Технологии постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Процесс социализации охватывает весь период жизни человека. Особое место он занимает в детском возрасте, когда идет интенсивное формирование личности. Их всех институтов социализации именно семья имеет в этом процессе основополагающее значение, давая ребенку тот социальный опыт, который формирует его как зрелую личность, готовую принимать решения и нести за них ответственность. Социализации без института семьи не может быть полноценной. Поэтому дети, растущие вне семьи, нуждаются в дополнительном внимании и поддержке.

Оглавление

Введение……………….……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов……………………………………...6
1.1 Социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов…………………………………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность постинтернатной адаптации………………… ..8
1.3 Модели технологий постинтернатной адаптации......……………....11
Глава 2. Постинтернатный патронат как технология социальной работы с выпускниками детских домов и интернатных учреждений……………… ..19
2.1 Общие положения о технологии постинтернатного патроната в Мурманской области………………………………………...………………….19
2.2 Технологический процесс предоставления постинтернатного патроната (на примере ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»)………25 Заключение ……………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………...………………. ....36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Василенко Д.В. ОРМ-4.docx

— 73.56 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки рф

федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Мурманский  государственный Гуманитарный университет

Факультет истории и социальных наук

Кафедра философии и социологии

 

 

 

Курсовая  работа

на тему:

«технологиИ постинтернатной адаптации

выпускников детских домов и интернатов»

 

 

Выполнил: студент 4-ого курса

группы ОРМ, факультета ИиСН

Василенко Д. В.

Научный руководитель:

к.н.ф., доцент кафедры философии и

социологии

Сауткин А. А.,

 

 

 

 

г. Мурманск,

2011 г.

Содержание

 

Введение……………….……………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы постинтернатной адаптации выпускников  детских домов и интернатов……………………………………...6

1.1 Социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов…………………………………………………………………………6

1.2 Понятие и сущность  постинтернатной адаптации………………… ..8

1.3 Модели технологий постинтернатной адаптации......……………....11

Глава 2. Постинтернатный  патронат как технология социальной работы с выпускниками детских домов  и интернатных учреждений……………… ..19

2.1 Общие положения о технологии постинтернатного патроната в Мурманской области………………………………………...………………….19

2.2 Технологический процесс  предоставления постинтернатного патроната (на примере ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»)………25  Заключение ……………………………………………………………….34

Список литературы…………………………………...………………. ....36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс социализации охватывает весь период жизни человека. Особое место  он занимает в детском возрасте, когда идет интенсивное формирование личности. Их всех институтов социализации именно семья имеет в этом процессе основополагающее значение, давая ребенку тот социальный опыт, который формирует его как зрелую личность, готовую принимать решения и нести за них ответственность. Социализации без института семьи не может быть полноценной. Поэтому дети, растущие вне семьи, нуждаются в дополнительном внимании и поддержке.

Для поддержки таких ребят в России имеется целая система. Так, законодательство гарантирует широкие права этой категории на материальное обеспечение, на бесплатное, внеконкурсное образование и профессиональную подготовку. Порой возможностей у таких граждан намного больше, чем у детей, воспитывающихся в семье. Тем не менее, как показывают различные исследования, готовность выпускников к самостоятельной жизни очень низкая. И это не случайно, ведь социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях, всегда была острой социальной проблемой.

Сложности постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, определяются, специфическими условиями жизни воспитанников в детском доме, школе-интернате, их социально-психологическим статусом, для которого характерно возникновение психической депривации, формированием черт, серьезно затрудняющих вхождение в самостоятельную жизнь.

По данным агентства социальной информации, ежегодно в России стены  детских домов и учреждений интернатного типа покидают примерно 12000 выпускников. Оставшись один на один с реальностью, они становятся социально и экономически пассивными членами общества.

По данным последней переписи населения за десять лет XXI века население нашей страны сократилось белее, чем на 12 миллионов человек. В этой связи крайне остро встает вопрос бережного отношения к человеческому потенциалу. Именно поэтому, осенью 2010 года в послании к Федеральному Собранию РФ Президент России особо подчеркнул необходимость повышения качества работы по адаптации выпускников детских домов и интернатных учреждений в общество, активного включения их в экономические и социальные процессы.

Таким образом, все вышеперечисленное делает исследования в области постинтернатной адаптации актуальным и практически значимым. В связи с этим целью курсовой работы является изучение и анализ постинтернатного патроната, как технологии постинтернатной адаптации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • осветить социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов;
  • раскрыть сущность постинтернатной адаптации;
  • проанализировать основные технологии постинтернатной адаптации;
  • рассмотреть постинтернатный патронат как технологию социальной работы с выпускниками детских домов и интернатных учреждений;
  • описать технологический процесс постинтернатного патроната на примере ГОУСОССЗН «Мурманский Центр социальной помощи семье и детям».

Объект исследования является постинтернатная адаптация выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования - технологии постинтернатной адаптации.

Теоретической основой работы являются положения Конституции  Российской Федерации, Федеральных  Законов, Закона Мурманской области «О патронате», иных правовых актов, труды таких авторов как О.А. Ха, Т.Д. Тегалевой, Е.Н. Шовиной,  М.А Егоровой, Т. А. Ивановой, О. В. Заяц. Методологической базой исследования являются законы материалистической диалектики к трактовке общественно-правовых явлений.

Методологическая основа данного исследования включает в  себя общенаучные и частнонаучные  методы исследования. В качестве основного нами был использован метод анализ документов.

