Сущность , ценности ,механизмы ,факторы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Оглавление

Введение…………………………………стр.3
1.Сущности воспитания…………….стр.4
2.Ценности воспитания……………..стр.7
3.Принципы воспитания…………..стр.9
4.Факторы воспитания………………стр.11
Вывод………………………………………стр.18
Список литературы…………………..стр.19

Файлы: 1 файл

реферат по педагогическое обеспечение.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

Внутренними факторами являются расовые признаки, менталитет, этнические и социальные особенности и предрасположенности, стереотипы социального действия, этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, состояние  воспитания и другие. Одни из них  являются объективными (доступ к ресурсам, наличие конкретной субкультуры, менталитет, расовые и этнические особенности  и некоторые другие факторы), другие - субъективными. К последним относятся  этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в  общегосударственной иерархии, воспитание, соответствие внутренней организации  вызовам среды, выполняемым функциям и т.д.

Часть из факторов - управляемые (доступ к ресурсам, этнические и  социальные ценности, воспитание, уровень  этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной  иерархии, соответствие организации  вызовам среды и т. д.), другие - неуправляемые. К неуправляемым факторам относятся расовые и этнические особенности, субкультура, стереотипы этнического поведения и другие.

Главным объектом систем данного  уровня является личность и первичные  объединения людей. В силу этого  система воспитания патриотизма  военных кадров, с одной стороны, воздействуя на личность как объект воспитания, учитывает приоритетно  ее духовные, психические и физические свойства, с другой - должна учитывать  влияние на нее микро- и макросреды.

Личность формируется  в конкретной социальной среде и  активно влияет на состояние микросреды, является частью факторов, изменяющих ее.

К объективным факторам воспитания, которые порождает сама личность, относятся: генетическая наследственность; состояние здоровья человека; обстоятельства его биографии; социальный опыт; этнокультурная традиция; профессиональный и социальный статус.

Группу субъективных факторов составляют: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы.

Часть личностных факторов относится к управляемым: профессиональный и социальный статус; состояние здоровья; мировоззрение; ценностные ориентации; интересы и потребности. Другие: генетическая наследственность; прошлый социальный опыт; этнокультурная традиция - к неуправляемым.

Человеческий фактор является совокупностью сущностных сил, качеств, способностей, физических и духовных возможностей человека, реализующейся  в их деятельности преобразующей  общество и его системы. Человеческий фактор представляет собой сложное  структурное образование. По мнению А.И. Сацуты, с учетом причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих основу общественных отношений и человеческой жизни, его взаимосвязанными компонентами являются: потребности, интересы, убеждения человека; физические и социальные качества; навыки и умения; целенаправленная деятельность [6;7].

Микросреда, как производственные, социокультурные, семейно-бытовые объединения  людей, испытывает на сильное действие указанных человеческих факторов и, вместе с тем, детерминирована воздействием факторов мега- и макроуровней.

Вследствие этого факторы  данного уровня несут на себе их отпечаток.

Микрофакторы можно классифицировать по тем же основаниям, что макро- и мезофакторы. Часть из них являются внешними: социальная функция, социальный заказ общества на воспитание личности, ресурсы системы данного уровня, система отношений с социумом, конкретный ландшафт и другие. Другие - внутренними: социальная, этническая; культурная и профессиональная принадлежность объекта макросреды; его социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые  интересы, система воспитания и т.д.

Одни из факторов микроуровня  являются объективными: социальная функция  объекта; ресурсы микросистемы; конкретный ландшафт; характер поселенческой общины; этнический состав; профессиональная ориентация; социальная и культурная принадлежность и т.п. К субъективным факторам микроуровня можно отнести: систему отношений микросистемы с социумом; социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые  интересы; систему воспитания членов микросистемы; общественное мнение и  настроения.

Совокупность факторов различного уровня оказывает воздействие на мезосистему патриотического воспитания офицеров. К воздействию факторов высших уровней и детерминирующих  систем она адаптируется путем реорганизации  или самоорганизации.

Неуправляемые факторы микросреды и личностного уровня система  учитывает в процессе функционирования, минимизируя их возможные негативные последствия, управляемые факторы  трансформируются в социально целесообразном направлении.

Учет каких факторов наиболее значим для поддержания эффективности  системы воспитания военных кадров? По мнению автора, приоритетны факторы  общегосударственного макроуровня, формирующего заказ системе на воспитание офицера  и определяющего направленность воспитания. В силу особенностей функционирования общественного сознания для его  восприятия такой заказ должен быть обозначен публично и поддержан  государством. В соответствии с ним  оптимизируются компоненты выполняющей  такой заказ системы.

Каждый объект воспитания, одновременно являющийся активным субъектом  процесса воспитания, как правило, этноидентифицирован  и относит себя к определенной социальной группе. Это придает связанным  с этим факторам особую значимость, поскольку человек <преломляет> конкретное воспитательное воздействие  через призму этнических и социально-групповых  интересов.

Исторический, социальный и  педагогический опыт ХХ столетия стал для России великим и трагическим  по своим последствиям экспериментом, доказавшим негативную роль неучета  факторов, действующих в сфере  воспитания.

 

 

 

 

 

 

Вывод

Человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности  человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит  от тех людей, от тех личностей, которые  окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный  период.

Пропагандируемый гуманистический  подход к воспитанию человека состоит  в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал  к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в  любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для  окончательной оценки человека как  личности. Внутренний феноменальный  мир человека влияет на его поведение  не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние  воздействия. Любое воздействие  на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим  прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться  на принципе равноправия, уважения к  другой личности (даже если одна из них  личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь  делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2.   Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2

3.   Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986

4.  Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д.,  1996.

5.  Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.

6.   Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.

7.   Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. - Ярославль, 1997.

8.   Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

9.    Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 

3-е изд. –  М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с., ил.

10. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. - М., 1936.

11. Фельдштейн Д.И. Формирование  личности ребенка в подростковом  возрасте. - 1972

12. Фельдштейн Д.И. Психология  воспитания подростка. - 1978.

 

 

1 Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2

2Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. - М., 1936.

3Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

4Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.

5Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.

6Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. –  М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с., ил.

7Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.


Информация о работе Сущность , ценности ,механизмы ,факторы воспитания