Старение населения и цели социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:11, реферат

Краткое описание

Я выбрал проблему старения населения, так как в нашей стране в данное время она считается одной из наиболее важных и актуальных. Я постараюсь проанализировать понятие «старение население», его влияние на российскую социальную политику и пути решения данной проблемы.
Старение населения в современном мире - массовое явление. Все большее число людей вступают в период старости (75 лет и более). Каждый день около 200 тысяч человек на планете преодолевают 60-летний рубеж. Таким образом, проблема старения и старости становится одной из важнейших проблем нашего века. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава I Старение населения – проблема глобального масштаба
1.1 Причины старения населения. Индекс демографической старости населения России ………………………………………………………………..........................6
1.2 Фактор низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами…………………………………………………………………………………...9
Глава II. Последствия и пути решения проблем старения общества
2.1. Цели социальной политики, социально-экономические, социально-психоло-гические, медико-социальные и этические проблемы, связанные со старением населения…………………………………………………………………………....11
2.2. Пути решения проблемы постарения населения…………………….………17
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Старение населения и цели социальной политики..doc

— 107.00 Кб (Скачать)

    Рассмотрим  демографические показатели старения населения современной России. По мнению отечественных демографов, постарение России стало проявляться особенно выражение с конца 50-х - начала 60-х годов. Доля лиц в возрасте 60 лет и старше возросла с 9% в 1959г. до 16,7% в 1993г. Демографическая ситуация особенно ухудшилась после 1989г. с резким увеличением числа пожилых и престарелых людей в двух возрастных группах: пожилые 60-69 лет, престарелые 80 лет и старше. С 1939 по 1996 гг. численность группы населения старше трудоспособного возраста выросла на 320%. Произошел быстрый рост доли этой группы в общей численности населения; за эти же годы численность популяции пожилых увеличилась с 8,6 до 20,5%, т. е. в среднем за год увеличение происходило на 0,21% [17]. Так как доля лиц до трудоспособного возраста сократилась с 38 до 22,4%), а доля лиц старше трудоспособного возраста возросла с 8,6 до 20,5%>, можно говорить о старении населения России.

    Парадоксальность  ситуации в России заключается в том, что на фоне выраженного снижения средней продолжительности жизни (1987г. - 70,1; 1992г. - 67,9; 1993г. - 65,1; 1994г. - 64,1) доля лиц в возрасте 60 лет и старше постоянно растет: 1970г.- 11,9%; 1975г. - 13,6%; 1980г. - 13,8%: 1990г. -16,0%; 1992г. - 16,5%; 1994г. - 16,7%. Россия становится одной из самых "старых" стран мира, доля пожилых людей в общей численности населения России превысила 20% . С 1939 по 1994 гг. доля лиц 60 лет и старше во всем населении увеличилась с 6,7 до 16,7%, одна пятая населения России - это лица пенсионного возраста.

 

     Глава II

    Последствия и пути решения проблем старения общества 

    2.1. Цели социальной политики, социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы, связанные со старением населения 

    Социальная  политика призвана дополнять принцип  индивидуальной ответственности гражданина принципом солидарности и объединять их. В частности федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Такие группы могут включать профессиональные структуры, местные общины, кооперативы, региональные организации, общественные объединения и другие созданные для этой цели институты.

    Социальная  политика реализуется через государственные  “одномоментные” решения - социальные мероприятия и через социальные программы. Социальные программы представляют собой систему социальных мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В социальной программе определяются: квалификация ситуации, решение, этапы решения задач, конкретные меры и способы реализации каждого этапа. Нередко при реализации социальной программы применяется так называемое “дерево целей”, позволяющее системно представить движение от этапа к этапу, реализацию программы, учесть необходимое количество задач, требующих решение на пути к ее достижению.

    Основными направлениями социальной политики являются:

    · Признание ответственности государства  за социальное положение своих граждан;

    · Гарантирование всем гражданам бесплатного  образования и медицинского обслуживания;

    · Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в  соответствии с реальным прожиточным минимум;

    · Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

    · Социальная помощь пожилым гражданам и своевременная выплата пенсий

    · Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;

    · Поддержка семьи, материнства и  детства, ветеранов и инвалидов;

    · Борьба с преступностью.

    Нарастающее постарение населения ставит перед  обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них — проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Правда, следует иметь в виду, что материальные и иные блага, которыми располагает и которые увеличивает своим трудом работоспособное поколение, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, нынешних пенсионеров.

    Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население, на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д. Известно, что общей тенденцией воспроизводства населения развитых стран является его постарение. Старение населения влияет на экономику по следующим основным направлениям:

    — занятость и качественная структура  рабочей силы, включая и занятость  пенсионеров;

    — пенсионное обеспечение и уровень  жизни пожилых людей как значительной (в условиях старения) части всего населения;

    —здоровье, организация здравоохранения и социального обслуживания.

    Старение  населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в  ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять  трудовую активность до 80 лет, после  этого возраста она практически  прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50—54 года и 44% мужчин в возрасте 60—64 года. В возрасте 65—69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.

    Постарение  рабочей силы влияет на ее производительность по двум основным направлениям: в связи со стажем работы растут трудовые навыки, опытность и квалификация. В отраслях со стабильной и традиционной профессионально-квалификационной структурой это играет положительную роль. Однако в перспективных отраслях, связанных с научно-технической (информационной) революцией большее значение имеет среднее специальное и высшее образование, умение быстро адаптироваться к изменяющимся технико-технологическим условиям. Этими характеристиками в большей степени обладают молодые люди. Они быстрее овладевают и используют новые достижения науки в производстве, более образованы, более мобильны как в профессиональном, так и в территориальном плане.

    Уровень образования вносит положительный  вклад в увеличение трудовой активности среди пожилого населения и является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на их занятость, особенно занятость пенсионеров. С одной стороны, образование расширяет спектр рабочих мест, которые могут быть предложены пенсионерам, создает заинтересованность работодателя в сохранении и использовании квалифицированного работника. С другой стороны, образование, особенно высшее, повышая конкурентоспособность работника на рынке труда, одновременно способствует занятию видами деятельности, требующими творчества, то есть приводит к тому, что работа становится одним из обязательных компонентов образа жизни.

    Основным  фактором, влияющим на уровень жизни пожилых людей, выступает их пенсионное обеспечение. По данным Всемирного банка, с 1990 по 2030 гг. число пожилых людей в мире утроится и составит 1,4 млрд. человек. Соответственно доля пожилых людей в населении мира возрастет с 9% до 16%. В России доля населения 60 лет и старше возросла с 1959г. по 1999г. с 9% до 18%, по различным оценкам, к середине нынешнего столетия она может почти удвоиться.

    Одно  из последствий старения населения  — рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».

    Нельзя  не принять во внимание и другие негативные последствия этой непопулярной меры. В России традиционно велика роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Повышение возраста выхода на пенсию может сказаться на снижении рождаемости и повлечь еще больший рост беспризорности и социального сиротства. На это обратил внимание А. В. Сидоренко, руководитель Программы ООН по проблемам старения, в интервью, данном во время Международного экологического форума (Санкт-Петербург, 2003): «В западной культуре есть понятие “рашен бабушка” — собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?» Заметим, что на Западе в последнее время отмечается важность контактов детей с бабушками и дедушками. Старение населения приводит к необходимости решения этой проблемы, обострившейся особенно в последнее время.

    Наряду  с пенсионной реформой в нашей  стране должна решаться и проблема реформы здравоохранения и социального обслуживания, полнее учитывающая последствия старения населения (как в области объективно необходимого пожилым людям увеличения финансирования, так и структурной перестройки). В ее решении большое значение имеет совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям.

    Переход России к рыночным отношениям вызвал ухудшение социального положения большинства пожилых людей. Происходит быстрая люмпенизация стариков. Низкий социально-экономический статус пожилых ограничивает их жизненные потенциалы. Идет процесс падения авторитета старости.

    В социально-психологическом плане проблема, прежде всего, состоит в том, что пожилые люди гораздо хуже вписываются в современные социально-экономические реалии, что вызывает повышенную конфликтогенную обстановку в обществе. Кроме того, эта часть населения находится, как правило, в наихудшем экономическом положении и не имеет зачастую возможности, в том числе, физической, существенно его поправить.

    Отчуждение  между поколениями, усиливаемое  разным восприятием социально-экономических процессов, негативно отражается на общем психологическом климате в обществе. Особой и очень острой проблемой здесь стоит невозможность трансляции пожилыми людьми их опыта молодому поколению по причинам кардинального изменения политической и социально-экономической ситуации в обществе. Это, в свою очередь, усиливает у пожилого населения «синдром ненужности». В силу этих обстоятельств, проблема старения населения в России более болезненна, чем в имеющих ту же тенденцию развитых странах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.2. Пути решения проблемы постарения населения 

    Рост  доли пожилых и старых людей в  составе населения обуславливает  необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время и широкой подготовки на ближайшие годы.

    Нельзя  не признать, что в ближайшие десятилетия  в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется содержать больше пенсионеров. Но при этом за счет скромного увеличения темпов прироста производительности труда можно не только сгладить остроту демографических проблем, но и повысить уровень жизни.

    С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.

    Старение  населения ставит новые и неизвестные  ранее проблемы, а также открывает  новые возможности для организации  жизни отдельных людей и формирования социально-экономической и культурной среды.

Информация о работе Старение населения и цели социальной политики