Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.
Для детей с ограниченными возможностями этот этап более сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Да и у нормальных детей сегодняшний образ жизни способствует возникновению и обострению психических болезней.
Ребёнок, в сущности, не проживает детство, в наш век он рано взрослеет, порой даже ожесточается, что осложняет и обедняет его дальнейшее развитие. Дети душевно одиноки.

Оглавление

Введение………………………………………………………...………...…………3
Глава 1. Цели и задачи социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями……………………………………………………6
§1.1. Сущность и назначение технологий социально-культурной реабилитации……………………………………………...…………………………6
§1.2. Классификация и типология социально - культурных технологий реабилитации инвалидов……………………………………………………………7
§1.3. Цели, задачи и функции технологий социально – культурной реабилитации инвалидов……………………………………………………………9
Глава 2. Технологии социально - культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья…………...……….……………....…..11
Заключение……...…………………………………………………………………30
Список используемой литературы………...…………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_Aliny.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы компьютерные технологии позволяют решать проблемы, связанные с затруднениями в перемещении. Не выходя из дома или находясь в учебном классе, Интернет-кафе и пр. инвалид (впрочем, как и здоровый человек) может получать огромный массив информации на достаточно качественном уровне, но при этом необходимо решить проблемы, связанные с разработкой мебели, позволяющей закрепить монитор, клавиатуру и другую периферию таким образом, чтобы создать оптимальные условия для работы.

Наиболее интересна для инвалидов возможность прямого общения во времени. Эти возможности предоставляет сеть Интернет, которая существенно раздвигает границы общения. Здесь используются такие формы непосредственного и оперативного общения как электронная почта, конференция, чат, форум, сайт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Технологии социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Гуманитарные технологии свое применение и развитие находят не только в исторически сложившихся, традиционных видах деятельности, но и в новых, к которым в полной мере можно отнести социально-культурную деятельность. Это касается, в первую очередь реабилитационных технологий, направленных на создание необходимого образовательного, профессионального, рекламно-информационного, досугового пространства для инвалидной среды.

Назначение социокультурных технологий состоит в том, чтобы научить ребенка с учетом его психофизиологических особенностей пользоваться всеми доступными средствами массовой коммуникации, дать инвалиду знания и навыки, увеличивающие степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов трудовой деятельности, самообслуживания, проведения досуга, расширения круга общения. Информационные, проектные, игровые, арттерапевтические, библио-, гардено-, сказко-, музыко-, танц-, иппо-, дельфино-, туро-, изо-, театро-, имиджеобразующие и другие технологии социально-культурной деятельности ориентированы на перенос, использование полученных умений и навыков в повседневности, что создает дополнительные условия обеспечения равных возможностей для детей-инвалидов. Рассмотрим некоторые из них.

Инвалиду, как и любому члену общества, для осуществления своих гражданских прав, требуется владеть технологией презентации собственной персоны, гарантирующей успешную реализацию жизненных целей, а именно: получение образования, трудоустройство, семейное благополучие и т.д. Для формирования психологически комфортного состояния, инвалиду необходимо осваивать и применять систему приемов и способов самоформирования внешних качеств и внутренних свойств, которые составляют имидж-технологию.

Этот процесс достаточно долог, поэтому установку на успешность достижения жизненных целей лучше начинать вырабатывать в детском возрасте, когда происходит становление основных мировоззренческих и психологических устоев.

Имидж (image) – английское слово, означает «образ». Имиджелогия как наука закладывает основы личного обаяния, привлекательности человека. Она помогает овладеть реальными механизмами эффектного воздействия людей друг на друга. Есть люди, которые от природы обладают «привлекательным образом» - яркой внешностью, обаянием. Но совершенно иная ситуация у ребенка-инвалида, который при первом же взгляде «награждается» неприязнью, брезгливостью, отторжением у здоровых детей и взрослых.

Стремление к созданию достойного, яркого имиджа является мощным психотерапевтическим фактором, внутренним мотиватором, побуждающим работать над собой, преодолевать все отрицательное и негативное, отталкивающее, что есть в личности. Такая работа должна начинаться с детского возраста.

Только взрослый (специалист учреждения или родитель, старший друг), осознавая значимость имидж-технологий для построения жизненных целей ребенка-инвалида, может сформировать этот специально организованный процесс.

Примером тому является включение имиджа в индивидуальную карту социо-культурной реабилитации ребенка-инвалида, реализуемую посредством базовых учреждений культуры (театров моды, имидж-студии, проектных лабораторий).

А. Шопегауэру принадлежат слова о том, что удовлетворение тщеславия– наивысшее наслаждение для людей, но оно возможно лишь через сравнение с другими. В большинстве случаев это сравнение рождает понимание – «я не такой, я – хуже, я – не дееспособен, я – не нужен». Так появляется комплекс неполноценности, который преодолеть достаточно сложно.

Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым можно умело распорядиться, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Из 10 случаев, по меньшей мере, в 8 наше первоначальное впечатление о людях складывается по их внешности. Значит, в первую очередь, необходимо проанализировать свою внешность, и только взрослый (родитель, специалист учреждения) может помочь в этом ребенку-инвалиду (по отражению в зеркале, фотографии, видеозаписи и другим источникам информации).

Отсутствие внешних данных не заслоняет личный имидж, а направляет усилия в стремлении «нравиться людям», высвечивает интеллектуальные, художественные, физиологические и информационные характеристики личности, особенно, если поставлена цель – стать лидером.

Для получения банка данных о качествах ребенка-инвалида возможно использование таких методов самопознания как этикометрия и социометрия.

