Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.
Для детей с ограниченными возможностями этот этап более сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Да и у нормальных детей сегодняшний образ жизни способствует возникновению и обострению психических болезней.
Ребёнок, в сущности, не проживает детство, в наш век он рано взрослеет, порой даже ожесточается, что осложняет и обедняет его дальнейшее развитие. Дети душевно одиноки.

Оглавление

Введение………………………………………………………...………...…………3
Глава 1. Цели и задачи социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями……………………………………………………6
§1.1. Сущность и назначение технологий социально-культурной реабилитации……………………………………………...…………………………6
§1.2. Классификация и типология социально - культурных технологий реабилитации инвалидов……………………………………………………………7
§1.3. Цели, задачи и функции технологий социально – культурной реабилитации инвалидов……………………………………………………………9
Глава 2. Технологии социально - культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья…………...……….……………....…..11
Заключение……...…………………………………………………………………30
Список используемой литературы………...…………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_Aliny.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Таким образом, психокоррекционные сказки расширяют спектр моделей поведения и подсказывают альтернативы решения сложных ситуаций.

· медитативные сказки – это сказки, способствующие процессу погружения, медитации. Для медитативных сказок важно отсутствие явного конфликта и отрицательных героев. Ведь задача этих сказок – снятие напряжения, невротических симптомов. В тексте медитативной сказки могут присутствовать образы всех 5 модальностей восприятия: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной). Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению.

Выделяется несколько направлений, актуальных в реабилитационной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья с помощью сказкотерапии:

-психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

-преодоление чувства страха и неуверенности посредством сочинения сказочных сюжетов и их проигрывания;

-обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у детей-инвалидов с трудностями общения;

- формирование творческого потенциала ребенка-инвалида через сказки.

  

Игротерапия - комплекс технологий, в основе которых лежит использование игры. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. д.

Игровая деятельность в дошкольных учреждений является основной. Цель игровой терапии - активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности. Если рассматривать игровую терапию как разновидность социально-культурной деятельности, то ее цель - вовлечение человека с ограниченными возможностями в социальные виды взаимодействия, выявление творческого потенциала, способностей, увеличение коммуникативных навыков, выработка активной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени. Для детей с ограничениями и без ограничений здоровья подойдут игры с песком, водой, природными материалами.

Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточное место начинает занимать метод игротерапии и, в частности, куклотерапия.

• куклотерапия - этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с игрушкой. Куклы помогают перевоплощаться взрослым и учат детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат голову".

Возможности куклотерапии позволяют решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию отношений в системе ребенок-родитель.

 

Музыкотерапия — это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности ребенка с ОВЗ, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей.

Пение включает работу над развитием артикуляционого аппарата: артикуляционную гимнастику, дидактические игры на развития голоса, дыхания, исполнительские навыки. В своей работе над певческими навыками используются песни и попевки. Развитие вокально-хоровых навыков помогает детям-инвалидам осваивать песенный материал, открывает новые возможности в освоении мелодии и текстов песен, в использовании выученных песен в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.

Слушание музыки и пения требуют от детей определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать их внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений, слуха и голоса при выполнении определенного ритмического рисунка, ориентирует в оценке высоты звуков, звучания конкретных инструментов, что характеризуется как лечебный фактор.

Музицирование привлекает даже самых робких и инертных детей               к активности в выражении своих чувств радости от возможности игры                на разных музыкальных инструментах. Участие в оркестре сочетает навыки игры на инструменте с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и своей значимости. Во время игры на музыкальном инструменте участник чувствует себя равноправным партнером, солистом или лидером в определенной сфере, где его возможности по сравнению               с двигательными навыками могут быть выше. Пусть эти первые музыкальные опыты далеки от совершенства, однако они часто вызывают устойчивый интерес к музыке, желание участвовать в совместных занятиях, игровых заданиях, прислушиваться к своей игре и к игре других исполнителей, выполнять указания педагога, стремление получить положительную оценку своих усилий.

Метод, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития ее творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.

 

Танцевально-двигательная терапия-социально-культурная технология, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для обучения детей, не способных адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам. Танцевальные упражнения снимают мышечную  закрепощенность, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии. Танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.

Танцевально-двигательная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий.

Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

  Взаимодействуя с окружающими людьми, дети  с ограниченными возможностями получают необходимый жизненный опыт, возможность контактировать как со здоровыми, так и с имеющими отклонения в развитии, адекватно реагировать на их поведение в различных жизненных и игровых ситуациях.

Терапия театральным искусством - социально-культурная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации. Театральные постановки адаптируются для детей с ограниченными возможностями так, чтобы для них была отведена роль в соответствии с их возможностями.

Воспитательные  и коррекционные возможности  театрализованной деятельности  безграничны.

  Дети  знакомятся  с окружающим миром, со всем его многообразием через образы, краски, звуки, они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Заучивание текста способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи.

Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под грибом»: диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

 Дети приобретают  опыт  разного рода во взаимоотношениях  между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

        Нельзя  не отметить еще и такой  момент. Принимая участие в разных  постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

  Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.

Использование музыки, песен, танцев  развивает ориентирование, двигательную активность, моторику,  пластику, музыкальность. Участие в играх - драматизациях, инсценировках помогает каждому ребенку стать увереннее в себе, преодолеть страх перед    выступлением на сцене.

Так же в настоящее время широко используются новые технологии СКР, в частности такие как:

 

Изотерапия - терапия художественным творчеством инвалидов - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.

Следует подчеркнуть, что основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности инвалидов, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.

Изотерапия – это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Для изотерапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок смог выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.

Особенности рисунка являются отражением индивидуально-психологических свойств инвалида, его мироощущения, характера, самооценки и других свойств личности. В рисунке он предлагает тот вариант, который наиболее соответствует особенностям его представления. Такой рисунок следует рассматривать как один из видов диагностической техники изучения личности инвалида, его внутреннего мира.

В практике работы с инвалидами можно использовать такие темы как: "Человек", "Несуществующее животное", "Семья", "Дом, дерево, человек". Все они являются средствами психодиагностики личности самого инвалида, а также диагностики внутрисемейных отношений с его точки зрения.

Информация о работе Технология социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями