Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа
Процесс социализации охватывает весь период жизни человека. Особое место он занимает в детском возрасте, когда идет интенсивное формирование личности. Их всех институтов социализации именно семья имеет в этом процессе основополагающее значение, давая ребенку тот социальный опыт, который формирует его как зрелую личность, готовую принимать решения и нести за них ответственность. Социализации без института семьи не может быть полноценной. Поэтому дети, растущие вне семьи, нуждаются в дополнительном внимании и поддержке.
Введение……………….……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов……………………………………...6
1.1 Социальные проблемы выпускников детских домов и интернатов…………………………………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность постинтернатной адаптации………………… ..8
1.3 Модели технологий постинтернатной адаптации......……………....11
Глава 2. Постинтернатный патронат как технология социальной работы с выпускниками детских домов и интернатных учреждений……………… ..19
2.1 Общие положения о технологии постинтернатного патроната в Мурманской области………………………………………...………………….19
2.2 Технологический процесс предоставления постинтернатного патроната (на примере ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»)………25 Заключение ……………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………...………………. ....36
Предоставление услуги государственной услуги «Организация постинтернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставляет собой организованный технологический процесс. Поэтому для более полного понимания данной технологии, необходимо рассмотрение применения технологии постинтернатного патроната на примере конкретного учреждения социальной защиты населения.
2.2 Технологический процесс постинтернатного патроната (на примере ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»)
Технологический процесс осуществления постинтернатного патроната можно представить в виде трех последовательно сменяющих друг друга этапа.
Первый этап данной технологии можно охарактеризовать как подготовительный. Его целью является сформировать условия, необходимые для осуществления постинтернатного патроната. Данный этап проходит через несколько стадий.
На первой стадии происходит выявление лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящийся в ТЖС, в возрасте от 18 до 23 лет, находящегося в ТЖС.
Целью данной стадии определение круг лиц, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, нуждающихся в защите их прав и законных интересов, путем установления над ними постинтернатного патроната.
Мероприятия на данной стадии могут носить как пассивный, так и активных характер.
Для активного выявления нуждающихся специалисты Отделения составляют информационные письма и письма-запросы в учреждения, которые так или иначе занимаются оказанием помощи, предоставлением услуг выпускникам (например, в детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, а при наличии у выпускника малолетних детей – детская поликлиника, КДНиЗП и т.п.) с целью обмена информацией о выпускниках, так же принимают участие в регулярных межведомственных рабочих встречах, посвященных решению проблем выпускников, проводят встречи-презентации деятельности Отделения, оказываемых социальных услугах, выходят по месту проживания выпускников. Помимо этого специалисты Отделения проводят телефонное информирование выпусков об Отделении, мерах социальной поддержки, способствуют распространению информации об Отделении и проводимой работе через самих выпускников, запуская в среде выпускников информационные волны, принимают активное участие в формировании медийного поля деятельности Отделения.
Пассивное выявление происходит через размещение в различных учреждениях информационные листков и буклетов и оставление приглашений по месту проживания выпускников.
Вторая стадия заключается в Первичном исследовании ситуации, сложившейся у выпускников. На этой стадии специалист проводит изучение ситуации Выпускника, глубину кризисности ситуации, определяет наличие необходимости интервенции, готовности к сотрудничеству.
Исследование ситуации происходит через использование опросника востребованности социальных услуг [Приложение №1], а так же по средствам наблюдения и беседы.
На этой стадии выпускник дает свое предварительное согласие на постинтернатный патронат или отказ от него.
На третьей стадии происходит анализ ситуации, выявленной в ходе первичного посещения.
По итогам первичного обследования ситуации выпускника специалист в течение двух рабочих дней составляет акт первичного посещения выпускника, в котором кратко описывает ситуацию, определяет наличие трудной жизненной ситуации и формулирует свои предложения. После этого составленный акт передается заведующему отделения.
При наличии у выпускника ТЖС в течение двух рабочих дней с момента принятия акта первичного посещения заведующий отделением проводит рабочее совещание специалистов, на котором рассматривается ситуация у выпускника, определяется разовая или постоянная поддержка требуется, принимается решение о необходимости оформления постинтернатного патроната над ним. По итогам совещания составляется протокол.
Если в ходе совещания
было принято решение в
В течение 5 рабочих дней после принятия протокола, до оформления постинтернатного патроната выпускник информируется о порядке осуществление постинтернатного патроната, устанавливаются границы, четко обозначаются права и обязанности, возлагаемые на каждую сторону.
В случае согласия с условиями постинтернатного патроната запускается процедура оформления постинтернатного патроната, которая является пятой стадией.
Выпускник пишет заявление о рассмотрении возможности назначения постинтернатного патроната, с кратким изложением возникшей у него трудной жизненной ситуации [Приложение №2].
Проводится повторное расширенное заседание, на котором присутствуют директор Центра, юрист, специалисты Отделения. По итого совещания принимается протокол комиссии с оформленным решением и назначением специалиста, ответственного за ведение дела.
После проведения совещания происходит подбор лица, желающего осуществлять постинтернатный патронат – это является шестой стадией.
Подбор сопровождающего происходит по средствам выяснение у выпускника пожелание в отношении сопровождающего его человека – возраст, пол, иные пожелания, и ознакомлением его с имеющимися в банке данных сопровождающих кандидатурами. Фиксирование выбора выпускника осуществляется в личном заявлении.
После написания выпускником
заявления технологический
В первую очередь осуществляется прием личного заявления от лица, желающего осуществлять постинтернатный патронат о согласии осуществлять постинтернатный патронат над выпускником [Приложение №3]. После чего специалистами Отделения производиться разъяснение ситуации сопровождающему, сложившейся у выпускника, а так же информирование о личностных особенностях сопровождаемого. При необходимости сопровождающему может быть оказана методическая помощь в формировании проекта ежемесячного плана по работы с выпускником.
После подготовки лица, желающего осуществлять постинтернатный патронат наступает восьмая стадия первого этапа оказания услуги постинтернатного патроната. Это личное знакомство выпускника и сопровождающего.
На этой стадии необходимо произвести снятие напряжения у выпускника от общения с незнакомым человеком. Специалисты Отделения оказывают содействие в формировании партнерских, доверительных взаимоотношений между выпускником, сопровождающим. В завершении данной стадии происходит фиксирование согласия обеих сторон в осуществлении постинтернатного патроната, в виде подписания договора об организации постинтернатного патроната [Приложение №4].
Девятая стадия заключается в формировании пакета документов на оформление постинтернатного патроната.
На данном подэтапе специалист Отделения, ответственный за прием и подготовку документов:
При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в Административном регламенте, в течение 3 рабочих дней со дня приема документов от заявителя устраняет выявленные недостатки в представленных документах, а именно:
При поступлении ответов на запросы, Делопроизводитель Центра, в день поступления документов регистрирует полученные ответы на запросы в журнале входящей документации и передает полученные документы руководителю Центра, или лицу его заменяющему, для рассмотрения.
Директор Центра, или временно исполняющий его обязанности, в день получения документов должен рассмотреть полученные ответы на запросы и передать их специалисту Отделения, ответственному за прием и подготовку документов.
Когда пакет необходимых документов сформирован первый этап переходит в свою завершающую стадию. На ней происходит оформление личного дела выпускника в соответствии с Административным регламентом.
После приема документов специалист Отделения, ответственный за прием и подготовку документов, в течение 3-х рабочих дней со дня регистрации полученных от Заявителя документов в случае, если документы представлены в полном объеме и соответствуют требования, указанным в Административном регламенте, формирует личное дело и регистрирует его в «Журнале учета граждан», присваивает ему регистрационный номер.
После этого наступает второй этап технологического процесса осуществления постинтернатного патроната. Его можно охарактеризовать как основной этап, и его целью является непосредственно осуществление постинтернатного патроната.
На данном этапе происходит работа и взаимодействие трех действующих лиц:
Лицо, осуществляющее постинтернатный патронат осуществляет следующие технологические действия:
На данном этапе деятельность Центра и Отделения заключается в оказании методической помощи сопровождающему по запросу, а так же в контроле над выполнением мероприятий согласно плану и анализе эффективности проводимых мероприятий.
Во время осуществления Выпускник выполняет мероприятия согласно плану, ставит в известность сопровождающего и Центр в случае невозможности исполнении намеченных мероприятий, а так же вносит предложения в ежемесячный план работы и информирует Центр о возникающих конфликтных ситуациях с сопровождающим.
Третий этап технологического процесса постинтернатного патроната - завершающий. Его главная цель - вывод выпускника на уровень самостоятельного решения возникающих у него проблем. На этом этапе так же четко расписаны функции каждой из сторон, участвующих в постинтернатном патронате.
Так, на последнем этапе лицо, осуществляющее постинтернатный патронат, анализирует текущую ситуацию у выпускника, определяет степень благополучности, готовности выпускника к самостоятельному проживанию.
По итогам работы сопровождающий составляет общий отчет в рамках постинтернатного патроната, в котором указывает текущую ситуацию, описывает проведенную работу, делает выводы, выдвигает предложения о завершении или продлении постинтернатного патроната.
Выпускник на данном этапе дает собственную оценку текущей ситуации, а так же дает согласие или отказ в продлении постинтернатного патроната, либо завершении.
Центр и Отделение на завершающем этапе проводят анализ текущей ситуации у выпускника и работы, проведенную в рамках постинтернатного патроната. По результатам анализа принимает решение о завершении или продлении постинтернатного патроната и информирует выпускника и лицо, осуществляющее постинтернатный патронат о принятом решении. Если принято решение о продлении постинтернатного патроната составляет пакет необходимых документов.
Информация о работе Технологии постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов