Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа
Процесс социализации охватывает весь период жизни человека. Особое место он занимает в детском возрасте, когда идет интенсивное формирование личности. Их всех институтов социализации именно семья имеет в этом процессе основополагающее значение, давая ребенку тот социальный опыт, который формирует его как зрелую личность, готовую принимать решения и нести за них ответственность. Социализации без института семьи не может быть полноценной. Поэтому дети, растущие вне семьи, нуждаются в дополнительном внимании и поддержке.
Введение……………….……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов……………………………………...6
1.1 Социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов…………………………………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность постинтернатной адаптации………………… ..8
1.3 Модели технологий постинтернатной адаптации......……………....11
Глава 2. Постинтернатный патронат как технология социальной работы с выпускниками детских домов и интернатных учреждений……………… ..19
2.1 Общие положения о технологии постинтернатного патроната в Мурманской области………………………………………...………………….19
2.2 Технологический процесс предоставления постинтернатного патроната (на примере ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»)………25 Заключение ……………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………...………………. ....36
Сущность процесса постинтернатной
адаптации заключается в
Под готовностью к самостоятельной жизни следует понимать настрой выпускника детского дома или интерната на определенное поведение, установку на активные действия, приспособление выпускника для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.
Готовность к самостоятельной жизни включает в себя следующий направления:
Эффективность постинтернатной
адаптации выпускников
Из вышесказанного видно, что постинтернатная адаптация как сложный и многоаспектный процесс, реализующий целый комплекс задач по включению выпускников детских домов и интернатных учреждений в социум. При проведении постинтернатной адаптации необходимо учитывать множество факторов, которые могут повлиять на эффективность адаптационного процесса. Поэтому процесс постинтернатной адаптации реализуется через определенные технологические модели.
1.3 Модели технологий постинтернатной адаптации
В настоящее время существует несколько моделей технологий постинтернатной адаптации. Однако каждая модель строится на основе единства трех направлений:
При исключении одного из компонентов социальное и профессиональное становление выпускника детского дома невозможно.
Первая модель технологии подготовки выпускников к самостоятельной жизни – реализация комплексных программ социальной адаптации в стенах детских домов и интернатных учреждений. Для этого в них создаются Центры или Блоки постинтернатной адаптации.
Следует отметить неотъемлемые плюсы данной модели постинтернатной адаптацию. Выпускники в этих группах полностью защищены, так как находятся на полном государственном обеспечении, организованно по типу обеспечения сиротских учреждений. Молодые люди могут выбирать место для получения профессионального образования, независимо от наличия общежития в том или ином учебном заведении. Процесс профессионального становления более вариативен. Директор интернатного учреждения является государственным опекуном и имеет возможность ежедневно отслеживать успехи и проблемы воспитанников, которых он хорошо знает. Воспитанники, меняя образовательную среду средней школы на учреждения начального или среднего профессионального образования, остаются в привычной для них обстановке хорошо знакомого им детского дома. Особенно такая стабильность важна для выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 7 – 8-ого вида – то есть для детей с различными нарушениями умственного и психического развития. Пребывание в интернатном учреждении отдаляет адаптационные проблемы, связанные с изменением социальной среды, социального окружения и новых требований, который неминуем в условиях проживания в общежитии профессионального училища или колледжа.
Следует отметить, что цели постинтернатной адаптации выпускников не достигаются в данной моделе, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, тогда как, оставаясь в стенах детского дома, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, просто продлевает свой интернатный период. Поэтому решение возрастных задач развития либо откладывается, либо выпускники, принимая правила общежития, регрессируют к старым моделям отношений. В том и другом случае психологические особенности, присущие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в институциональных условиях, в период пребывания в постинтернатной группе, усугубляются [28 C. 149].
Вторая технология постинтернатной адаптации – это реализация программ социальной адаптации в учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения.
В данной модели удается преодолеть принцип компактности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как есть возможность организовать их совместное проживание с детьми из семей в общежитии учреждения, что значительно расширяет социальные сети и дает возможность обучиться социально-бытовым навыкам в естественных условиях. Государственное обеспечение, реализуемое в виде предоставления жилья и денежных выплат, позволяет молодым людям самостоятельно планировать свой бюджет. Профессиональные училища, техникумы и ВУЗы, как правило, расположены в крупных районных и областных центрах. Это создает благоприятные условия выпускникам интернатных учреждений для расширения и укрепления своего социального опыта. Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования не являются специальными учреждениями для детей-сирот. Их характеризует большая открытость и менее строгий режим, что способствует интеграции и развитию самостоятельности.
С организационной точки
зрения, проведение программ постинтернатной
адаптации входит в функционал специальностов
профессионального
Не смотря на негативные
организационные моменты в
Третья технологическая модель - это социальное общежитие для выпускников детских домов (социальная гостиница, Молодежные центры). Задачи данной модели – предоставить выпускнику временное жилье и сформировать у него социальные и бытовые навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни. Находясь в социальном общежитии, молодые люди приобретают и закрепляют такие социально-бытовые навыки, как поиск работы и формирование рабочих качеств, приготовление пищи, уход за собой, распределение заработанных средств и пользование услугами различных социальных учреждений. Формирование многих из этих навыков становится возможным благодаря изменению социальной ситуации развития подростков и молодых людей, снятию режимных ограничений, характерных для детских домов и интернатных учреждений, и достижению ими относительной самостоятельности.
Совместное проживание выпускников разного социального статуса – учащихся, работающих и безработных, - позволяет на практике усвоить преимущества социально приемлемого поведения и преодолеть интернатный инфантилизм. В практике социальных гостиниц воспитанники включаются в программы на основе заявительного принципа, то есть это не общая практика, а скорее экстренная услуга. Письменное заявление участника программы дает возможность подкрепить в его сознании факт самостоятельности принятого решения и помочь осознанно подчиниться установленным правилам и нормам общежития, что, конечно, позитивно влияет на общий процесс социализации [28 C. 151].
Четвертая технологическая модель представлена клубами поддержки выпускников детских домов и интернатных учреждений. По своей форме данные учреждения представляют досуговые центры дневного пребывания с реабилитационной направленностью. Первоначальной их задачей было предоставить учащимся профессиональных учебных заведений, бывшим выпускникам различных детских домов и школ-интернатов, место, где они могли бы собираться и организованно проводить свой досуг. Зачастую интернатные учреждения расположены в районных поселках и городах, а учебные заведения в крупных областных центрах. В такой ситуации смена места жительства, ближайшего окружения и привычных условий проживания действует дезадаптирующе на подростков из числа детей-сирот. В условиях незнакомого города, при отсутствии навыков организации здорового отдыха и при наличии денежных средств, с которыми они до этого не обращались, подростки идут по пути наименьшего сопротивления и прибегают к асоциальным действиям.
Создание клубов поддержки выпускников стало вынужденной мерой по предупреждению криминального поведения. Досуговая работа с детьми и подростками группы риска невозможна без комплексного реабилитационного компонента. Целью клубов является социальная, психологическая, медицинская и образовательная поддержка выпускников детских домов в период их адаптации к новым для них условиям самостоятельной жизни. В настоящий момент клубы поддержки выпускников делятся на те, что функционируют со стационарным кризисным проживанием для членов клуба, и на те, что не имеют стационара и работают только как дневные центры. Объем функционала варьируется, в зависимости от финансирования и кадровых возможностей. Полный объем услуг обычно включает:
Задачи клубов поддержки выпускников сводятся к основным адаптационным направлениям:
В настоящий момент большинство клубов либо организуются и поддерживаются некоммерческими общественными организациями, либо являются экспериментально-проектными площадками. Для их планомерного развития необходимо определиться со структурной принадлежностью подобных центров. Решение вопроса ведомственной и структурной принадлежности позволит создать единое примерное положение центра поддержки выпускников, определиться с его штатным расписание и квалификационными требованиями к персоналу.
Семейные формы постинтернатной адаптации выпускников, представляют пятую технологическую модель. Эту модель часто рассматривают как обычную замещающую заботу с расширенной верхней временной границей, хотя существует ряд очевидных оснований, отличающих её от других форм и моделей:
Анализ семейных форм для
выпускников интернатных
Классическая приемная семья – дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находится в замещающей семье до выпуска из детского дома или интернатного учреждения и остается в той же семье до получения профессионального образования;
Информация о работе Технологии постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов