Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа
Соединенные Штаты Америки и Великобритания не случайно были выбраны в качестве объекта сравнения – в этих странах реклама развивается особенно бурно, и большинство нововведений и достижений в области рекламы, в том числе и социальной, появились именно там. Насколько возможно судить по современному состоянию экономики и культуры в США, социальная реклама сыграла далеко не последнюю роль в становлении гражданского общества Соединенных Штатов.
Введение 4
Глава 1. История и развитие социальной рекламы 7
1.1 Понятие и сущность социальной рекламы. 7
1.2. Развитие социальной рекламы в развитых зарубежных странах 9
1.2.1. История и развитие социальной рекламы в США 20
1.2.2 История и развитие социальной рекламы в Великобритании 26
1.3 Становление социальной рекламы в России 12
Глава 2. Современные тенденции развития социальной рекламы 20
2.1. Приемы социальной рекламы 20
2.2. Сравнительный анализ развития социальной рекламы в России и в развитых зарубежных странах 26
Заключение 30
Список литературы 32
В этой ситуации вновь, как и прежде, мы вынуждены оглядываться на зарубежный опыт, стараться вычленить что-то полезное, эффективное, интересное и отсечь то, что по ряду причин не может быть перенесено на нашу почву.
Данная работа - попытка проанализировать западный опыт, сравнить его с существующей российской практикой. В результате анализа опыта социальной рекламы в России и за рубежом автор надеется получить ответы на следующие вопросы:
«Каковы сходства и различия социальной рекламы в России и за рубежом?», «Чего не хватает российской социальной рекламе и может ли нам помочь в этом зарубежный опыт?», «Насколько зарубежный опыт в принципе применим в России?», «Чем обусловлены различия в российской и зарубежной социальной рекламе?». С помощью сравнительного анализа, мы постараемся ответить на эти вопросы подвести итоги и соответствующие выводы.
Критерии сравнения | Российский опыт социальной рекламы | Зарубежный опыт социальной рекламы |
Основные участи рынка социальной рекламы и степень их влиятельности. | Государство - основной
участник, от него все ждут регулирования,
реализации программ социальной рекламы
. Однако социальная реклама государства,
как правило, реализуется в виде
государственной рекламы (МНС, МЧС
и пр.) Тем не менее, есть образцы
социальной рекламы: "Все у нас
получится", "Позвоните родителям",
"Этой мой город" и пр.
Крупный бизнес - иногда использует инструменты социальной рекламы для создания образа социально ответственного бизнеса (ЮКОС - программа "Федерация Интернет -образования", благотворительность и пр.). Проводятся фестивали и конкурсы , но "на улицы" их результаты попадают нечасто. Российские благотворительные фонды и организации - организуют региональные социальные кампании (если найдут денег); Международные благотворительные фонды и организации (WMF, UNICEF и пр.) |
Государство - важнейший участник рынка социальной рекламы и за рубежом. Активно участвует в программах социальной рекламы по широкому кругу социальных проблем. Финансируемая правительством социальная реклама включает как государственную, так и, собственно, социальную рекламу. Бизнес - активно и осознанно использует социальную рекламу для создания образа социально ответственного бизнеса и, как прямое следствие, повышения своей капитализации. (Phillip Morris: кампания против курения; AVON - предотвращение рака груди; Liz Claiborne - домашнее насилие над женщинами; Motorola - домашнее насилие, Pilot Pen - кампания о СПИДе). Национальные благотворительные фонды и организации - организуют социальные кампании любого масштаба. (National Cancer Council - кампания о раке , Center for Decease Control: кампания против СПИДа ); Международные благотворительные фонды и организации (WMF, UNICEF и пр.) - реализуют программы социальной рекламы: например, по ТВ довольно часто демонстрируются ролики этих организаций против использования противопехотных мин, в защиту беженцев, детей и т.д. Особо стоит отметить деятельность Красного Креста |
Основные цели реализации кампаний | Государство: продвижение
собственных услуг (государственная
реклама), выборы государственных чиновников
и политиков, в том числе и
через стабилизацию общественных настроений
(использование в рамках политических
кампаний);
Общественные
организации: привлечение внимания
населения и органов |
Цель - не разговаривать
о проблеме, а мотивировать на поступки,
создавать новые ценности Государство:
продвижение собственных услуг,
выполнение социальных функций
Бизнес: позиционирование
компании как социально ответственной,
продвижение собственных Общественные организации: привлечение внимания населения и органов государственной власти к насущным общественным проблемам, создание позитивного общественного мнения. |
Координирующие органы и их функции | Государственные
органы: самостоятельно занимаются вопросами
социально рекламы, координирующего органа
нет.
Министерство печати и информации: финансирование, регулирование, контроль. |
США: темы предлагаются федеральными властями и некоммерческими организациями. Неправительственная организация Рекламный Совет является единым заказчиком перед СМИ; занимается планирование, созданием и размещением социальной рекламы. Великобритания: Центральный офис информации при правительстве - собирает от всех правительственных органов заказы, распределяет их между различными рекламными агентствами. Является единым заказчиком перед СМИ. Центр не разрабатывает предвыборные кампании для политических партий и не отстаивает чьи-либо политические интересы. |
Уровень
и формы законодательного
регулирования сферы
социальной рекламы |
Закон РФ "О
рекламе":Ст. 2 - определение рекламы;Ст.18
- "Социальная реклама представляет
общественные и государственные
интересы и направлена на достижение
благотворительных целей"; порядок
размещения социальной рекламы в
СМИ |
Великобритания: вопросы социальной рекламы не регулируются законодательством - саморегулирование рекламной индустрии. |
наличие профессиональных общественных организаций | Рекламный совет России (входят все ведущие СМИ, коммуникационные консультанты). Создан в 1993 году. | Сущетвуют отраслевые ассоциации, которые занимаются также вопросами социальной рекламы, например, Outdoor Advertising Association of America, Inc., National Association of Broadcasters и пр. |
эффективность | Данные не найдены. | США: рекламная
кампания по борьбе с курением в
Калифорнии заставила отказаться от
сигареты в 3 раза больше калифорнийцев,
чем в среднем по стране.
США: Исследования National Cancer Institute об осведомленности о риске раковых заболеваний, показывает, что эффективность ТВ как носителя социальной рекламы составляет 55%, на остальные СМИ (радио и пр.) пришлось около 4%. США: Кампания против детского алкоголизма спровоцировала более 76000 звонков по 800 телефонам, где можно было получить информацию о местных справочных центрах. 62% позвонивших предприняли дальнейшие шаги. |
Финансирование | Объем рынка социальной рекламы по итогам 2003 года составил около $20 млн. (менее 1% от всей рекламы). Государство, в том числе отдельные политики, крупные компании | Крупнейшие рекламодатели - национальные правительства – соответствующие министерства,бизнес, общественные организации и фонды |
Производство (Как построено производство социальной рекламы?) | Социальная
реклама может быть государственной,
общественной, некоммерческих объединений,
а также собственно, социальной.
Социальная реклама, в основном, рассматривается как сфера самореализации креативщиков, рекламистов, но не как бизнес и социально ответственная функция. С другой стороны, сейчас такое мнение постепенно меняется. |
Рекламная кампания
в США - это программа, в рамках
которой происходит разработка стратегии,
включая исследования, креатив, производство,
распространение и оценка.
Великобритания - Центральный офис информации: социальная реклама - это призыв к вполне конкретному действию. |
Выводы и возможные пути выхода из сложившейся ситуации:
1.Содержание:
Социальная
реклама - в основном - содержит послания
государства обществу и содержат
запрос/призыв/требование относительно
тех или иных сторон общественной
жизни. В частности, платить налоги,
служить в армии и пр. Естественно,
здесь не исключаются и такие
темы, как курение, алкоголизм, но активные
действия в этом направлении ожидаются
именно от государства. В любом случае,
в России или за рубежом, одинаково
признается тот факт, что социальная
реклама должна шокировать. Как правило,
она должна воздействовать на уровне
сильнейших эмоций, а не логической
аргументации. Здесь, однако, важно
отметить следующую качественную характеристику
социальной рекламы: шокировав человека,
социальная реклама обязательно
должна предлагать ему "выход". Натянув
его нервы до предела, дать ему
возможность снять это
2. Инструменты.
Здесь, как правило, никаких расхождений нет. Основное понимание социальной рекламы в этом случае - как набор различных методов продвижения идей, который в зависимости от конкретного случая обретает ту или иную конфигурацию.
Пытаясь сформировать картину социальной рекламы в России и за рубежом, мы можем следующим образом описать их сходства и различия.
Сходства:
Различия:
Причины различий:
Уровень жестокости, который нам подают российские СМИ, чрезвычайно высокий. Поэтому даже шокирующая социальная реклама не всегда оказывается достаточно эффективной.
Нужен единый центр, который бы отфильтровывал манипулятивные подделки под социальную рекламу с одной стороны, а с другой выступал в роли арбитра в случае, если возникают споры относительно общественной полезности целей той или иной социально-рекламной кампании.
Разумным представляется ввод лицензирования социальной рекламы, при котором вся реклама, которая хочет пользоваться льготами закона о рекламе, идет под единым брендом - официальным сертификатом качества.
Однако перейти к в основном бюджетному финансированию социальной рекламы на сегодняшний день государство вряд ли найдет в себе силы. Еще не сумели мы почувствовать, что социальная реклама может быть самоокупаемой.
Тогда как же раскрутить социально-рекламную индустрию в условиях безнадежной малобюджетности, кризиса доверия общества к власти, а власти к обществу и высокого монополизма на рынке производителей рекламы?
Один
из выходов состоит в том, чтобы
создать рынок социального
Не поставить
ли на службу обществу неиссякаемый и
практически бесплатный источник энергии:
желание продвинуться и получить
известность начинающих деятелей искусств?
Социальная реклама как синтетический
жанр искусства предоставляет
Государство взамен на вдохновение и креативность может предоставить молодым художникам очень важный бонус – доступ к общенациональным СМИ, доступ к известности. Прокрутка клипа начинающей группы, дизайнерской или видео студии на первом национальном канале в прайм-тайм – неплохой старт творческой карьеры.
Не менее
важно также оставить возможность
разработчикам для гражданской
самореализации и самостоятельного
поиска тем для социального творчества
и попутного осуществления
Здесь мне так же хотелось бы затронуть такую важную тему, как "социальная ответственность бизнеса". Ведь социальная реклама должна быть одним из инструментов социально ответственного бизнеса. [18 ]
Государство
пока не в состоянии в полном объеме
решить социальные проблемы даже работающего
населения. В среде же самих предпринимателей
в последнее время стали очень
популярны разговоры о
Но необходимо
отметить и то, что проблема социальной
ответственности российского
Слишком
часто у нас бизнес имеет одну
цель - прибыль. При этом он забывает
о последствиях своих действий, нанося
непоправимый вред стране, экологии, человеку,
не задумываясь об интересах общества,
(например, создание новых рабочих
мест, разработка социальных программ
и т.д.). И именно сейчас наиболее
важно не только затронуть эту
проблему, но и попытаться сформировать
новую систему социально
Цивилизованный бизнес немыслим без социальной ответственности. К сожалению, российские благотворители мало знают и, соответственно, используют отечественный опыт в этой сфере, приобретая собственный методом проб и ошибок. Многие предпочитают ограничиваться самым примитивным методом оказания помощи - разовой раздачей небольших денежных сумм, продуктовых наборов и т.д.