Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:20, контрольная работа
Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений.
Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века
2. Психологическое направление в социологии
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивидов, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую М. Вебер называет также "ожиданием" и без которой действие не может рассматриваться как социальное.
Что же такое "ориентация на другого"? Разъясняя этот существенный момент социального действия, М. Вебер пишет: "Социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов (месть за нападение в прошлом, оборона при нападении в настоящем, меры защиты против будущего нападения). В качестве “других" могут выступить известный индивид или неопределённо многие и совсем неизвестные (например, “деньги" означают средство обмена, которое действующий индивид принимает при обмене, так как ориентирует своё действие на ожидание того, что в будущем при обмене их примут в свою очередь неизвестные ему и неопределенно многие другие)".
Таким образом, действия, ориентированные на вещи или же связанные с природными явлениями (люди раскрывают зонты, когда начинается дождь), подражание и т.п. социальными, по М. Веберу, не являются. Даже хозяйственная деятельность человека не социальное действие, если не принимает во внимание других людей.
Введение этой характеристики
- "ориентации на другого" - необходимо
М. Веберу для того, чтобы перевести
действие в плоскость взаимодействия
и тем самым преодолеть тот "методологический
индивидуализм", который сразу
бросается в глаза при
Представление о человеке как сознательном существе реализуется у М. Вебера в понятии смысла действия. В социологии "объектом познания является именно смысловая связь поведения".
Что такое смысл? Он прежде всего носит субъективный характер, это то, что данный субъект вкладывает в свои действия, то, как он их осмысливает. "Действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл". Речь, следовательно, не идёт об "объективном" смысле, который могут в конечном счёте получать действия индивида уже независимо от его собственных намерений. Смысл всегда предполагает субъекта, для которого он существует. Во-вторых, смысл связан с теми целями и задачами, которые ставит перед собой субъект, с теми средствами, которые он выбрал для их достижения.
В связи с этим формулируется и основная задача социологии.М. Вебер считает, что социология должна быть "понимающей". Её цель - понять смысл социальных действий, и тем она отличается от естественных наук. "Социология, - пишет М. Вебер, - означает науку, которая хочет истолковывающим образом понять социальное действие и благодаря этому причинно объяснить его в его протекании и следствиях". Сознание действующего индивида оказывается, таким образом, необходимым для того, чтобы действие выступило в качестве социальной реальности. Изучить же её - значит понять смысл, который вкладывают в свои действия индивиды.
Понимание - ещё одна важная в социологии М. Вебера категория. На первый взгляд, она чрезвычайно сближает социологию с психологией. Однако на деле понятным может быть только осмысленное человеком действие. Другими словами, социологу понятно может быть лишь то, что понятно самому индивиду, т.е. тот смысл, который субъект вкладывает в свои действия. "Непосредственно наиболее понятным по своей смысловой структуре, - пишет М. Вебер - является действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со средствами, которые считаются (субъективно) однозначно адекватными для достижения (субъективно) однозначно и ясно сознаваемых целей". Такое действие М. Вебер называет целерациональным, ибо оно направлено к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей и использует для достижения этих целей средства, признаваемые адекватным им самим. Естественно, осмысленное целерациональное действие не является предметом психологии, а его понимание психологическим, ибо цели человека не могут быть понятыми, если исходить только из анализа его психологической жизни.
Здесь мы подходим к ещё одной важной для социологии М. Вебера категории, категории идеального типа.
Целерациональное действие - это не некая всеобщая модель действия, даже не преобладающий в эмпирической действительности тип. Это идеальный тип, который в чистом виде редко встречается в действительности.
Идеальный тип, по мысли М.
Вебера, это определённая теоретическая
схема, конструкция, модель, созданная
самим исследователем путём выделения,
заострения тех элементов
Идеальные типы имеют значение лишь как средства и инструменты социального исследования. Так, целерациональное действие служит образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия, в особенности реально существующие. К самим идеальным типам в связи с этим предъявляются определённые требования. Поскольку цель социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к их пространственно-временным характеристикам, то и идеальные типы должны быть настолько "чистыми", чтобы быть годными для исследования любой страны в любую эпоху. Идеальные типы конструируются так, словно социальное действие происходит в идеальных условиях. Отклонение от идеального типа всегда можно заметить, исследовать, выразить в общезначимых понятиях только с помощью идеального типа. Так, сам М. Вебер выделяет по принципу сравнения с целерациональным целую шкалу социальных действий:
более или менее приближённо достигнутый правильный тип;
(субъективно) целерационально ориентированный тип;
действие, более или менее сознательно и более или менее однозначно целерационально ориентированное;
действие, ориентированное не целерационально, но понятное по своему смыслу;
действие, по своему смыслу
более или менее понятно
действие, в котором совершенно непонятные психические или физические факты связаны "с" человеком или "в" человеке незаметными переходами.
2. Психологическое направление в социологии
К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.
К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.
Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, "психологию народов", групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия.
Психологический эволюционизм Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф.
Гидденс считали, что "социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека". Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. Лестер Уорд (1841-1913). Американский ученый, первый президент Американской социологической ассоциации. Считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных сил.
Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни связывает с биологически наследуемыми инстинктами.
"Психология народов"
"Психология народов" (М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает главной силой истории "народный дух", или "дух целого". Основная задача сторонников концепции - познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов.
Идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в "Лекциях о душе человека и животных". Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной "Психологии народов". Уже в "Лекциях" на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов.
Групповая психология К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.
Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век - век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития - "эру толпы", что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу. Разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Трактуя толпу как группу людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами, Лебон выделял характерные черты толпы: зараженность общей идеей, сознание собственной силы, утрату чувства ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами.
Теория подражания (интеракционализм).
Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы - это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в "логическую дуэль" с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений - обновляющая мысль, а закон всемирного повторения - основной закон общественной жизни. Основные работы Габриеэля Тарда (1843-1904) - это "3аконы подражания" (1892),"Социальная логика" (1901),"Социальные законы" (1901). "Мнение и толпа" (проблемы толпы) Основной тезис: социальные явления и события являются психологическими по своей природе, так как они состоят из взаимодействия индивидуальных умов, обусловленных индивидуальными убеждениями и желаниями.
Основная проблема: отношение "я" к другим "я", их взаимное влияние, постоянное, малозаметное или значительное. Это и определяет социальную жизнь. Основа общественного взаимодействия - индивид. Индивид - первичная социальная клеточка общества (О). О вырастает из индивида. На эту тему полемизировал он с Дюркгеймом в течение 25 лет. Для Дюркгейма О первично и из него возникает индивид, а у Тарда наоборот. Если индивид первичен, то особый интерес представляет его психология. Социальный процесс характеризует как определенную циркуляцию желаний и идей. Эта циркуляция протекает в 3-х осн. формах:
1) репетиция или имитация 2) оппозиция 3) адаптация.
Главное в О - подражание. Тард исходит из логического анализа различных форм социального взаимодействия, доказывая, что основу составляет ассимиляция индивидом установок, верования, чувств других людей. Следовательно, задача социологии - изучение законов подражания, на чем строятся человеч взаимодействия Предмет социологии - исследование и описание динамики идей, убеждений, желаний, внутренних переживаний субъекта. О - это подражание. Подражание - вид гипнотизма. Социальные конфликты объясняются противоречиями между различными направлениями подражания. Ссылаясь на механизм подражания, Тард объясняет общественное мнение, обычаи, моды, религию и все прочие социальные явления. Из подражания вытекает интерес к психологии. Толпа - физическое собрание, объединение разнородных незнакомых друг другу элементов. Общие черты толпы: вера, страсть, эгоизм, коллективное самолюбие, односторонняя иррациональная подражательность.
Классификация толпы: выжидающая толпа; внимающая толпа;
Информация о работе Становление и развитие социологии в XIX веке