Этикометрия - данный метод состоит их серии вопросов, которые исследуют ценностные установки личности, мораль, повседневные привычки, цели, отношение к родителям и так далее.

Метод социометрии был разработан американским социальным психологом Дж. Морено для исследования межличностных отношений в малых социальных группах. Его использование оправдано при адекватной самооценке своих взаимодействий в среде непосредственного общения.

Понятие «имиджа» используется как в узком смысле – это внешний облик человека, так и в широком – положительное впечатление, производимое отдельной личностью на других людей. Концепция имиджа инвалида предполагает создание многофакторного феномена, состоящего из каналов воздействия и восприятия человека.

Эстетическая сторона проявляется в манере поведения, соблюдение дистанции и правильное координирование тела по отношению к собеседникам в процессе общения. Хорошие манеры исключают резкие, агрессивные, рубящие, размашистые жесты. Быть вежливым значит демонстрировать понимание, стремление оказать посильную помощь окружающим людям.

Умение правильно, красиво и грамотно говорить является составляющим поведенческой стратегии инвалида. В процессе общения важным оказывается не только слушать, выслушивать, но и слышать собеседника.

Конец ХХ века ознаменовался появлением нового типа информационного пространства – пространства, созданного с помощью цифровых телекоммуникационных технологий.

Выступая элементом социальности, Интернет и, шире, виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, становится мощным агентом вторичной социализации человека: социализации применительно не только к сетевым сообществам, но и к офф-лайновой действительности – к тому реальному обществу, в котором человек живет.

Создание Интернет-сообществ для детей-инвалидов позволит участникам раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал. В частности, взаимодействие по интересам, знакомства, организация культурного досуга: выставки рисунков, участие в виртуальном музее творчества и т.д.

Обновление материально-технической базы информации и просвещения,

не заменят социальные институты, которые играют большую роль в духовной жизни общества, а в отношении детей-инвалидов берут на себя основные содержательные функции интеграции и реабилитации – это библиотека, музей, выставочные залы, учреждения клубного типа и др.

Значительная роль отводится библиотекам, которые, участвуя в реализации различных реабилитационных программ, способны взять на себя посредническую функцию, координировать усилия и ресурсы различных организаций, занимающихся проблемами инвалидов, предоставляя условия для взаимодействия педагогов, родителей, медиков, социальных работников, работников культуры, ученых, представителей власти, СМИ.

Социально-культурный потенциал музея, независимо от его профиля, позволяет решать проблемы активизации информационно-логического и эмоционально-образного мышления, формировать «коммуникацию с прошлым», достигаемую в условиях активного освоения музейных ценностей. Дети с ограничениями по состоянию здоровья, получив доступ в Интернет, имеют возможность побывать в музеях России и мира.

В психокоррекционной работе эмоциональных нарушений детей-инвалидов наиболее эффективны такие технологии как арттерапия, библиотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.

 

 Арт-терапия - это лечение прикладным художественным творчеством. Главная цель этой методики – убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное, художественно-прикладное. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха и тревоги. Арт-терапия – это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает детей выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, и особенно ценна для тех детей, которые недостаточно хорошо владеют речью. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется изотерапия (рисование). Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества, так как детям-инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутриличностные и межличностные конфликты, травмы, постстрессовые расстройства, развитие креативности. Арт-терапия снимает у ребенка самые разные проявления неустойчивости настроения и ситуативной тревоги.

 

Библиотерапия - содержание технологии «Библиотерапия» подчинено привитию навыков внутриличностного общения с произведениями классиков отечественной и зарубежной литературы. Это способствует формированию у детей вкуса к чтению и культуры чтения, воспитанию умения примеривать свою жизнь к жизни героев.

Ребенок, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми.

Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь и на художественных примерах найти то позитивное, что делает жизнь человека интересной и радостной. Ребенок, постоянно думающий о плохом, воспринимающий окружающий мир и других людей как нечто враждебное, терзает себя злобой, завистью, даже ненавистью. Он ищет тех, кто готов, по его мнению, принести ему вред. Подозрительность, страх и малодушие становятся спутниками его жизни, опустошают его душу.

Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, ребенок может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог — основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное отношение и свои реакции.

 

Сказкотерапия -  один из способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность ребенка-инвалида. Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия позволяет психологу установить контакт с ребенком. Данный метод основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя определенную роль, проигрывая жизненные ситуации.

Выделяют несколько видов сказок для работы с детьми-инвалидами:

· художественные сказки – все литературное наследие наших предков, то, что мы собственно и привыкли называть сказками, мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

· дидактические сказки создают положительную мотивацию к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Преимущество дидактических сказок еще и в том, что ребенок на бессознательно-символическом уровне может находить выход из тревожащих его ситуаций.

· психокоррекционные сказки. В них метафорически отражаются эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр. В качестве героя психокоррекционной сказки выступает близкий ребенку по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению персонаж. Он может быть как человеческим (мальчик, девочка, принц, принцесса, танцовщица, воин), так и животным, растением и пр., в зависимости от индивидуального предпочтения образа. Психолог, описывая в сказке жизнь героя, метафорически передает реальную жизнь пациента. Герой психокоррекционной сказки оказывается перед лицом ситуации, похожей на реальную проблему пациента. Психолог описывает мысли и чувства, которые овладевают героем, фактически вербализируя эмоциональное состояние ребенка. Далее герой психокоррекционной сказки ищет способы выхода из проблемной ситуации.

Информация о работе Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями