Технологии постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Процесс социализации охватывает весь период жизни человека. Особое место он занимает в детском возрасте, когда идет интенсивное формирование личности. Их всех институтов социализации именно семья имеет в этом процессе основополагающее значение, давая ребенку тот социальный опыт, который формирует его как зрелую личность, готовую принимать решения и нести за них ответственность. Социализации без института семьи не может быть полноценной. Поэтому дети, растущие вне семьи, нуждаются в дополнительном внимании и поддержке.

Оглавление

Введение……………….……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов……………………………………...6
1.1 Социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов…………………………………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность постинтернатной адаптации………………… ..8
1.3 Модели технологий постинтернатной адаптации......……………....11
Глава 2. Постинтернатный патронат как технология социальной работы с выпускниками детских домов и интернатных учреждений……………… ..19
2.1 Общие положения о технологии постинтернатного патроната в Мурманской области………………………………………...………………….19
2.2 Технологический процесс предоставления постинтернатного патроната (на примере ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»)………25 Заключение ……………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………...………………. ....36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Василенко Д.В. ОРМ-4.docx

— 73.56 Кб (Скачать)

Таким образом, правомерно утверждать что, постинтернатный патронат представляет собой технологию, так как он проходит в несколько этапов, каждый из которых имеет свои цели и решает определенные задачи, направленные на успешную постинтернатную адаптацию выпускника учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несомненный плюс данной технологии заключается в том, что сопровождающий исполняет роль наставника и помощника, а выпускник сам выполняет все мероприятия, что способствует ускорению постинтернатной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    Сопоставляя результаты проделанной работы с выдвинутой предварительно целью, можно констатировать, что цель работы была достигнута.

Так же хотелось бы отметить, что поставленные задачи были выполнены. Нами были освещены социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов, раскрыты понятие и сущность постинтернатной адаптации, проанализированы основные технологии постинтернатной адаптации, рассмотрен постинтернатный патронат как технологию социальной работы с выпускниками детских домов и интернатных учреждений в Мурманской области. Так же нами были даны определения таких понятий как постинтернатная адаптация и социальная технология.

Нами было выделено шесть  основных социальных проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов  и интернатов в самостоятельной  жизни: социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-медицинские, социально-бытовые и социально-экономические. Анализ данных проблем привел нас  понятию постинтернатной адаптации, изучая которое нами был сделан вывод  о том, что реализация данного  процесса возможна только при помощи определенных технологий.

Анализируя модели технологий постинтернатной адаптации детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, мы выделили пять технологических  моделей. Это реализация комплексных  программ постинтернатной адаптации  в условиях детского дома и интернатного учреждения, реализация комплексных  программ постинтернатной адаптации в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, социальные гостиницы и молодежные центры, клубы поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и семейные формы постинтернатной адаптации выпускников.

В ходе исследования нами была подробно описана технология постинтернатного патроната, применяемая в Отделении  постинтернатной адаптации ГОУСОССЗН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям». На начало июня 2011 года постинтернатный патронат осуществлялся над двенадцатью лицами из числа выпускников детских домов и интернатных учреждений. Такое количество заключенных договоров связанно прежде всего с финансированием, которое осуществляется за счет средств областного бюджета.

Также мы предлагаем дальнейших исследованиях данной проблемы:1) исследовать возможность применения других технологий постинтернатной адаптации в Мурманской области; 2) изучить эффективность осуществления постинтернатного патроната Отделение постинтернатной адаптации ГОУСОССЗН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Конституцией Российской Федерации;
  2. Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
  3. Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  4. Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  5. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.07.1999 № 32 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) Отделения «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
  6. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19.07.2000 № 52 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) Отделения «Центр социальной помощи семье и детям»;
  7. Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 24.11.2003 № 326-ст;
  8. Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 24.11.2003 № 327-ст;
  9. Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 535-ст;
  10. Законом Мурманской области от 28.12.2004 № 568-01-ЗМО                            «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  11. Законом Мурманской области от 29.12.2004 № 572-01-ЗМО  «О социальном обслуживании населения в Мурманской области»;
  12. Законом Мурманской области от 29.05.2006  № 759-01-ЗМО  «О патронате»;
  13. Постановлением Правительства Мурманской области                                        от 22.11.2007 № 555-ПП «О порядке организации постинтернатного патроната»;
  14. Постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2009              № 343-ПП «Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг в сфере социального обслуживания населения, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Мурманской области»;
  15. Постановлением Правительства Мурманской области от  11.02.2011 № 55-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Мурманской области».
  16. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. – М.: СОЦИС, 1992. - № 10
  17. Егорова М.А. Социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни выпускников школы-интерната. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.fpo.ru/psypodrostkov/egor6.html
  18. Заяц О. В. Технология социальной работы.- Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.- 88 стр.
  19. Иванова Т. А Технологии постинтернатной адаптации, обучение и воспитание учащихся сирот.- Красноярск:  филиал РГСУ в городе Красноярске, 2006.
  20. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
  21. Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни. – М.: СОЦИС, 2001.- №4;
  22. Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и И. Г. Абрамовой.— СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 96 с.
  23. Прихожан, А.М. Психология сиротства : учеб. пособие для вузов / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб. : Питер, 2005. – 400 с.
  24. Реализация российско-норвежского проекта «Молодежные центры» на территории Мурманской области: сборник материалов // Сост.: Боброва Л. М. – Мурманск,2009. – 160 стр.
  25. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Мурманской области (из опыта работы): Учебно-методическое пособие/ Под. ред. Л. М.Бобровой, Т. Д. Тегалевой, Е. Н. Шовиной. – Мурманск,2007. – 116 стр.
  26. Социальная работа / Общ. ред. проф. Курбатова В.И. - Ростов-на/Д: Феникс,1999.- 576 с.
  27. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/ Под ред. Проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. – 596 стр.
  28. Ха О. А. Социальная адаптация: курс лекций. – Мурманск: МГТУ, 2011. – 453 стр.
  29. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996.

 


Информация о работе Технологии постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов