Технологии постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Процесс социализации охватывает весь период жизни человека. Особое место он занимает в детском возрасте, когда идет интенсивное формирование личности. Их всех институтов социализации именно семья имеет в этом процессе основополагающее значение, давая ребенку тот социальный опыт, который формирует его как зрелую личность, готовую принимать решения и нести за них ответственность. Социализации без института семьи не может быть полноценной. Поэтому дети, растущие вне семьи, нуждаются в дополнительном внимании и поддержке.

Оглавление

Введение……………….……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов……………………………………...6
1.1 Социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов…………………………………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность постинтернатной адаптации………………… ..8
1.3 Модели технологий постинтернатной адаптации......……………....11
Глава 2. Постинтернатный патронат как технология социальной работы с выпускниками детских домов и интернатных учреждений……………… ..19
2.1 Общие положения о технологии постинтернатного патроната в Мурманской области………………………………………...………………….19
2.2 Технологический процесс предоставления постинтернатного патроната (на примере ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»)………25 Заключение ……………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………...………………. ....36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Василенко Д.В. ОРМ-4.docx

— 73.56 Кб (Скачать)

Сущность процесса постинтернатной  адаптации заключается в формировании у выпускника готовности самостоятельной  жизни[22 C.54].

Под готовностью к самостоятельной  жизни следует понимать настрой  выпускника детского дома или интерната  на определенное поведение, установку  на активные действия, приспособление выпускника для успешных действий в  данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.

Готовность к самостоятельной  жизни включает в себя следующий  направления:

  • Социально-психологическую готовность – совокупность социально-психологических особенностей, качеств выпускника, обеспечивающих его успешный переход к самостоятельной жизни;
  • Социальную готовность – готовность к принятию новой социальной позиции, к принятию и следованию социальным нормам, правилам поведения в обществе;
  • Функциональную готовность – физиологическую готовность организма, состояние психических функций, то есть дееспособность;
  • Профессиональную готовность – готовность участвовать в профессиональной деятельности, наличие профессиональной подготовки по определенной специальности, то есть способность выпускника результативно выполнять свои профессиональные функции [25 C. 17].

Эффективность постинтернатной  адаптации выпускников интернатных  учреждений проявляется в следующих  показателях:

  • в снижении уровня преступности среди молодежи из числа детей-сирот;
  • в повышении уровня трудоустройства среди выпускников интернатных учреждений;
  • в более высоком образовательном уровне лиц из числа детей-сирот;
  • в сокращении случаев вторичного социального сиротства, то есть тех случаев, когда выпускницы детских домов и интернатов отказываются от своих детей.

Из вышесказанного видно, что постинтернатная адаптация  как сложный и многоаспектный процесс, реализующий целый комплекс задач по включению выпускников детских домов и интернатных учреждений в социум. При проведении постинтернатной адаптации необходимо учитывать множество факторов, которые могут повлиять на эффективность адаптационного процесса. Поэтому процесс постинтернатной адаптации реализуется через определенные технологические модели.

 

1.3 Модели технологий постинтернатной адаптации

 

В настоящее время существует несколько моделей технологий постинтернатной адаптации. Однако каждая модель строится на основе единства трех направлений:

  • социально-правовой поддержки выпускников;
  • психолого-педагогического сопровождения;
  • аналитической и информационной работы.

При исключении одного из компонентов  социальное и профессиональное становление  выпускника детского дома невозможно.

Первая модель технологии подготовки выпускников к самостоятельной  жизни – реализация комплексных  программ социальной адаптации в стенах детских домов и интернатных учреждений. Для этого в них создаются Центры или Блоки постинтернатной адаптации.

Следует отметить неотъемлемые плюсы данной модели постинтернатной  адаптацию. Выпускники в этих группах  полностью защищены, так как находятся  на полном государственном обеспечении, организованно по типу обеспечения  сиротских учреждений. Молодые люди могут выбирать место для получения  профессионального образования, независимо от наличия общежития в том  или ином учебном заведении. Процесс  профессионального становления  более вариативен. Директор интернатного учреждения является государственным  опекуном и имеет возможность  ежедневно отслеживать успехи и  проблемы воспитанников, которых он хорошо знает. Воспитанники, меняя образовательную  среду средней школы на учреждения начального или среднего профессионального  образования, остаются в привычной  для них обстановке хорошо знакомого  им детского дома. Особенно такая стабильность важна для выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 7 – 8-ого вида – то есть для детей с различными нарушениями умственного и психического развития. Пребывание в интернатном учреждении отдаляет адаптационные проблемы, связанные с изменением социальной среды, социального окружения и новых требований, который неминуем в условиях проживания в общежитии профессионального училища или колледжа.

Следует отметить, что цели постинтернатной адаптации выпускников не достигаются в данной моделе, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, тогда как, оставаясь в стенах детского дома, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, просто продлевает свой интернатный период. Поэтому решение возрастных задач развития либо откладывается, либо выпускники, принимая правила общежития, регрессируют к старым моделям отношений. В том и другом случае психологические особенности, присущие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в институциональных условиях, в период пребывания в постинтернатной группе, усугубляются [28 C. 149].

Вторая технология постинтернатной адаптации – это реализация программ социальной адаптации в учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения.

В данной модели удается преодолеть принцип компактности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как есть возможность организовать их совместное проживание с детьми из семей в общежитии учреждения, что значительно расширяет социальные сети и дает возможность обучиться социально-бытовым навыкам в естественных условиях. Государственное обеспечение, реализуемое в виде предоставления жилья и денежных выплат, позволяет молодым людям самостоятельно планировать свой бюджет. Профессиональные училища, техникумы и ВУЗы, как правило, расположены в крупных районных и областных центрах. Это создает благоприятные условия выпускникам интернатных учреждений для расширения и укрепления своего социального опыта. Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования не являются специальными учреждениями для детей-сирот. Их характеризует большая открытость и менее строгий режим, что способствует интеграции и развитию самостоятельности.

С организационной точки  зрения, проведение программ постинтернатной  адаптации входит в функционал специальностов профессионального образовательного учреждения, не являющегося учреждением  для детей-сирот, поэтому педагогический состав таких учреждений, как правило, не готов к работе со сложным контингентом учащихся из числа выпускником детских  домов и школ-интернатов. Проблемы кадрового и методического обеспечения  приводят к серьезным образовательным  и воспитательным проблемам обучающихся..

Не смотря на негативные организационные моменты в учреждениях  начального, среднего и высшего профессионального образования, существует потенциал для программ постинтернатной адаптации, но развить его можно только при обязательном условии профессионального кадрового и методического обеспечения [27 C.294].

Третья технологическая  модель - это социальное общежитие для выпускников детских домов (социальная гостиница, Молодежные центры). Задачи данной модели – предоставить выпускнику временное жилье и сформировать у него социальные и бытовые навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни. Находясь в социальном общежитии, молодые люди приобретают и закрепляют такие социально-бытовые навыки, как поиск работы и формирование рабочих качеств, приготовление пищи, уход за собой, распределение заработанных средств и пользование услугами различных социальных учреждений. Формирование многих из этих навыков становится возможным благодаря изменению социальной ситуации развития подростков и молодых людей, снятию режимных ограничений, характерных для детских домов и интернатных учреждений, и достижению ими относительной самостоятельности.

Совместное проживание выпускников разного социального статуса – учащихся, работающих и безработных, - позволяет на практике усвоить преимущества социально приемлемого поведения и преодолеть интернатный инфантилизм. В практике социальных гостиниц воспитанники включаются в программы на основе заявительного принципа, то есть это не общая практика, а скорее экстренная услуга. Письменное заявление участника программы дает возможность подкрепить в его сознании факт самостоятельности принятого решения и помочь осознанно подчиниться установленным правилам и нормам общежития, что, конечно, позитивно влияет на общий процесс социализации [28 C. 151].

Четвертая технологическая  модель представлена клубами поддержки выпускников детских домов и интернатных учреждений. По своей форме данные учреждения представляют досуговые центры дневного пребывания с реабилитационной направленностью. Первоначальной их задачей было предоставить учащимся профессиональных учебных заведений, бывшим выпускникам различных детских домов и школ-интернатов, место, где они могли бы собираться и организованно проводить свой досуг. Зачастую интернатные учреждения расположены в районных поселках и городах, а учебные заведения в крупных областных центрах. В такой ситуации смена места жительства, ближайшего окружения и привычных условий проживания действует дезадаптирующе на подростков из числа детей-сирот. В условиях незнакомого города, при отсутствии навыков организации здорового отдыха и при наличии денежных средств, с которыми   они до этого не обращались, подростки идут по пути наименьшего сопротивления и прибегают к асоциальным действиям.

Создание клубов поддержки  выпускников стало вынужденной  мерой по предупреждению криминального  поведения. Досуговая работа с детьми и подростками группы риска невозможна без комплексного реабилитационного  компонента. Целью клубов является социальная, психологическая, медицинская  и образовательная поддержка  выпускников детских домов в  период их адаптации к новым для  них условиям самостоятельной жизни. В настоящий момент клубы поддержки  выпускников делятся на те, что  функционируют со стационарным кризисным  проживанием для членов клуба, и  на те, что не имеют стационара и  работают только как дневные центры. Объем функционала варьируется, в зависимости от финансирования и кадровых возможностей. Полный объем услуг обычно включает:

  • комплексную поддержку – социальную, психологическую, образовательную, медицинскую;
  • экстренный стационар – проживание до определения временного или постоянного места жительства;
  • банк данных -  сведения о выпускниках данного региона;
  • патронат (патронаж) – сопровождение по месту проживания;
  • медико-аналитическую работу.

Задачи клубов поддержки  выпускников сводятся к основным адаптационным направлениям:

  1. освоение выпускниками социально-бытовых навыков в практической жизни;
  2. формирование правовых знаний и навыков правовой нормативности;
  3. формирование знаний у выпускников и собственном потенциале для самореализации;
  4. создание условий для развития личностного потенциала;
  5. выработка навыков здорового образа жизни;
  6. создание реабилитационной среды для эффективной социальной адаптации.

В настоящий момент большинство  клубов либо организуются и поддерживаются некоммерческими общественными  организациями, либо являются экспериментально-проектными площадками. Для их планомерного развития необходимо определиться со структурной  принадлежностью подобных центров. Решение вопроса ведомственной  и структурной  принадлежности позволит создать единое примерное положение  центра поддержки выпускников, определиться с его штатным расписание и  квалификационными требованиями к  персоналу.

Семейные формы постинтернатной адаптации выпускников, представляют пятую технологическую модель. Эту модель часто рассматривают как обычную замещающую заботу с расширенной верхней временной границей, хотя существует ряд очевидных оснований, отличающих её от других форм и моделей:

  • Во-первых, это возраст детей, передаваемых на воспитание в семью в рамках постинтернатной замещающей работы. Необходимо принимать во внимание, что ребенок по закону обретает большую самостоятельность, а, значит, уже меньше нуждается в постоянной традиционной опеке.
  • Второе отличие данной модели – длительность периода, на который воспитанник помещается в замещающую семью. Он существенно короче, как правило, ограничивается двумя, максимум четырьмя годами.
  • Третье отличие – содержание воспитательных задач по отношению к подростку. В постинтернатном воспитании к ним, первую очередь, относятся задачи перехода к самостоятельному проживанию и получению профессионального образования.

Анализ семейных форм для  выпускников интернатных учреждений, практикуемых в настоящий момент в различных регионах, сводится к  следующим видам замещающей работы:

Классическая приемная семья  – дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находится в замещающей семье до выпуска из детского дома или интернатного учреждения и остается в той же семье до получения профессионального образования;

Информация о работе Технологии постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов