Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:07, реферат
Всем известно, что Россия - многонациональная страна. В государстве, имеющем население 142 миллиона человек и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе. Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись. Долгое время жители союзных республик и вовсе считались гражданами одной страны – СССР.
Религия. Религиозный состав.
Большинство курдов — мусульмане-сунниты, придерживающиеся преимущественно шафиитского мазхаба. Часть курдов Ирана исповедует шиитский ислам. Одна из крайнешиитских сект — алевизм — исповедуется курдами Турции, прежде всего народом заза. Ядро другого крайнешиитского направления ислама является секта Ахл-е Хакк («люди истины») составляют гурани и южные курды. Наиболее своеобразной курдоязычной конфессиональной группой являются езиды, исповедующие синкретическую религию, ведущую происхождение от учения шейха Ади (XII в.). За последние десятилетние, в значительной степени растет обращения в христианство.
Обряды.
У курдов есть свои обряды. В чем то они похожи на обряды других народов Ближнего Востока. Известен обычай младенцев в день их рождения – бешик-кертме(обрученные с колыбели). Когда обрученные вырастают, им справляют свадьбу. Также у курдов приветствуется похищение девушки, если оно совершается с согласия последней. Когда парень крадет девушку без согласия ее родителей, то он отвозит ее в дом аги или шейха. Родственники девушки пускаются в погоню, и если настигнут беглецов, то могут их убить. В противном случае, вручают родителям девушки полагающуюся сумму выкупа за невесту, и происходит примирение.
Что же касается курдской женщины, то она имеет права выбирать себе мужа и чаще всего ее выбор и выбор ее родителей совпадает, однако в случае противного она не может противиться, если отец или брат захотят выдать ее замуж насильно. В Курдистане считается позором, если девушка скажет избраннику отца или брата «нет». Так же позорным считается развод у курдов. На свадьбах в Курдистане много поют. Эти песни называются бриге. Исполняют их народные певцы-сказители. Курдская свадьба длится от трех до семи дней, в зависимости от возможностей хозяина. Если родители жениха и невесты живут на большом расстоянии друг от друга, то празднуются две свадьбы. Свадьбу устраивают весной. Один из углов шатра или дома отделяют занавеской, за которой жених и невеста проводят брачную ночь. Мужчины и женщины празднуют свадьбу порознь в различных палатках. Мужчинам прислуживают юноши.
В Курдистане до сих пор существует обычай кровной мести. Когда убийство происходит внутри общины, ответственность за это несет вся община.
Похороны в Курдистане ноже имеют свою специфику. Покойного курда обмывают и завертывают в саван из хлопчатобумажной ткани, затем кладут на ложе лицом к юго-западу. Рот, нос и уши покойного затыкают ватой. Если умершего не хоронят в день смерти, то на грудь его кладут камень и зеркальце, обращенное к лицу. При выносе тела из дома женщины начинают плакать, дико кричать, разрывая на себе одежды, посыпая головы землей и пеплом. Члены семьи умершего носят траур в течение шести месяцев или целый год. Когда срок траура кончается, ага (старший брат), соседи или кто-нибудь из родственников умершего приносят для каждого из домочадцев что-нибудь из одежды или деньги (по своим средствам) и снимают с них черную одежду – траур прекращается.
Курдские женщины не закрывают лица. Многие девушки носят брюки, что бывает очень полезно при езде на лошадях. Курдские женщины носят украшения из серебряных и золотых монет.
Гостеприимство очень развито у курдов. Гость почитается особым образом и стоит гостю что-то похвалить в доме курда как тот с радостью предложит гостю это в подарок.
Язык. Письменность. Культура.
