: к.п.н., доцент

 

Ф.И.О.


 

 

 

 

Зав. кафедрой

к.п.н.,

Подпись _____________, «_____»__________  2014 г.

 

Казань 2014 
План

 

Введение………………………………………………………...………...…………3

Глава 1. Цели и задачи социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями……………………………………………………6

§1.1. Сущность и назначение технологий социально-культурной реабилитации……………………………………………...…………………………6

§1.2. Классификация и типология социально - культурных технологий реабилитации инвалидов……………………………………………………………7

§1.3. Цели, задачи и функции технологий социально – культурной реабилитации инвалидов……………………………………………………………9

Глава 2. Технологии социально - культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья…………...……….……………....…..11

Заключение……...…………………………………………………………………30

Список используемой литературы………...…………………………………...32

 

 

Введение

 

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.

Для детей с ограниченными возможностями этот этап более сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Да и у нормальных детей сегодняшний образ жизни способствует возникновению и обострению психических болезней.

  Ребёнок, в сущности, не проживает детство, в наш век он рано взрослеет, порой даже ожесточается, что осложняет и обедняет его дальнейшее развитие. Дети душевно одиноки.

По официальным статистическим данным, 85 процентов учащихся общеобразовательных школ нуждаются в помощи психологического или коррекционно-педагогического характера. Одними из острых социальных проблем современной России являются ухудшение состояния здоровья детей и рост детской инвалидности. По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации, 1,7 млн. детей, проживающих в России, имеют ограниченные возможности здоровья.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Социально-культурная реабилитация – самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида. Организация социально-культурной реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.

Одной из причин низкой эффективности социально–адаптационных технологий является недостаточная разработанность проблемы использования потенциала социально-культурной деятельности детей-инвалидов. В комплексе реабилитационных мер психолого-педагогической направленности социально-культурная сфера остается недостаточно востребованной. Занятия художественным и прикладным творчеством выявляют способности и интересы инвалида, его особую одаренность в той или иной сфере деятельности. В подавляющем большинстве занимающиеся в художественно творческих объединениях дети-инвалиды не могут и не становятся профессиональными певцами, художниками или актерами, но их участие в творческой деятельности активизирует личностные ресурсы, является мощным социализирующим и культурно–интегративным фактором жизнедеятельности.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, не позволяют им выработать активную позицию во взаимодействии с людьми и миром в целом. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности

в собственных силах при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Для них важнейшим средством интеграции в социум выступает культурная деятельность, человекотворческий потенциал, который неоднократно подчеркивался философами, культурологами, педагогами.

Осваивая мир культуры, дети не всегда воспользуются дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного средства или орудия. Нередко они идут по пути наибольшего сопротивления, раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставят перед ними взрослые.

Существенным ресурсом оптимизации творческо-развивающего потенциала детей-инвалидов является использование педагогических возможностей и технологий социально-культурной деятельности.

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практике СКД.

Актуальность проблемы: Здоровый человек приспосабливается к окружающей среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

 Цель данной курсовой работы  ознакомиться с технологиями  социокультурной реабилитации при работе с детьми с ограниченными возможностями.

Объектом являются технологии социально-культурной реабилитации.

Предметом исследования являются технологии социально-культурной реабилитации при работе с детьми с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цели и задачи социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями

 

Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями. Специалисты отделения социальной реабилитации ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Приоритет для решения этих задач принадлежит развивающимся технологиям, связанным с включением детей с ограниченными возможностями в различные виды художественного, технического и прикладного творчества: участие в играх, занятия в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы.

Эта работа способствует созданию творческой атмосферы, доверия, раскрепощенности, защищенности для всех и каждого, пониманию и принятию ценности и уважения каждого члена коллектива, адаптации детей к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.

В настоящие время процесс социокультурной реабилитации (СКР) является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

 

§1.1. Сущность и назначение технологий социально - культурной реабилитации

 

Творчество помогает преодолеть депрессию и компенсировать недостаточность, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Каждый человек чем-то одарён природой и, важно, помочь ему разглядеть в себе скрытые потенциальные возможности. Это может победить недуг, заставит радоваться жизни.

Термин «технология социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». Категория «социальное» указывает, что технология обращена к личности человека и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений его образа жизни. «Социальное» предполагает выход инвалида на такой уровень компетентности, который позволяет им вступать в обычные контакты, предусматривает различные формы взаимодействия инвалидов между собой и с окружающей средой.

Понятие «культурное» фиксирует содержательные границы, обозначает те средства, с помощью которых инвалид проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Культурное» подразумевает освоение инвалидами культурных ценностей, норм и традиций, пользование конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.

Термин «технология» появился в технических дисциплинах и обозначал совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

 

§1.2. Классификация и типология социально - культурных технологий реабилитации инвалидов

 

Широкий спектр социально - культурных технологий (СКТ), используемых в реабилитационных целях, позволяет выделить два взаимосвязанных блока технологий — основной и вспомогательный. В основной блок включаются компенсирующие, реабилитационные, адаптационные технологии (типа игровых, артерапевтических и других), которые характеризуются как базовые. К прикладным относятся технологии диагностики инвалидов с помощью анкетных опросов, рейтингового контроля. Благодаря им специалист по реабилитации располагает необходимой информацией об уровне воздействия технологий социально-культурной реабилитации инвалидов (СКРИ) на изменение социального статуса человека с ограниченными возможностями, его духовных интересов, культурных предпочтений и творческих способностей.

Базовые технологии первичны и не зависят от влияния внешних факторов, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов. Блок вспомогательных (прикладных) технологий  зависит от объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное формирование и осуществление индивидуальных программ СКРИ практически невозможно.

Структурно-содержательный признак классификации технологий СКРИ  определяет направление и характер реабилитационного воздействия на личность инвалида и отбор соответствующих средств. Здесь наряду с оздоровительными технологиями широко используются культуроориентированные и культуротворческие, художественно-прикладные, ремесленные и другие.

Для получения того или иного результата реабилитации существуют следующие технологии: игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные, в том числе массмедийиые технологии. Любая технология СКРИ не ограничивается каким-либо одним методом или приемом, а является комплексной.

 

 

 

§1.3. Цели, задачи и функции технологий социально - культурной реабилитации инвалидов

 

Уникальность социально - культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на реабилитацию инвалидов путем достижения жизненно важных для них целей. Одним из основных элементов социально - культурной технологии является анализ ситуации, характеризующий образ жизни инвалидов. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социально - культурных реабилитационных технологий.

Технологии СКРИ постоянно формируются и совершенствуются вместе с деятельностью самого инвалида. Компьютерные технологии позволяют инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, возможность получить профессию на условиях дистанционного обучения — все это лишь малая часть возможностей социально - культурной реабилитации инвалидов, связанных с вовлечением инвалидов в сферу пользования компьютерами.

Разработчики компьютерных технологий особое внимание уделяют созданию вспомогательного программного обеспечения и аппаратных средств для инвалидов, с помощью которых последние могут выполнять многие виды работ не хуже здоровых людей. Так, например, для инвалидов с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) компьютерные технологии делают доступными многие виды информации за счет перевода ее в звуковую или в текст Брайля.

Для инвалидов с нарушениями слуха и речи (немых, глухих, глухонемых, слабослышащих), наоборот, важна возможность широко использовать печатную форму представления информации, а также видеоряд.

Информация о работе Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями