Сущность , ценности ,механизмы ,факторы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Оглавление

Введение…………………………………стр.3
1.Сущности воспитания…………….стр.4
2.Ценности воспитания……………..стр.7
3.Принципы воспитания…………..стр.9
4.Факторы воспитания………………стр.11
Вывод………………………………………стр.18
Список литературы…………………..стр.19

Файлы: 1 файл

реферат по педагогическое обеспечение.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

Названный ряд качеств  не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится  найти социально приемлемую и  лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей  личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим  все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и  взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценности воспитания

Воспитательный  процесс в значительной степени  носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление  воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и  средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает  выбор системы ценностей. Различают  ценности: трансцендентные (абсолютные - в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые - расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических  ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических  ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Цель воспитания - это представление не о самой  ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях  принял в качестве руководства для  собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана  психологическая форма.

Таким образом, цель воспитания как проект личности, основываясь  на принципе персонализации, можно  рассматривать в виде ценностного  отношения воспитанника к действительности - "позиции личности", что можно, в свою очередь, принять за общую  цель воспитания.

Своеобразное место  в системе целей воспитания занимают промежуточные цели воспитательной деятельности. Среди промежуточных  целей воспитания особое место занимает формирование воспитательного коллектива. К промежуточным целям относится  и формирование у воспитанников  умений, необходимых для реализации их самостоятельной воспитательной деятельности.

Разработка цели воспитания связана с целеполагающей деятельностью учителя.

Цель педагогического  образования определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и  умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В целях  образования приоритетное место  занимает раскрытие индивидуального  творческого потенциала личности. В  реформируемой школе доминанта  переносится с образования и  обучения на воспитание, способное  сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным  потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и  способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда  происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Следует рассматривать  два уровня цели образования: по отношению  к обучаемому, и по отношению к  учебному заведению, образовательной  системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных  обслуживать современное производство. В спектре ведущих целях образования  по отношению к личности обучаемого следует выделить: раскрытие индивидуальных задатков личности; приобщение обучаемого к мировой и нацио-нальной культуре через освоение систематизи-рованных основ наук и искусств; ценностное воспитание и развитие мировоз-зрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем; физическое и валеологическое воспитание; общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности; выведение личности на уровень самовоспи-тания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творче-ства и основы моральной, нравственной сво-боды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы воспитания

Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

  • Выделяют следующие основные принципы:
    • первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса - ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
    • второй принцип воспитания - принцип субъективности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъективности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: "Если ты сделаешь то-то, будет тебе... будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?";
    • третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух "Нельзя" - "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя" - эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных  принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы воспитания

 

 

 

Факторы, влияющие на воспитание, следует понимает как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы  воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.

Ю.К. Бабанский классифицировал факторыљвоспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые [2]. В.Н. Турченко выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса [3]. В трактовке Н.В.Бордовской и А.А.Реана факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные [4]. А.В. Мудрик выделяет факторы воспитания макро-, мезо-, микроуровней и мегафакторы, отражающие космо-психобиологическую природу человека [5]. По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, таких групп три. Подобная разногласица в классификации факторов не случайна. Она свидетельствует не только и не столько о разнице в подходах к их анализу ученых различных научных школ. В большей мере это говорит о неразработанности данной научной проблемы. Во многом это следствие того, что советская педагогика в оценке всех факторов, влияющих на развитие человека и формирование его личности, опиралась на марксистско-ленинское учение о социальной сущности человека. Марксистская концепция развития исходила из того положения, что ведущей и определяющей в развитии и формировании человека является социальная среда [2;37]. Смена данной парадигмы в оценке роли и места факторов воспитания в условиях деидеологизации и полипарадигмальности педагогической науки, когда воспитанию в 90-е годы отводилась вспомогательная роль, вызвала серьезные мировоззренческие трудности. Эти трудности были вызваны пониманием человека как психобиологической сущности и восприятием многими учеными тактических целей деидеологизации, вымывающей идеологию и ценности из структуры социума в качестве объективного, социально необходимого процесса.


Сегодня очевидно, что человек - это духовно-душевно-телесная сущность, имеющая космо-био-психо-социальное происхождение.

Совершенно очевидно, что  влияние современных факторов воспитания наиболее действенно в области духовной и психической составляющей личности человека, а структура духовности личности наиболее уязвима к культурно-информационному  воздействию.

В марксистской трактовке  воспитательных факторов приоритетна  социальная среда. Роль наследственности сводится к передаче определенных задатков, которые актуализируются воспитанием  и обучением [2;37-38].

Современное знание вносит в справедливость такого понимания  существенные коррективы. Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы  воспитания на:

- объективные и субъективные;

- внешние и внутренние;

- управляемые и неуправляемые  и отнести их к мега-, макро,  мезо- и микроуровням.

На основе такого деления  можно сконструировать совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности.

Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности

ФАКТОРЫ

МЕГА

ФАКТОРЫ

Внешние

Объективные, неуправляемые

МАКРО

ФАКТОРЫ

Внешние

Внутренние

Объективные, неуправляемые

Объективные

Субъективные

неуправляемые

управляемые

управляемые

МЕЗО

ФАКТОРЫ

Внешние

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

МИКРО

ФАКТОРЫ

Внешние

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые


Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых  возникают факторы, оказывающие  воздействие на эффективность исследуемой  системы:

а) мегауровень - порождающий  факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего  человечества;

б) макроуровень - на котором  факторы определяются взаимодействием  государств, действием государства  и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т. д.) и влияют на воспитание всех граждан государства;

в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;

г) микрофакоры - результаты действия факторов, возникающих в  ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений  по месту жительства, в семье и  др.

На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся  цикличность развития природы и  общества, смена дня и ночи, годовой  погодный цикл, связанный с ним  цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в <дневном> или <ночном> режиме, периоды наибольшей и наименьшей активности человека, влияние солнечной активности и  лунных циклов.

Характер воздействия  данных факторов предполагает адаптацию  к ним человеческого общества, его систем и человека в системе  существующих координат. Попытки управления человека данными факторами (орошение пустынь, осушение болот, влияние на климат и т.п.) нередко приводят в  последующем к экологическим  катастрофам.

На макроуровне группы государств, государство, его институты  порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:

- внутренние (состояние экономики,  развитость гражданского общества  и его институтов, политический  режим, социальная политика, наличие  природных ресурсов, качество людского  материала и др.);

- внешние (наличие вызванных  деятельностью человека глобальных  проблем, экономическое, политическое  и информационно-идеологическое  противоборство государств и  блоков государств и др.).

В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление  почв, особенности страны и исторической эпохи и т. п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.).Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).

К мезофакторам относятся  возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих  общество в целом, этносы и крупные  социальные группы систем. К ряду систем данного уровня общности относится  и система воспитания патриотизма  военных кадров. В качестве внешних  факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры  общности данного уровня и т.д.

Информация о работе Сущность , ценности ,механизмы ,факторы воспитания