Технологии социальной работы с малообеспеченными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

В работе описаны основные технологии социальной работы с малообеспеченными гражданами. Сущность понятий социальая работа, социальная поддержка.

Оглавление

Введение…………………………….…………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты социальной поддержки граждан в России. …………………………………………………………………. 6
1.1. Сущность понятия социальная поддержка.…………………………………...6
1.2. Характеристика групп населения, нуждающихся в материальной
поддержке…………………………………………………………………………..11
1.3. Нормативно – правовая база по осуществлению социальной
поддержки граждан……………………………………………………..………….15 Глава 2. Опыт работы Управления социальной защиты населения города
Златоуста при организации работы по социальной поддержки граждан………19
2.1. Характеристика базы методов исследования …………………………… …19
2.2. Управленческие технологии, используемые при организации
работы по социальной поддержки граждан……………………..……………….29
Заключение…………………………………………………………………………40
Список источников и литературы……………………………..………………….42

Файлы: 1 файл

Курс. работа по технологиям соц. работы.docx

— 75.73 Кб (Скачать)

        Социальная  поддержка осуществляется в виде  социальной помощи - обеспечение  в натуральной и денежной форме,  посредством предоставления льгот  и услуг, носящих характер единовременных  доплат к пенсиям и пособиям.

       К основным  принципам социальной поддержки  относятся:

- конкретности и адресности  оказания социальной помощи, т.е., помощь со стороны государства  должна оказываться, прежде всего,  тем людям, кто по объективным  показателям не в состоянии  решить свои материальные проблемы  самостоятельно. Если же помощь  будет оказываться всем без  исключения, то вместо борьбы  с бедностью общество и государство  будут ее поощрять и субсидировать;

- своевременности  и  достоверности необходимой информации  о социальном и материальном  положении различных социальных  групп. Как уже было отмечено, бедность во многом является  результатом субъективных оценок, для корректировки которых необходима  подобная информация;

- опора на собственные  силы, создание в обществе условий,  при которых человек сможет  самостоятельно обеспечить себе  желаемый уровень материального  благополучия;

- равенство интересов  всех групп населения. Оказание  социальной поддержки и помощи  одним социальным группам не  должно ущемлять интересы других  групп, слоев и объединений.  Так, экономические льготы, пособия  и выплаты, направленные на  определенные категории населения,  не должны осуществляться за  счет сокращения или задержки  соответствующих выплат другим (зарплат,  пенсий, премий и др.).  

      Реализация этих принципов на практике позволяет сформировать определенную систему социальной поддержки и помощи малоимущих и бедных слоев населения.

      Организация  деятельности по оказанию необходимой  социальной поддержки и помощи  бедным и малоимущим  слоям  населения позволяет сформировать  и поддерживать в обществе  атмосферу взаимного доверия  между властью и гражданами, создать  условия при которых возможно  своевременное выявление и разрешение  различных социальных конфликтов  и укрепить единство и целостность  социальной системы. Однако, при  этом, общество и государство  не должны полностью перекладывать  на свои плечи бремя решения  экономических и материальных  проблем всех граждан без исключения. Ориентиром социальной политики  должно быть не выравнивание  уровня жизни всех социальных  слоев и групп, а создание  равных возможностей  для формирования  достойного уровня и качества  жизни любому работоспособному  и работающему социальному субъекту.         

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика групп населения, нуждающихся в материальной

поддержке

 

        До принятия Федерального закона “О государственной социальной помощи” в соответствии с постановлением Правительства от 19 февраля 1992  года № 121 и утверждённым этим постановлением положение о федеральном и территориальных фондах социальной поддержки населения получателями   помощи из этих фондов являлись особо нуждающиеся пенсионеры, инвалиды,  лица имеющие иждивенцев (детей и нетрудоспособных членов семьи), другие    нетрудоспособные граждане, у которых совокупный среднедушевой доход не    превышает установленного на региональном уровне минимума.

         Таким образом, в данный список  не была включена часть трудоспособного  населения нашей страны. С одной  стороны это является несомненно  правильным, так как государство  должно поддерживать  прежде  всего  наименее  защищённых  граждан, а именно пенсионеров,  инвалидов, лиц, имеющих иждивенцев, и  других нетрудоспособных  граждан.

         Однако в настоящее время в  России складывается ситуация, при  которой даже трудоспособные  граждане, по независящим от них  причинам, имеют  доход, ниже  прожиточного минимума, что ставит  их в наихудшее положение,  так как ранее действующим  законодательством они не могли  надеяться на   получение социальной  помощи.

     Федеральным  законом “О государственной социальной  помощи”  впервые предусмотрено,  что получателями данной помощи  могут быть малоимущие семьи  и малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые по независящим  от них причинам имеют среднедушевой  доход ниже прожиточного минимума  в соответствующем субъекте Российской  Федерации.

    Таким  образом,  данный  закон  устанавливает   кто  именно  может  быть  получателем социальной помощи. Закон  не  ограничивает  круг  лиц,  которые могут получать  данную помощь в зависимости  от других критериев,  например, трудоспособности, старости и др.  Единственным  критерием,  определяющим получателей помощи является получение дохода, ниже прожиточного минимума.

         «В современном российском обществе  те социальные группы, которые  традиционно относят к бедным, не составляют сегодня их основную  часть. Сегодня большинство российских  бедных – трудоспособные, работающие  люди, в возрасте 28 лет и старше, имеющие одного или двух детей. 

       Для  уточнения социальных границ  бедности в современном российском  обществе, можно выделить несколько  социальных групп, включающих  людей:

- имеющих небольшой доход  и плохо обеспеченных материально  (лица с низкой квалификацией,  и как следствие, с низкой  заработной платой, безработные  и т.п.;

- вытесненных с рынка  труда и потерявшие, таким образом,  источник устойчивого дохода  в силу различных обстоятельств  (малограмотность, недостаточная  квалификация и т.д.);

- живущие в семьях с  высокой иждивенческой нагрузкой  (многодетные семьи, семьи инвалидов  и престарелых) или родители-одиночки;

- материальные проблемы  которых связаны с их субъективными  ценностями, предпочтениями и образом  жизни (бродяги, люди, не желающие  работать, бросившие учебу и т.п.);

- пострадавшие (в т.ч. и  экономически) от природных и  социальных катастроф (беженцы,  жертвы стихийных бедствий и  террористических актов)» [24, с. 12]  .

       Даже  простой перечень возможных категорий  бедных, существующих в современном  российском обществе, позволяет  сделать вывод о достаточно  широких и неопределенных социальных  границах бедности.

       Государство  и общество не должны оставлять  такую категорию населения, как  бедные, один на один со своими  проблемами и бедами. Какими бы  ни были экономические и финансовые  ресурсы и возможности государства,  они должны использоваться для  организации социальной поддержки  этих людей. 

      «Исторически  сложилось так, что государство  всегда уделяло большое внимание  семьям с детьми. Политика в  отношении  семей рассматривалась  не только как борьба с бедностью,  но и как  путь для достижения  определенной социальной справедливости»[21, с.115].

              Федеральный закон различает  две категории получателей   государственной помощи - малоимущие  семьи и малоимущие одинокие  граждане.

         В соответствии с Федеральным  законом “ О прожиточном минимуме”   семья или одинокий гражданин,  среднедушевой доход которой  (которого) ниже величины прожиточного  минимума, установленного в  соответствующем   субъекте Российской Федерации,  считается малоимущей (малоимущим) и  имеет  право  на  получение государственной социальной  помощи.

          Среднедушевой доход рассчитывается  исходя из суммы всех доходов   семьи. Это позволяет сузить  количество получателей помощи. Так,  если  в  семье, состоящей  из двух человек жена  получает  доход, ниже установленного  прожиточного  минимума,  это  не  даёт  ей  оснований   для получения  социальной помощи.  Только в  том  случае, если среднедушевой   доход  на  семью  является  ниже   установленного прожиточного  минимума она и её семья  приобретают это право. 

        Выделяют  следующие формы социальной поддержки  малообеспеченных слоев населения: 

     1. Экстренная  социальная помощь — это разовое,  единичное содействие индивиду  или семье, испытывающим трудности,  путем выдачи денег, продуктов  или вещей.   

2. Адресная социальная  помощь оказывается малообеспеченным  слоям населения и также предусматривает  выдачу денег, продуктов и вещей,  но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи  могут получить различные категории  населения, в первую очередь  представители социально неблагополучных  семей.

        Сегодня  в России активно развивается  адресная социальная помощь, то  есть система мер по оказанию  помощи отдельным действительно  нуждающимся лицам или группам  населения для преодоления или  смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса  и полноценной жизнедеятельности. 

        Основные  виды и формы адресной социальной  помощи устанавливаются на региональном  уровне с учетом имущественного  и социального положения и  фактора нуждаемости граждан.  Они включают:

        - денежную  помощь: единовременные пособия;  пособия для оплаты транспортных  услуг; оказание помощи при  экстремальных ситуациях, повлекших  крупные единовременные расходы  (пожар, наводнение, покупка жилья  и др.); помощь в оплате жилья  и коммунальных услуг; 
        - дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты; 
        - натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;

        - гуманитарную  помощь;

        - услуги  и льготы: направление в реабилитационные  центры, центры социально-психологической  помощи, дома-интернаты; устройство  в пансионаты для престарелых;  организация надомного социально-бытового  обслуживания на платной и  бесплатной основе; прикрепление  к магазинам по продаже продуктов  питания и предметов первой  необходимости по социально низким  ценам; предоставление льгот по  оплате коммунально-бытовых услуг;  организация бесплатного ночного  проживания бездомных граждан;  обеспечение кратковременного ухода  за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с  «лежачими» больными; создание специальных  аптек или отделов в аптеках  для малоимущих граждан. 

 

    1. Нормативно – правовая база по осуществлению социальной поддержки граждан

 

       Нормативно-правовая  база, закрепляющая права, статус  и положение  россиян, выглядит  достаточно емко.

       Она  представлена законодательством  как общего характера, так и  специального.  Основы для развития  законодательства, закрепляющего систему   социальных прав пожилых людей,  были заложены Конституцией  Российской  Федерации  1993  года.

        «Каждый гражданин имеет право на социальную защиту» [4, ст. 7] . Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

        Она  не только провозглашает право  граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

         В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

•  граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;

•  инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

•  инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;

• инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

• граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

• безработные;

• вынужденные беженцы и переселенцы;

• дети - круглые сироты;

• дети с девиантным поведением;

• семьи, в которых проживают  дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

• малообеспеченные семьи;

• многодетные семьи;

• одинокие матери;

• лица с ограниченными  возможностями.

       Согласно  ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,  потери кормильца, для воспитания  детей и в иных случаях, установленных   законодательством.

       В соответствии  со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со                  всеми, имеют право на охрану  здоровья и бесплатную медицинскую            помощь   в   государственных   и   муниципальных   учреждениях.

         Доступна всем в соответствии  со ст. 51 Конституции квалифицированная   юридическая  помощь.

Информация о работе Технологии социальной работы с малообеспеченными гражданами