Для решения поставленных задач мы использовали совокупность следующих методов: теоретический  анализ социологической, психологической  и педагогической литературы как  отечественной, так и зарубежной, наблюдение, беседа, а так же общенаучные  методы: синтез, анализ, сравнение, обобщение.

Базой нашего исследования являлось Отделение постинтернатной  адаптации ГОУСОССЗН «Мурманский  центр социальной помощи семье и  детям»

Исследование проходило  в три этапа:

  1. Теоретический этап. В ходе данного этапа осуществлялся анализ литературы по заявленной теме.
  2. Практический этап. В ходе данного этапа осуществлялся сбор методических и практических материалов, общение со специалистами Отделения постинтернатной адаптации ГОУСОССЗН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям»
  3. Аналитический этап.

Структура работы обусловлена  задачами исследования. Работа состоит  из введения, основной части, состоящей  из двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы постинтернатной адаптации  выпускников детских домов и  интернатов

 

1.1 Социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов

 

Переход к самостоятельной жизни, для выпускника детского дома или интерната это очень значимый и сложный этап. Сложность данного этапа заключается в том, что попадая в социум, выпускник сталкивается с целым комплексом проблем. Причина этого кроется в том, что выпускники не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения после оставления ими детского дома. Эти факты указывают на то, что процесс социализации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно отличается от того, который идет в семье, и имеет определенные трудности. Трудности процесса социализации данной социальной группы населения связаны, преимущественно, с обеднением основных источников социализации:

  • у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
  • жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме или интернате, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;
  • ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к самостоятельной жизни;
  • затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.[19]

Выделяют следующие основные социальные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. Социально-психологические проблемы, которые, прежде всего, связаны с психологическим состоянием выпускников. Характерной чертой для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие психологической травмы, связанной с изъятием из биологической семьи и помещения в государственное детское учреждение. Однако психотравмирующим может быть и опыт проживания в биологической семье, общения с родителями, которые отказались от них. Нередко дети, изъятые из семьи, становились жертвами домашнего насилия. Отсюда, как следствие выпускники имеют заниженную самооценку, испытывают трудности в установлении контактов, проявляют базовое недоверие к окружающим[23 С. 159].
  2. Социально-педагогические проблемы обуславливаются наличием у выпускников отклонений в поведении и аномалий личного развития, отсутствие у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга.  Отсутствие навыка организации своего содержательного досуга, становится причиной проявления различных форм девиантного поведения. В случае возникновении семьи и рождении ребенка, выпускники детских домов и интернатов испытывают трудности, из-за отсутствия семейного опыта и модели воспитания детей.
  3. Социально-правовые проблемы проявляются в отсутствии у выпускников опыта, желания и стремления к изучению и защите  своих законных прав и интересов. Поэтому представители данной социальной группы часто становятся жертвами мошенников. Выпускники детских домов и интернатов так же сталкиваются с проблемой заполнения юридических документов, не умением обращаться в государственные учреждении.
  4. Социально-медицинские проблемы связаны с нежеланием выпускников поддерживать и улучшать свое здоровье, а так же вести здоровый образ жизни. Они склонны к вредным привычкам, употреблению психоактивных веществ, зачастую нарушают режим питания, употребляют нездоровые, порой вредные, продукты питания.
  5. Социально-бытовые проблемы выражаются в отсутствии у выпускников навыков ведения домашнего хозяйства. После выпуска из детского дома или интерната для них становится проблемой приготовление себе пищи, уборка и ремонт жилья, стирка белья, оплата коммунальных услуг и другие действия бытового плана, являющиеся для «домашних» детей обыденными и простыми.
  6. Социально-экономические проблемы характеризуются отсутствием мотивации на поддержание и улучшение своего жизненного уровня. Это проявляется в отсутствии мотивации и стремления у выпускников к получению специального образования, поиску работы. Так же выпускники детских домов и интернатов не имеют навыков обращения с денежными средствами[22 C. 37].

Наличие целого комплекса проблем у выпускников детских домов и интернатов подтверждает то, что лица данной социальной группы остро нуждаются в комплексной поддержке и помощи в первые несколько лет самостоятельной жизни.

 

1.2 Понятие и сущность постинтернатной адаптации

 

Адаптация (от латинского adaptation – приспособление, прилаживание) – процесс и результат взаимодействия индивида или группы с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания и процветания, а макросреда – воспроизведение и вступление в иную, восходящую стадию [25 C. 102].

Исходя из данного  определения, можно сказать, что постинтернатная  адаптация – это процесс и  результат взаимодействие выпускника детского дома или интернатного учреждения с изменившейся социальной средой, в ходе которого идет его активное приспособление к требованиям социума и новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Другими словами постинтернатная адаптация - процесс интеграции выпускника детского дома или интерната в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности у него к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Целью постинтернатной адаптации  является преодоление негативных кризисных  общественных явлений и подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к  включению в инновационные социальные системы, что обеспечивает снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений [17].

Выделяют следующие основные задачи постинтернатной адаптации:

  • профилактика правонарушений и девиантного поведения среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • формирование толерантного отношения общества к выпускникам детских домов и интернатов;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обучение выпускников приёмам общения и расширения ролевого репертуара [22 C.43].

Поскольку постинтернатная адаптация  представляет собой не одномоментное  изменение системы, а протекающий  во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях:

  • первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся выпускник улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
  • вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и выпускник признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
  • третья стадия (приспособления, аккомодации) - связана со взаимными уступками: выпускник признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;
  • четвертая стадия (полной адаптации, ассимиляции), когда выпускник отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

Информация о работе Технологии постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов