Цели, задачи и объекты социальной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

Оглавление

Введение.
1. Цели, задачи и объекты социальной политики в России
2. Социальная сфера общественной жизни как совокупность социальных систем
3. Социальное управление как средство реализации социальной политики
4. Роль общественных организаций в разработке и реализации направлений социальной политики
5. Мероприятия по развитию социальной политики.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

социология управления.docx

— 36.54 Кб (Скачать)

План: 
 
Введение. 
1. Цели, задачи и объекты социальной политики в России 
2. Социальная сфера общественной жизни как совокупность социальных систем 
3. Социальное управление как средство реализации социальной политики 
4. Роль общественных организаций в разработке и реализации направлений социальной политики 
5. Мероприятия по развитию социальной политики.

Заключение 
Список использованной литературы  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: 
 
Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д. 
Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов: 
· формулирование проблемы и способов ее решения,  
· анализ внешней среды,  
· составление проекта программы,  
· внедрение (принятие мер программы),  
· получение результатов,  
· сопоставление цель-результат 
Мониторинг программы на всех этапах цикла – важное условие успеха программы, представляющий собой своего рода сопровождающее оценивание (on-going evaluation). Основное предназначение мониторинга – давать информацию для принятия адекватных управленческих решений в ходе программы. Но для ответа на вопрос «Почему произошло так или иначе?» или «Что теперь?» недостаточно повседневно отслеживать ситуацию – в данном случае целесообразно агрегировать информацию и более глубоко проанализировать данные. Для получения вывода о результативности и эффективности социальной программы необходимо оценить ее воздействие по разным критериям-индикаторам: в качестве индикаторов часто используются такие показатели, как снижение заболеваемости, повышение образовательного уровня, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и другие (различают индикаторы процесса, результатов, влияния). В целом, разработка индикаторов для социальных программ требует ясного понимания целей программы и глубокого знания проблемы. Например, в качестве индикаторов оценки программы снижения бедности в Танзании использовались: соотношение мальчиков и девочек в начальной школе, грамотность населения в возрасте до 15 лет, доля населения, имеющая доступ к питьевой воде и др. 
Перед тем как проводить оценку программы должен быть определен ряд вопросов (evaluation questions), на которые планируется получить ответ: 
1. каковы фактические результаты?  
2. основные достижения программы?  
3. есть ли перспективы продолжения работы по данному направлению? 
Таким образом, обеспечивается информативность и высокая степень значимости результатов оценивания (их востребованность в будущем). 
Как правило, государственные программы имеют комплексный характер проблем, что служит основанием для сложной структуры как самой программы, так и системы оценки. Например, в проблеме бедности можно выделить три компонента: экономический, социальный и экологический. Таким образом, индикаторы результативности также должны быть структурированы по трем направлениям. 
Долгосрочность социальных программ (5-7 лет) приводит к необходимости предусматривать определенную гибкость и, например, пересматривать некоторые индикаторы или способы сбора информации в соответствии с изменяющейся ситуацией. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Цели, задачи и объекты социальной политики в России 
 
Целью социальной политики государства становятся улучшение материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения; конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры. Экономически активному населению создаются условия для развития предприимчивости и деловой инициативы. Для граждан, которые вследствие возраста или по состоянию здоровья вынуждены прекратить трудовую деятельность, предусматривается повышение уровня социальной защищенности, индексация пенсий с учетом роста потребительских цен. 
Обобщающим показателем социального развития является уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Повышение уровня жизни находится в центре социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования и планирования, разработки системы целевых социальных прогнозов.  
В рамках социального прогнозирования выделяют три группы факторов, непосредственным образом влияющих на уровень жизни. 
Первая группа охватывает материальные условия поддержания жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, повседневные предметы домашнего обихода и другие предметы быта. Данная группа является исходной. Основными проблемами здесь являются улучшение структуры питания за счет увеличения потребления мяса, молочных продуктов, яиц, фруктов и других качественных продуктов, а также удовлетворение потребности в жилье, товарах длительного пользования. 
Вторая группа связана с потребностями восстановления сил и постоянным поддержанием необходимого уровня здоровья, что предполагает развитие здравоохранения и медицинского обслуживания, создание условий для активного отдыха, охрану окружающей среды. 
Третья группа включает совершенствование и всестороннее развитие социального, культурного и духовного мира личности, потребностей творчества, самоутверждения. С ростом благосостояния повышается социальная активность человека, расширяется его культурный кругозор, возрастает потребность участвовать в политической жизни, в повышении образовательного и культурного уровня. 
Социальная политика государства — это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.  
Учитывая комплексный и многоплановый характер определения "социальная политика", ее обычно расчленяют на следующие составные части: 
· политика доходов населения; 
· социальная защита граждан; 
· развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания; 
· молодежная политика. 
Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы. 
Социальная защита граждан включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граждан отводится обеспечению занятости населения. 
Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату населения, в том числе: 
здравоохранение — гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами; 
образование — формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантной системы профессионального образования и др.; 
культура — повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы и др. 
Соответствующие мероприятия предусматриваются в сферах торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и в других направлениях, связанных с условиями проживания населения. 
Молодежная политика включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.

2. Социальная сфера общественной жизни как совокупность социальных систем 
 
Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д. 
Социальное воспроизводство акцентирует внимание на способности творческой деятельности человека производить не только некоторый результат, но и постоянно сохранять, восстанавливать, поддерживать, воспроизводить условия, средства и цели жизнедеятельности людей, всю систему социальных отношений.  
В российской философской и социологической литературе представления о дифференциации сфер общественной жизни формировались на основе положения Маркса: “Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества”. Различая понятия социального, политического, духовного процессов жизни, К. Маркс, с их точки зрения, обобщает эти процессы по признаку обусловленности последних способом производства материальной жизни и из него следует, что перечисление материального, социального, политического и духовного процессов жизни можно рассматривать как соотнесение их к процессам одного и того же категориального порядка и уровня.  
Большинство ученых философов и социологов опираясь на положение Маркса, склоняется к “сферному подходу” в анализе общества. Рассматривая методологические основания выделения сфер, возможности их категориальной сущности, В.С. Барулин в своей монографии “Диалектика сфер общественной жизни” дает тщательный анализ различных и зачастую противоречащих точек зрения о сферах общественной жизни, имеющихся в философско-социологической литературе, а также их оценку. Он полагает, что “основными сферами жизни общества являются материально-производственная, социальная, политическая и духовная”. Представляется, что уровневый анализ, проведенный В.С.Барулиным в этой монографии, является убедительной аргументацией в пользу выделения в структуре общества основных сфер. Уровневая концепция дифференциации сфер позволяет более глубоко понять как сущность и функции самих сфер, так и принципы законы их связей в рамках целостного общественного организма.  
Наиболее острые разногласия и широкий диапазон мнений связаны с пониманием социальной сферы как особого феномена жизнедеятельности общества. Высказываются мнения и о том, что выделение социальной сферы в качестве отдельной подсистемы невозможно, так как здесь отсутствует принятый комплексный критерий обособления основных сфер жизнедеятельности общества, включающий общественные потребности, тип деятельности, субъектов общественных отношений и соответствующие социальные институты.  
Выделение социальной сферы как одной из фундаментальных сфер общественной жизни правомерно, так как это отвечает общепринятому критерию – определенному виду деятельности и специфике общественных отношений, складывающихся при ее осуществлении. Субстанциональной основой социальной сферы является социальная деятельность по воспроизводству действительной жизни и регулированию социальных отношений между субъектами данной деятельности. Только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества имеет в качестве основной функции воспроизводство целостной совокупности дифференцированных субъектов в рамках общества как единой социальной системы. Функциями же других сфер является производство материальных благ, политических идей, духовно-нравственных ценностей и норм поведения, гармонизация интересов различных групп населения. Социальная сфера очерчивается в своих границах тем социальным пространством, в рамках которого происходит воспроизводство непосредственной жизни, потребляются материальные блага и услуги, удовлетворяются витальные и высшие потребности человека, т.е. это область проявления социальных отношений определенного содержания и качества.  
Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются гражданские и социальные права человека.  
Негативные тенденции в социальной сфере резко усугубила экономическая реформа, начавшаяся в 1991-1992 гг. Характер общественного развития последних лет свидетельствует о постоянном нарастании и усугублении проблем социального развития страны. Это оборачивается растратой накопленного в прежние годы интеллектуального, духовного и физического потенциала народа, нарастанием пассивности людей, отчуждением их от реформ. Существует потребность в определении ориентиров социальных изменений, требующая взвешенного анализа ситуации в целях своевременного и адекватного выявления обостряющихся противоречий и, определения действенных мер по их разрешению или, по крайней мере, смягчению. Такой анализ призван определить приоритеты обоснованной и реалистичной стратегии развития социальной сферы, обеспечивающей необходимые и достаточные условия для социального воспроизводства нашего и последующего поколений.  
Оптимальная модель социальной сферы связана с обеспечением защиты экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается на принципы социальной справедливости и государственной ответственности за социальное воспроизводство человека, других субъектов жизнедеятельности. С наиболее распространенной точки зрения, именно эти положения и составляют основу государственной философии социально ориентированного рыночного хозяйства.  
Оптимальная рыночная модель социальной сферы призвана обеспечить условия и средства, соответствующие общественным и индивидуальным представлениям о социальном благополучии каждого человека. Но это предполагает увязку социальных требований с требованиями экономической эффективности, законами функционирования нового строя общества и социально-ориентированной, регулируемой государством многоукладной рыночной экономики. Зависимость возможностей развития потенциала социальной сферы от состояния экономики очень велика, она влияет на масштабы социально-политических мер и на принципиальный выбор вариантов социально-политических решений.

3. Социальное управление  как средство реализации социальной  политики 
 
Социальная политика как сфера деятельности, взаимоотношений должна рассматриваться, в первую очередь, во взаимодействии, взаимоотношении со сферой социального управления. 
Как известно, необходимыми условиями и важнейшими признаками управления являются: 
1) цель либо некий комплекс целей (отвечающих на вопрос что делать?); 
2) способы достижения поставленных целей (как?); 
3) средства достижения поставленной цели, правила и процедуры их пользования (с помощью чего?). 
Социальная политика может иметь общие цели с социальным управлением (поддержание социальной стабильности, порядка и законности; рост благополучия, социальной справедливости, демократии и т. д.), общие средства реализации, государственную, политическую систему общества). 
Вместе с тем при этом нельзя полностью отождествлять социальную политику и социальное управление. Социальная политика включает наряду с управлением макро- и микросоциальными отношениями их регулирование в условиях, когда для осуществления реального управления нет либо ясных целей или они не согласованны, либо необходимых знаний и технологий, либо практических возможностей, либо всего вместе взятого. Социальное управление, понимаемое, например, как управление социальной сферой, может рассматриваться в качестве главного средства осуществления социальной политики.

4. Роль общественных  организаций в разработке и  реализации направлений социальной  политики 
 
В результате либерализации общественной жизни, развития институтов гражданского общества количество субъектов социальной работы увеличилось и продолжает расти.  
Сегодня в России субъектами социальной работы являются:  
· государственные органы, формулирующие общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивающие законодательную и правовую основу, выполняющие функции по социальной защите через систему соответствующих учреждений; коммерческие организации, которые могут выступать спонсором, меценатом, благотворителем и оказывать материальную поддержку, необходимую для реализации основных социальных программ; 
· некоммерческие, неправительственные организации, которые дополняют, а в ряде случаев берут на себя социальные функции государства.  
К организациям данного типа относится Русская Православная Церковь, основывающая свою деятельность на принципах и идеях христианства и реализующая философию призрения.  
Российские институты гражданского общества - общественные, профессиональные объединения и организации, основывающиеся на благотворительных и добровольных началах, приобретают большее значение в решении социальных проблем. Общественные организации постепенно включаются в процесс оказания социальной помощи, поддержки и защиты различных социальных групп. 
Понятие "общественная организация" рассматривается в социологическом и правовом аспектах. Общественная организация представляет собой общность людей, объединенных на добровольных началах совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Право- 
вой статус закреплен в законодательстве и определяет, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты интересов определенных социальных групп и достижения уставных целей 
объединившихся граждан. На современном этапе развития российского 
общества общественные организации все более явственно становятся 
институтом, действующим наряду с государством на всех территориальных уровнях и практически во всех социально значимых сферах, компенсируя то, что по разным причинам не делается государственными и 
коммерческими организациями. Общественные организации в своей 
деятельности могут: 
· способствовать привлечению дополнительных ресурсов общества для решения социальных проблем; 
· использовать имеющиеся ресурсы на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределения; 
· в соответствии с меняющейся социальной ситуацией, возникновением новых проблем могут оперативно воздействовать на перераспределение средств; 
· реализовать альтернативные социальные программы, которые не являются общепризнанными и не имеют государственной поддержки. 
Проблема общественных организаций состоит в отсутствии постоянного финансирования, следовательно, им необходимо умение найти партнера, определить цели и интересы каждого партнера, сформулировать конечный результат совместной деятельности. Партнером могут выступать государственные или коммерческие организации. Формы сотрудничества с государством выражаются в деятельности по совместной разработке социальных программ, совместному проведению мероприятий - семинаров, конференций, праздников и т.д., совместному созданию какого-либо учреждения или службы. Государственные органы могут осуществлять конкурсный отбор некоммерческих социальных проектов и их финансирование, формировать социальный заказ с заключением договора (контракта) между государственной и общественной организацией на выполнение определенной социальной программы, куда могут быть привнесены приоритеты как государственных структур, так и общественных организаций, представляющих интересы индивида. Кроме того, государственные организации и учреждения могут предоставлять помещения для общественных организаций, оказывать профессиональную консультативную помощь и др. Средства, предоставляемые государственным бюджетом, недостаточны для организации прямого финансирования всех социальных программ, соответственно необходимо избирательное финансирование действительно значимых социальных проектов. Общественные организации в свою очередь могут участвовать в разработке и планировании федеральных, областных или городских социальных программ, через депутатов Государственной, Областной или Городской Думы вносить свои предложения по законодательным актам, представлять государственным организациям новые проекты, методики и технологии.  
Проблемой коммерческих организаций, заинтересованных в осуществлении благотворительной деятельности, является поиск конкретного адресата, которому действительно необходима помощь. Решение данной проблемы предполагает сотрудничество с общественной организацией. 
Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д. 

 
5. Мероприятия по развитию социальной политики 
 
В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг. 
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры: 
· Программа "Жилище" на 2002-2010 годы  
· Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"  
· Программа "Социальное развитие села до 2012 года"  
· Программа "Культура России (2006-2010 годы)"  
· Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"  
· Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"  
· Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы" 
Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности. 
Так, например, программа «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью: 
· сохранение культурного наследия России,  
· формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан,  
· создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,  
· обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям  
· обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д. 
Программа направлена на решение важного блока задач. Изучение такого влияния и разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из: 
1. оценку экономической эффективности наиболее значимых мероприятий  
2. оценку стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации  
3. оценку эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов 
Основу финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов общего объема финансирования). Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Проделав контрольную  работу, я сделала выводы, о том  что, социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

 А так же, нельзя не отметить, Социальная политика может иметь общие цели с социальным управлением (поддержание социальной стабильности, порядка и законности; рост благополучия, социальной справедливости, демократии и т. д.), общие средства реализации, государственную, политическую систему общества). 
Вместе с тем при этом нельзя полностью отождествлять социальную политику и социальное управление. Социальная политика включает наряду с управлением макро- и микросоциальными отношениями их регулирование в условиях, когда для осуществления реального управления нет либо ясных целей или они не согласованны, либо необходимых знаний и технологий, либо практических возможностей, либо всего вместе взятого. Социальное управление, понимаемое, например, как управление социальной сферой, может рассматриваться в качестве главного средства осуществления социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы: 
 
1. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н. и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие/ под общ.ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой - Мн.: Экоперспектива, 2000. - 432с. 
2. Контуры социальной политики России В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. ”ЭКО - 2000”, №10. 
3. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости А. В. Московская, С. В. Московская.: “Вопросы экономики”: 2001 г., №11. 
4. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум: Учеб.пособие/В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под ред. Г.А. Кандауровой - Мн.: Экоперспектива, 2003. - 152с. 
5. Региональные аспекты социальной политики. Смирнов С. Н – М., 2001 
6. Социальная политика. Новый курс. Вопросы экономики”: С.С. Смирнов, Н. А. Исаев.,2006г, № 2  
7. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа социальной политики. Пьянов А. И, 2006г. 

 


Информация о работе Цели, задачи и объекты социальной политики в России