Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:56, реферат
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Введение…………………………………стр.3
1.Сущности воспитания…………….стр.4
2.Ценности воспитания……………..стр.7
3.Принципы воспитания…………..стр.9
4.Факторы воспитания………………стр.11
Вывод………………………………………стр.18
Список литературы…………………..стр.19
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.
Психологические качества взаимосвязаны,
интегрированы в единой личности.
Ядром личности, детерминирующим
все ее частные проявления, служит
мотивационно-потребностная
Ценности воспитания
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.
В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные - в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые - расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).
В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.
Цель воспитания - это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма.
Таким образом, цель воспитания как проект личности, основываясь на принципе персонализации, можно рассматривать в виде ценностного отношения воспитанника к действительности - "позиции личности", что можно, в свою очередь, принять за общую цель воспитания.
Своеобразное место
в системе целей воспитания занимают
промежуточные цели воспитательной
деятельности. Среди промежуточных
целей воспитания особое место занимает
формирование воспитательного коллектива.
К промежуточным целям
Разработка цели воспитания связана с целеполагающей деятельностью учителя.
Цель педагогического
образования определяются как формирование
у обучаемого знаний, навыков и
умений, приобщения человека к культуре,
подготовка его к труду. В целях
образования приоритетное место
занимает раскрытие индивидуального
творческого потенциала личности. В
реформируемой школе доминанта
переносится с образования и
обучения на воспитание, способное
сформировать личность, экзистенциальные
ценности которой отвечают жизненным
потребностям нового времени. При этом
под воспитанием понимается создание
таких условий, которые способны
обеспечить раскрытие задатков и
способностей личности обучаемого. Воспитание
личности осуществляется тогда, когда
происходит осознание им экзистенциальной
задачи освоения и овладения сложностью
собственного бытия. Следует рассматривать
два уровня цели образования: по отношению
к обучаемому, и по отношению к
учебному заведению, образовательной
системе. Важнейшей целью
Принципы воспитания
Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна
Факторы воспитания
Факторы, влияющие на воспитание, следует понимает как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности. Ю.К. Бабанский классифицировал факторыљвоспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые [2]. В.Н. Турченко выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса [3]. В трактовке Н.В.Бордовской и А.А.Реана факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные [4]. А.В. Мудрик выделяет факторы воспитания макро-, мезо-, микроуровней и мегафакторы, отражающие космо-психобиологическую природу человека [5]. По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, таких групп три. Подобная разногласица в классификации факторов не случайна. Она свидетельствует не только и не столько о разнице в подходах к их анализу ученых различных научных школ. В большей мере это говорит о неразработанности данной научной проблемы. Во многом это следствие того, что советская педагогика в оценке всех факторов, влияющих на развитие человека и формирование его личности, опиралась на марксистско-ленинское учение о социальной сущности человека. Марксистская концепция развития исходила из того положения, что ведущей и определяющей в развитии и формировании человека является социальная среда [2;37]. Смена данной парадигмы в оценке роли и места факторов воспитания в условиях деидеологизации и полипарадигмальности педагогической науки, когда воспитанию в 90-е годы отводилась вспомогательная роль, вызвала серьезные мировоззренческие трудности. Эти трудности были вызваны пониманием человека как психобиологической сущности и восприятием многими учеными тактических целей деидеологизации, вымывающей идеологию и ценности из структуры социума в качестве объективного, социально необходимого процесса. |
Сегодня очевидно, что человек
- это духовно-душевно-телесная сущность,
имеющая космо-био-психо-
Совершенно очевидно, что
влияние современных факторов воспитания
наиболее действенно в области духовной
и психической составляющей личности
человека, а структура духовности
личности наиболее уязвима к культурно-
В марксистской трактовке
воспитательных факторов приоритетна
социальная среда. Роль наследственности
сводится к передаче определенных задатков,
которые актуализируются
Современное знание вносит в справедливость такого понимания существенные коррективы. Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания на:
- объективные и субъективные;
- внешние и внутренние;
- управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро, мезо- и микроуровням.
На основе такого деления
можно сконструировать
Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности
ФАКТОРЫ | |||||||
МЕГА ФАКТОРЫ |
Внешние | ||||||
Объективные, неуправляемые | |||||||
МАКРО ФАКТОРЫ |
Внешние |
Внутренние | |||||
Объективные, неуправляемые |
Объективные |
Субъективные | |||||
неуправляемые |
управляемые |
управляемые | |||||
МЕЗО ФАКТОРЫ |
Внешние |
Внутренние | |||||
Объективные |
Субъективные |
Объективные |
Субъективные | ||||
управляемые |
неуправляемые |
управляемые |
неуправляемые |
управляемые |
неуправляемые |
управляемые | |
МИКРО ФАКТОРЫ |
Внешние |
Внутренние | |||||
Объективные |
Субъективные |
Объективные |
Субъективные | ||||
управляемые |
неуправляемые |
управляемые |
неуправляемые |
управляемые |
неуправляемые |
управляемые |
Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:
а) мегауровень - порождающий факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества;
б) макроуровень - на котором факторы определяются взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т. д.) и влияют на воспитание всех граждан государства;
в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;
г) микрофакоры - результаты действия факторов, возникающих в ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений по месту жительства, в семье и др.
На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся цикличность развития природы и общества, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в <дневном> или <ночном> режиме, периоды наибольшей и наименьшей активности человека, влияние солнечной активности и лунных циклов.
Характер воздействия данных факторов предполагает адаптацию к ним человеческого общества, его систем и человека в системе существующих координат. Попытки управления человека данными факторами (орошение пустынь, осушение болот, влияние на климат и т.п.) нередко приводят в последующем к экологическим катастрофам.
На макроуровне группы
государств, государство, его институты
порождают следующие факторы, влияющие
на эффективность системы
- внутренние (состояние экономики,
развитость гражданского
- внешние (наличие вызванных
деятельностью человека
В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т. п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.).Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).
К мезофакторам относятся
возникающие на уровне этнических,
социально-групповых и
Информация о работе Сущность , ценности ,механизмы ,факторы воспитания