Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:56, реферат
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Введение…………………………………стр.3
1.Сущности воспитания…………….стр.4
2.Ценности воспитания……………..стр.7
3.Принципы воспитания…………..стр.9
4.Факторы воспитания………………стр.11
Вывод………………………………………стр.18
Список литературы…………………..стр.19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Факультет социологии
Реферат на тему : Сущность , ценности ,механизмы ,факторы воспитания.
г.Екатеринбург 2010
Оглавление:
Введение…………………………………стр.3
1.Сущности воспитания…………….стр.4
2.Ценности воспитания……………..
3.Принципы воспитания…………..стр.9
4.Факторы воспитания………………стр.
Вывод………………………………………стр.18
Список литературы…………………..стр.
Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных
условий само по себе еще не решает
задачу формирования развитой личности.
Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учете
объективных закономерностей
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся
система воспитания обеспечивает присвоение
детьми определенного круга
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как
личности требует от общества постоянного
и сознательно организуемого
совершенствования системы
Сущность воспитания
Суть подлинно гуманистического
отношения к воспитанию ребенка
выражена в тезисе его активности
как полноправного субъекта, а
не объекта процесса воспитания. Собственная
активность ребенка есть необходимое
условие воспитательного
Следовательно, важно так
строить педагогический процесс, чтобы
воспитатель руководил
Под воспитанием понимается
целенаправленное развитие каждого
растущего человека как неповторимой
человеческой индивидуальности, обеспечивание
роста и совершенствования
Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".1
Такой подход к построению
процесса воспитания - как активного
целенаправленного формирования личности
- согласуется с нашей
Достижения современной
науки, в том числе труды
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Показательно, что накопительница
психологического опыта - литература устами
виднейших своих представителей
многократно провозглашала эту
истину. Так, Л.Н. Толстой полагал, что
признание права "другого" непросто
на участие в "борьбе за существование",
а на событие с самим собой
и, более того, утверждение собственной
жизнью бытия этого "другого" становится
осуществлением разумения в межличностных
отношениях и в итоге единственным
критерием нравственного
Солидаризируясь с великим
писателем в понимании целей
воспитания, среди которых главной
он считал формирование потребности
принести благо другому, однако, можно
не согласиться с ним в суждении
о возможных путях достижения
этой цели. Л.Н. Толстой, как известно,
отводил основную роль нравственному
просвещению, разделяя в этом взгляды
просветителей XVIII в. Данное положение
позднее подверглось
Особую роль в воспитании
играет искусство, которое в эмоционально-
Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.
Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.
В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.3
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
«Не может быть колебаний, - писал А.С. Макаренко, - стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.»4
При этом особое значение приобретает
учет внутренних побудительных сил,
потребностей человека, его сознательных
стремлений. Именно на этой базе появляется
возможность и правильно
"Искусство воспитания",
приходит к обоснованному
Рост круга потребностей,
закон возвышения потребностей, развитие
потребностно-мотивационной
Информация о работе Сущность , ценности ,механизмы ,факторы воспитания