Курдский язык относится к западной группе иранских языков, он делится на ряд диалектов и наречий, некоторые из них ещё недостаточно изучены. Ввиду того, что курдам не удалось создать своего государства и, как следствие, вековая разобщенность, а также длительный контакт с арабами, персами, турками, армянами и другими народами Ближнего и Среднего Востока оставили значительный след в их языке. Курдская литература развивается в основном на двух диалектах - сорани и курманджи. Около 60% курдов, обитающих в Северном, Северо-Западном, Западном, Юго-Западном и частично в Центральном Курдистане (на территориях Турции, Северо-Западного Ирана, Сирии, части Северного Ирака) пользуются диалектом курманджи (главным образом на латинской графике). До 30% курдов, обитающих в Южном и Юго-Восточном Курдистане (Западный и Юго-Западный Иран, Восточный и Юго-Восточный Ирак) говорят и пишут на диалекте сорани (на арабской графике). Кроме того, среди курдов-заза, обитающих в вилайете Тунджели (Дерсим) в Турецком Курдистане, распространен диалект зазаи или думили (на латинской графике), а среди курдов Керманшаха (Бахтерана) в Иране - родственный ему диалект гурани (на арабской графике).
Письменность курдов начала развиваться на основе арабского алфавита, который впоследствии был приспособлен к фонетическим особенностям курдского языка. На этом алфавите писали и читали курды Ирака и Ирана. В 30-е гг. XX в. были сделаны первые шаги по созданию курдского алфавита на латинской основе. Так, курды Сирии стали использовать турецкую латиницу (с 1931г.), к которой были добавлены некоторые знаки для передачи специфических звуков курдского языка. В 1929г. курды Армении перешли на письменность, также созданную на базе латинской графики, на котором издавалась вся научная и художественная литература. С 1945 года здесь был введен курдский алфавит на русской основе.
Курдская культура отличается многогранностью. Из глубины веков до нас дошло богатейшее наследие курдского устного народного творчества. В фольклоре отражена история этого народа, его многовековая борьба за свободу. Высокое художественное совершенство курдского эпоса ставит его в один ряд с памятниками мирового фольклора. История сохранила имена многих замечательных курдских поэтов и писателей. Обнаружение письменных памятников курдской литературы и их предварительные исследования позволяют утверждать, что курды - народ-создатель самобытной национальной литературы. Самый ранний из дошедших до нас письменных памятников на курдском языке относится к VII в. В нём автор оплакивает разорение земли курдов арабскими завоевателями.
Первый курдский поэт, известный под именем Пире Шариар, жил в X в. Некоторые исследователи называют его курдским ходжой Насреддином за его многочисленные четверостишия и изречения, ставшие пословицами и поговорками. Выдающимся поэтом средневековья был Али Теремахи (X – XI в.), автор первого трактата по грамматике на курдском языке и таких поэм, как Единственное слово , Сыновья отчизны , Яхонтовое ожерелье и Поистине, жизнь - это сон . Али Теремахи был одним из первых, кто создавал свои произведения на диалекте курманджи. На этом же диалекте творил и его великий современник Али Харири (1009 -1079), стихи которого пользуются популярностью в народе. До нас дошёл рукописный диван (сборник) его лирических газелей. Между XII и XV вв. творила целая плеяда курдских поэтов, наиболее яркими представителями которых были Ахмед Малаи Джезири (Мела Джизири), Факи Тайран (Мим - Хай) и Мулла Бате. В своих лирических газелях-касыдах Мела Джизири воспевает красоту своей возлюбленной - сестры джезирского правителя Умад ад-Дина. В его творчестве прослеживается две линии - народная, характерная для его предшественников, и придворная. В курдской литературе Джизири считается главой школы газели. Творчество названных поэтов подготовило почву для появления одного из самых выдающихся курдских поэтов - Ахмеда Хани (1650-1708), знаменитую поэму которого Мам и Зин можно с полным правом назвать лучшим памятником курдской литературы. Поэма составляет славу курдской классической поэзии. По мнению современных курдских литературоведов, Ахмед Хани был первым поэтом, кто затронул в литературе национальную проблему курдов. Из представителей курдской литературы нового времени следует выделить Нали, или Мела Хизра (1800-1856). Воспитанный на лучших произведениях персидской и арабской поэзии, он написал прекрасные газели и по праву считается основателем поэзии на южном диалекте. Важнейшей вехой в новой истории курдской литературы стало творчество Хаджи Кадыра Коя (1816-1894). Почти все его стихи имеют национально-патриотическую направленность, курдское национально-освободительное движение XIX в. отразилось в его поэзии.
Далее я расскажу еще об одной интересной национальности.
Хакасы, тадар, хоорай (самоназвание), народ в Российской Федерации (75,5 тыс. человек), коренное население Хакасии (62,9 тыс. человек). Живут также в Туве (2,3 тыс. человек) и в Красноярском крае (5,2 тыс. человек).
Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет 4 диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Около 23% Хакасов считают родным русский язык. Современная письменность создана на основе русской графики. Большая часть Хакасов придерживается традиционных верований, несмотря на то, что в 1876 они были официально обращены в православие.
В составе Хакасов смешались тюркские (енисейские кыргызы), кетские (арины, коты и др.) и самодийские (маторы, камасинцы и др.) компоненты. В Российской империи Хакасы именовались минусинскими, ачинскими, абаканскими татарами. Помимо Хакасов этноним "тадар" утвердился также среди соседних тюркских народов Южной Сибири - шорцев, телеутов и северных алтайцев. Термин "хакас" для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея (от "хагасы", как назывались в китайских источниках 9-10 веков енисейские кыргызы) был принят в первые годы советской власти.
Хакасы живут в Республике Хакасия (62,9 тыс. чел. по данным на 1989 г.), в Туве (2,3 тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).
Численность в Российской Федерации:
1926 г. - 45,9 тыс.,
1939 г. - 52,8 тыс.,
1959 г. - 56,0 тыс.,
1970 г. - 65,4 тыс.,
1989г. - 78,5 тыс. человек, в т.ч. в Хакассии - 62,9 тыс., Туве - 2,3 тыс., в других регионах РФ - 13,3 тыс. человек.
Численность в Российской Федерации - 78,5 тыс. чел.
Общая численность - 80,3 тыс. чел.
По данным переписи 2002 года общая численность в РФ – 75,6 тыс. человек.
До 1917 Хакасы именовались татарами (минусинскими, ачинскими, абаканскими).
Семья хакасов 1910 год
Постановление об общем для всех наименовании «хакасы» было принято на 1-м съезде коренного населения -(6 - 7.04.1917) по инициативе С.Д. Майнагашева(этнограф-
Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являются кыргызы, упоминаемые, главным образом, в китайских источниках под различными этнонимами: гэгунь в 201 г. до н.э., хэгу в составе племен теле в V в., цигу в VI в., хягас в IХ в., в VIII в. кыргызы упоминаются в древнетюркских и мусульманских источниках, еще раньше (в VI в.) - в византийских, в 840 г., разгромив древних уйгуров, кыргызы создали в Центральной Азии свое государство - Кыргызский каганат, павший в результате экспансии в Центральную Азию киданей (916, 924 гг.), однако кыргызское государство на среднем Енисее продолжало существовать до 1209 г., когда монголы подчинили кыргызов своей власти, в 1293 г. окончательно покоренные енисейские кыргызы вошли в состав монгольского Китая (династия Юань), восстановив самостоятельность после его падения в 1368 г. В 1604-1703 гг кыргызское государство на Енисее упоминается в русских источниках («Киргизская земля»), оно тогда подразделялось на 4 владения (улуса), в рамках которых формировались этнические группы современных хакасов: в Исарском (Озерском, в русских источниках) - качинцы, в Алтырском - сагайцы, в Алтысарском - кызыльцы, в тубинском - койбалы на основе тюркизации самодийских (кашинцы, маторы, саяны и др.) и кетских (арины, байкотовцы, ястынцы и др.) племен, входивших в состав киргизских улусов в качестве данников («кыштымов») и оказавших доминирующее влияние на антропологию хакасских этнических групп.
В ХIХ в. завершается процесс этнического формирования этнических групп хакасов: качинцев (12 тыс. человек в 1897 г.), сагайцев (13,9 тыс. человек), кызыльцев (8 тыс. человек, в составе кызыльцев ассимилировались группы татар Сибирского ханства и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в ХVI или в начале ХVII в.), койбалов (1 тыс. потомков тюркизированных маторов и байкотовцев, составлявших в ХVIII в. владения «князца» Койбала) и бельтиров (4,8 тыс. потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда название бельтир - «устьинцы»). Таким образом, хотя основная часть кыргызов была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов.
В ХХ в. процесс консолидации этнических групп «минусинских», или «абаканских», «татар» завершился образованием хакасского народа (этноним хакасы восходит к китайскому названию кыргызов в эпоху династии Тан Х вв.), уже в 1920-е гг. этноним хакасы утвердился в качестве русского наименования народа; субэтнонимы этнических групп продолжают бытовать на уровне внутриэтнического самосознания, хотя удельный вес каждой из групп в составе хакасов претерпел значительные изменения за 80 лет. Этническому единству способствует появление в 1991 г. национального праздника хакасов Ада-Хоорай, основанного на древних ритуалах и посвященного памяти предков.
Современная численность населения и её динамика
По данным переписи 2002 года общая численность хакасов в Российской Федерации – 75,6 тыс. человек. А в республике Хакасия по данным переписи населения 2002 года проживали представители свыше 100 национальностей. Для сравнения: по результатам первой Всесоюзной переписи населения 1926 года в Хакасском округе проживали в основном хакасы (50,0 %) и русские.
Хотя численность хакасов в республике увеличилась, как показала перепись 2002 года, в масштабах страны произошло её уменьшение: в 1989 году в России проживало 79 тысяч хакасов, а в 2002 — 76 тыс. Причины сокращения численности — снижение рождаемости и повышение уровня смертности, а также миграция. В 2002 году из общей численности хакасов 25,1 тыс. чел. (38,3 %) проживали в городских поселениях, 40,3 тыс. человек (61,7 %) — в сельской местности. Большая часть коренного населения проживает в Аскизском районе (31,6 %), Абакане (28,2 %), Таштыпском районе (11,9 %), меньшая доля хакасов проживает в Боградском районе (0,9 %) (это преимущественно населённый русскими район), г. Саяногорске (1 %), г. Черногорске (2 %). По данным переписи 2002, из общей численности русских 333,2 тыс. человек проживают в городских поселениях (76,0 %), 105,2 тыс. человек — в сельских.
Естественное движение населения
Хакасы, так же как и другие коренные этносы Сибири, до последнего времени сохраняли достаточно высокий уровень рождаемости и естественного прироста. За последние 75 лет их численность выросла в 1,7 раза, что, впрочем, несколько уступает динамике роста якутов, бурят и тувинцев.
Компактность проживания на исторической территории у хакасов оставалась высокой. К 1989 г. 80 % хакасов проживало в автономии, а к 2002 г. этот показатель вырос до 86 % за счет возвращения мигрантов. Это явление затронуло и Красноярский край, где численность хакасов за межпереписной период (1989—2002) уменьшилась за счет оттока почти на треть — с 6 466 человек до 4 489 человек.
По компактности проживания в крае выделяются Красноярск (1 650 чел.) и южные, сопредельные с Хакасией территории: Ужурский район (370 чел.), город Минусинск с одноименным районом (320 чел.) и город Шарыпово с районом (250 чел.). Именно здесь имеются селения (д. Камышта Ужурского района и д. Сартачуль Шарыповского района), в которых хакасы являются коренным, а не пришлым населением. В целом же для хакасов характерен достаточно высокий уровень урбанизации — 69,2 %.