Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:20, контрольная работа
Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений.
Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века
2. Психологическое направление в социологии
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.
Заключение
Социологическое знание стремится вобрать в себя всё лучшее, что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют её движение вперёд. Среди проблем, ставших ведущими для социологии, на современном этапе развития являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, "человеческие отношения", общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Однако предстоит ещё многое сделать для изложения действительной теории развития социологической мысли, свободной от предубеждений, идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годы пренебрежения этим направлением в науке.
Таким образом, можно сказать,
что история европейской
Естественно, разнообразные
школы позитивистского
Психологическое направление
в социологии - одно из направлений,
объясняющее социальные явления
и процессы психологическими факторами
и поэтому сводящее, по сути дела,
социологию в той или иной мере
соответственно к социальной психологии.
Главная заслуга
сознания, их соотношения
в социально-политической жизни, на
анализе мотивации социальных и
политических действий людей и ее
механизма. Вместе с тем в его
рамках чаще всего происходило
Психологизм в социологии
- попытка определения сущностных
характеристик человека и общества,
законов их функционирования и развития
с помощью психических явлений.
Представители этого
Ярким представителем "психологии народов" можно назвать Вильгельма Вунда, групповой психологии - Гюстава Лебона и Габриеля Тарда, интеракционизма - Джорджа Герберта Мида. "Психология народов" была одной из первых попыток начать конкретное исследование взаимодействия культуры и индивидуального сознания. Ценна была прежде всего сама установка на сближение психологических, этнографических, лингвистических, историко-филологических и антропологических исследований. Однако в конце XIX в стало ясно, что ни психология индивида, ни абстрактный "народный дух" не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственно группового и массового поведения.
История каждой науки свидетельствует,
что вначале зарождаются, формируются
и развиваются лишь отдельные
элементы науки, а затем уже уточняется
и закрепляется наименование, объясняющее
её сущность и содержание. Иначе
говоря, дело не в термине и не
в том, когда и как он появился.
Каждая наука возникает как ответ
на потребности общественного
Список использованной литературы
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999.
3. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. 1999. №1.
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
5. Громов И.А., Мацкевич
А.Ю., Семенов В.А. Западная
6. Давыдов Ю.Н. Метатеоретические устои социологии XIX века // Социологические исследования. 1998. №6.
7.3. Лукашевич Н.П. Туленков Н.В. Введение в социологию: Учебн.-метод. Пособие. - К.: МАУП, 1996.
8. История социологии: учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993.
9. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.1/Ответ. ред. сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997.
10. История теоретической социологии. В 5 томах. Т.2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997.11. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология ХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: "Издательство ПРИОР", 2000.
12. Ковалевский М.М. Конт,
его предшественники и
13. Конт О. Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова., М.:, 1994.
14. Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. Вып.4. Огюст Конт. СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1912.
15. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.
16. Милль Дж. Огюст Конт и позитивизм. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906
17. Ручка А. А, Танчер В.В. .В. Очерки истории социологической мысли. К.: Наукова думка, 1992.
18. Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1899.
19. Вольтман Л. Теория Дарвина и социализм. Спб., 1900.
20. Маркс К. Социология. Сборник. Пер. с нем. М., 2000.
21. Вундт В. Проблемы психологи народов. М., 1998.
22. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.
Приложение
Таблица 1. Система наук и их методов по Конту
Информация о работе Становление и развитие социологии в XIX веке