Сравнение трех национальностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:07, реферат

Краткое описание

Всем известно, что Россия - многонациональная страна. В государстве, имеющем население 142 миллиона человек и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе. Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись. Долгое время жители союзных республик и вовсе считались гражданами одной страны – СССР.

Файлы: 1 файл

Реферат Анжела.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Рождаемость в Республике Хакасия на протяжении последних лет снижалась с 15,2 на 1000 населения в 1993 году до 11,2 в 2006 году, темп снижения составил  26,3%, но по-прежнему показатели рождаемости в республике остаются выше показателей по Российской Федерации на 11,5%. Территории компактного проживания хакасов - Таштыпский и Аскизский районы - всегда отличались высокой рождаемостью. Большие многодетные семьи - национальная особенность коренного населения Хакасии. Но и в этих территориях наблюдается снижение рождаемости на 18-36% за последние десять лет.

Продолжается рост показателя общей смертности как в целом по республике, так и в местах компактного проживания коренного населения. В данных территориях показатель общей смертности превышает республиканский уровень  на 6-14%. За период 1993-2006 гг. произошел рост показателя общей смертности по Республике Хакасия на 33%, но по сравнению с Российской Федерацией в Республике Хакасия  смертность ниже на 10% (РХ - 16,0; РФ -  16,3 на 1000 нас. в 2005 г.). Структура общей смертности в республике представлена следующим образом: I место - болезни системы кровообращения (48%); II место - травмы и отравления (18%); III место - злокачественные новообразования 12,5%. Изменения в структуре смертности (увеличение доли умерших от травм и отравлений) отмечается с 1993 года, когда данный класс занял второе место среди причин общей смертности населения республики.

Главной причиной сокращения численности по-прежнему остается естественная убыль населения. Миграционный прирост, составивший за январь - ноябрь 2005 года 172 человека, только на 6,2% компенсировал естественную убыль. Если в целом по Восточной Сибири наблюдается отток населения, то в Хакасии наблюда¬ется  приток населения  при средних показателях денежного дохода и уровня безработицы. Он связан с устойчивостью экономики благодаря крупным промышленным предприятиям (Саяно-Шушенская ГЭС и алюминиевый завод). Положительное сальдо миграции сохранялось за счет притока населения из других регионов России и стран СНГ и Балтии.

Миграция национальности

Эмиграция в страны дальнего зарубежья составила 494 человека, что на 228 человек, или на 31,6% меньше, чем в январе - ноябре 2004 года. Основная часть эмигрантов (470 человек) выехала в Германию.

В январе - ноябре 2005 года по сравнению с соответствующим периодом 2004 года было отмечено увеличение миграционного прироста в обмене с большинством государств-участников СНГ и стран Балтии. Исключение составили Казахстан, Грузия и Латвия, по которым отмечено сокращение миграционного прироста.

Половозрастная структура населения

В данное время  население республики Хакасии, а в частности ее коренное население (хакасы) увеличивается и «молодеет». Сегодня средний возраст жителя Хакасии – 37 лет, а из 160-тысячного населения Абакана 30 тыс. составляют студенты. Несмотря на это квалификация рабочих остается достаточно высокой – 55 % по сводной статистике промышленных предприятий.

Доля экономически активного населения — 50 процентов от общего числа жителей республики(20% коренное население), еще 19 процентов жителей — моложе 16 лет. В республиканской столице обучаются сегодня свыше 28 тысяч студентов. Средний возраст родивших женщин - 27 лет.

Религия

Традиционные верования: Официально все хакасы были крещены Русской Православной церковью в 1876 г. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

 

Древние хакасы были шаманистами. Вера в духов, заклинание духов непосредственно через шамана сохранялась у хакасов в течение многих веков. Духам приносили жертву. Например, не прикасались к пище, пока не приносили жертву духу огня. В костер бросали кусочек мяса и плескали напиток. Хакасы почитали небесные планеты Сатурн и Венеру, Марс считали звездой несчастий.

 

Древнехакасская культура достигла сравнительно высокого уровня. Замечательным достижением хакасов является их собственная письменность. До наших дней дошли надписи, исполненные так называемым орхонским письмом. Надписи встречаются на скалах, надгробных камнях, сосудах, украшениях.

У хакасов был 12-летний календарь, каждый год назывался именем определенного животного (лошади, зайца и т. д.). Музыкальные инструменты, кроме бубна и колоколец, были духовые (флейта, дудка," свирель). У древних хакасов существовал героический эпос, прославлявший воинов-богатырей за ловкость, силу.

Обычаи

Свадебная церемония, наряду с рождением и уходом в другой мир, является одним из важнейших событий жизненного круга в хакасском обществе.

Хакасы считали, что дети наследуют не только физические, но и психологические, моральные особенности своих родителей. В традиционном обществе выбором невесты руководили родители жениха. Невест старались взять из знатных «хороших» родов. Бывало, что жених и невеста не видели друг друга до свадьбы. Считалось, что первый брак благословляется высшими силами - Солнцем, Луной, Звездами. Согласно представлениям хакасов, после смерти супруги воссоединялись в другом мире.

       Возраст вступления в брак в среднем равнялся 16-20 годам.

Заключение брака сопровождалось появлением для молодых новых социальных, правовых и имущественных отношений. Калым и приданое («инджи») - это своеобразный залог хороших отношений между родами. Размер приданого немного уступал калыму. Особенностью приданого было то, что оно продолжало оставаться собственностью жены, но в общем пользовании.

Можно выделить следующие формы браков у хакасов:

сговор «чахсынан алысханы» - брак чести. При этой форме сватали малолетних детей, которые при достижении совершеннолетия становились супругами;

умыкание (воровство невесты), при котором невеста, как правило, была совершеннолетней;

архаическая форма брака «хысхылых» - дарение розового фламинго. Парень, убивший фламинго, мог сватать любую девушку без выплаты калыма, так как считалось, что в случае отказа, птица проклинала эту семью;

в целях сохранения имущества в пределах данной семейно-родовой группы, брак заключали путем левирата (когда вдова выходила замуж за младшего деверя) и сорората (когда вдовец женился на младшей сестре умершей жены);

брак отработкой.

В основном, будущую жену похищали. Обычно влюбленные сами договаривались о дне и времени увоза девушки. Парень приезжал в сопровождении крепких друзей, готовых отстоять ценный груз. Это было важно, поскольку сразу после пропажи девушки отец снаряжал погоню из 20-30 парней. Если погоня догоняла похитителей, то дело могло дойти до серьезных столкновений. Но, к тому моменту, как пропажа обнаруживалась, жених и невеста были уже в доме его родителей. Когда приезжала погоня, родители жениха выходили навстречу с угощением и говорили приветственную речь, признавая свою вину. Отец невесты узнавал о том, согласна ли дочь выйти замуж за похитителя, после чего речь шла о размере калыма (выкупа). Полученный калым отец невесты распределял между своими сыновьями и братьями, которые, в свою очередь, должны были внести свою долю в приданое.

Следующим этапом свадьбы была мировая, на которой родственники проводили трапезу и обсуждали предстоящую свадьбу. Свадьба проходила в доме жениха. На ней обязательно проводился обряд поклонения небесным Светилам, Богине Огня. Затем в течение нескольких дней пировали. Спустя время, жениха и невесту везли в дом ее родителей, где происходил заключительный этап свадебных мероприятий. Жениху устраивали испытания, которые он должен был с честью пройти. Родителям и родственникам невесты привозились подарки.

На всех этапах свадьбы играли на музыкальных инструментах, исполняли традиционные танцы, устраивали спортивные состязания. Участники свадебных мероприятий надевали свои лучшие наряды. Наиболее красочными являлись костюмы жениха и невесты, а также свахи, родителей молодых.

В хакасских обычаях при похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведения поминок. Это характеризует их, на мой взгляд, как благородную нацию.

Язык

Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. 
Хакасский язык подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качин-ский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформиро-вался литературный язык и создана письменность.
Хакасский язык считают родным 76,6% хакасов (1989 г.).

Современные этнические процессы

В 80-90-е гг. среди хакасов наблюдается подъем национального самосознания, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
С начала 90-х гг. среди хакасов начался процесс возрождения родовых и фамильных праздников, во время которых совершаются поклонения земле, моления предкам. На этих праздниках поддерживается культ родовых гор. Этот подъем уже находится на высоком уровне на данный момент времени.

Татары Сибирские

Сибирские татары  - это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.

 

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. их общая численность составляла свыше 46 тыс. чел. ,а по всесоюзной переписи 1926 г. -- свыше 70 тыс. чел.

В современных условиях невозможно установить их точное количество, так как после всесоюзной переписи населения СССР 1926 года в официальных государственных статистических документах перестали сообщать данные о численности сибирских татар, они «исчезли» из этих документов так же, как многие другие малочисленные национальные меньшинства. О происхождении и этническом развитии сибирских татар существуют разные мнения.

По данным  Переписи населения 2002 года численность татар сибирских, проживающих на территории России, составляет  10 тысяч человек.

История названия нации

 Татарами ещё в XIX-начале XX вв. назывались многие, преимущественно тюркоязычные народы, жившие на территории России. Так именовались современные азербайджанцы (кавказские татары), хакасы (минусинские или абаканские татары), поволжские, сибирские и крымские татары, значительная часть казах (например, семипалатинские татары.
В настоящее время имя татар закрепилось за татарами Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, татары-мишары, крещёные татары или татары-кряшены), крымскими татарами, сибирскими татарами (туринские, тюменские, ишимские, ялуторовские, иртышские, тобольские, тарские, бухарские, чацкие, аринские, барабинские, томские). Вот столько разновидностей!

История формирования и развития нации.

В наиболее общем виде этногенез татар сибирских представляется в настоящее время как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племён и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнической общности. Проникновение тюрков в эти районы происходило в основном двумя путями — с востока из Минусинской котловины и с юга из Средней Азии и Алтая. Видимо, первоначально территорию заселения татар сибирских заняли древние тюрки Тюркских каганатов. В Томском Приобье определённую роль в формировании тюркоязычного населения сыграли кыргызские и телесские племена. Автохтонными тюркскими племенами в составе татар сибирских считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. Возможно, именно древнетюркские племена, а не кыпчаки, появившиеся позднее (в XI—XII веках), составили основной этнический компонент на первом этапе этногенеза татар сибирских. В IX—X веках на территорию Томского Приобья продвигались кимаки — носители сросткинской археологической культуры. Из их среды вышли кыпчакские племена и народности. В составе татар сибирских зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев. Наличие в тоболо-иртышской группе племён мрассы и кондомы указывает на их этногенетическую связь с шорскими племенами. Позднее в состав татар сибирских вливались жёлтые уйгуры, бухарцы-узбеки, телеуты (в тарскую, барабинскую и томскую группы), казанские татары, мишари, башкиры, казахи. Они, за исключением жёлтых уйгуров, и усилили кыпчакский компонент в составе татар Западной Сибири. 

Подавляющую массу сибирских бухарцев составляли узбеки и таджики, кроме того, в их составе встречались уйгуры, казахи, туркмены и, видимо, каракалпаки, а в Сибири в них вливались в отдельных случаях сибирские и казанские татары. 

После монгольских походов XIII века территория татар сибирских входила в Золотоордынское государство, образованное ханом Батыем. Наиболее ранние государственные образования сибирских татар — Тюменское ханство (в XIV веке с центром в Чимге-Туре, на месте современной Тюмени), в конце XV — начале XVI вв. — Сибирское ханство (по названию поселения Сибирь или Кашлык). Рост хозяйственных и культурных связей, родственность языков и другие факторы приводили к возникновению новых надплеменных этнических общностей. В XIV—XVI веках сложились основные группы сибирских татар. 

Этническая история татар сибирских в рамках Русского государства была непростой. Это связано с огромной территорией расселения их в Западной Сибири, определённой разобщённостью, контактами со многими народами, со сложным социальным составом и многими другими факторами. Постепенно стабилизировались этнические территории татар сибирских, хотя отдельные их перемещения наблюдались в конце XIX—XX вв. Несмотря на возникновение у них территориальной разобщённости в составе Российского государства, существовала взаимосвязанность тоболо-иртышских, барабинских и томско-обских тюркоязычных групп, которая создавала возможность для развития консолидационных процессов татар сибирских. 

В бывшем СССР этническая структура татар сибирских мало изменилась. У барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена, лишь в отдельных селениях сохраняются знания о тугумах — генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но полностью не исчезли представления о делении на субэтнические группы. По мнению одних учёных, татары сибирские — самостоятельный народ, другие учёные указывают на незавершённость их консолидации в единый этнос, считая, что они представляют собой скорее всего не вполне сформировавшуюся этническую общность. Сибирские бухарцы окончательно вошли в состав татар сибирских к середине XX века. В 1960—80-е годы имели место активные процессы сближения и частичного смешения татар сибирских с волго-уральскими татарами. Во всех переписях населения страны в бывшем СССР татары сибирские включались в состав татар. 

Татары сибирские расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди русских деревень, часть русских проживает в самих татарских селениях и составляет в них порой 15—30% всего населения. Значительные группы татар сибирских живут в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. Былая компактность их расселения в городах в татарских слободах исчезла. В городах Западной Сибири осели и многие волго-уральские татары. все тюркские группы, относившиеся к татарам сибирским, в конце XVII века насчитывали 16 тыс., в конце XVIII века — свыше 29 тыс., в конце XIX века — свыше 47 тыс. человек. Численность сибирских бухарцев составляла в начале XVII века 1,2 тыс., в конце XIX века — 11,5 тыс. человек. Численность волго-уральских татар-переселенцев в Сибирь вплоть до 1860-х гг. росла медленно: в 1858 их было на Западно-Сибирской равнине всего 700 человек. К 1897 их количество возросло до 14,4 тыс. человек. По переписи 1926 татар сибирских насчитывалось 90 тыс., а всех татар (т. е. включая волго-уральских) — 118,3 тыс. человек. 

Информация о работе Сравнение трех национальностей