Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:24, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
1. Влияние научно-технических достижений на социальную сферу общества. 2
2. Приоритеты социального развития в современных условиях. 11
3. Ориентир социального развития - гуманизация труда. 19
Список литературы 33
31
Современные тенденции социального развития и
гуманизации труда.
1. Влияние научно-технических достижений на социальную сферу общества.
2. Приоритеты социального развития в современных условиях.
3. Ориентир социального развития - гуманизация труда.
Список литературы
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время возрастающая роль субъекта управления в обеспечении соответствия между производственными отношениями и производительными силами в значительной степени определяется как научно-технической революцией, качественными изменениями в содержании производительных сил, так и качественно изменившимися производственными отношениями, соответствующими развитому социалистическому обществу.
Научно-технический прогресс сопровождается перестройкой всего технического базиса, всей технологии производства, развитием системы машин, получающей большее распространение в различных отраслях народного хозяйства. Он создает широкие предпосылки и материально-технические условия для преодоления существующих различий между умственным и физическим трудом, способствует изменению места и роли человека в процессе производства.
Изменяется содержание труда, постепенно происходящее в ходе Научно-техническая революция в различных сферах общества, что существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.
Научно-техническая революция создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производительной силы — трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Изменяются требования к условиям труда. Все это ведет к гуманизации труда.
С середины XX в. на социальную сферу общества, непосредственно связанную с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга, решающее влияние оказывает научно-техническая революция (НТР). Ее содержание определяется интенсивным сближением, фактическим соединением науки, техники и производства.
Научно-техническая революция — коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.[2]
Таким образом, развертывание НТР привело к качественным сдвигам в производительных силах и, соответственно, в производственных отношениях, социально-экономической структуре индустриально развитых стран, а вместе с ними и всего мирового сообщества. Оно означало, в первую очередь, появление новых источников энергии, технических средств, технологий и материалов, формирование невиданных прежде информационных ресурсов и систем, что обеспечивает в настоящее время технологический и материальный прогресс человечества.
При этом научно-техническая революция означает не только новое качество производительных сил - она в значительной степени влияет и на весь комплекс производственных отношений. «Поскольку НТР представляет собой целостный общественный процесс, при ее характеристике нельзя ограничиваться только переменами, происходящими в производительных силах. Важнейшую роль играет вопрос о социально-классовом содержании этого процесса, о побудительных мотивах научно-технического развития и характере использования его достижений в различных общественных условиях»,- подчеркивал Б. Н. Пономарев на международной теоретической конференции в Москве (1979 г.).[3]
В частности, речь идет о практическом использовании энергии атомного ядра, что наряду с созданием оружия массового поражения революционизировало энергетику. «Мирный атом» укрепил топливно-энергетический комплекс, сделал его менее зависимым от угля, нефти, газа и других видов ископаемого топлива.
Стремительное развитие химии привело к получению множества новых продуктов, а также материалов с заранее заданными свойствами, способствовало разработке и применению прежде совершенно неизвестных способов обработки сырья и полуфабрикатов, открыло возможность постоянного совершенствования индустриальных технологий. Кроме того, оно в значительной мере предопределило современные достижения биохимии и биотехнологии, генной и клеточной инженерии.
Появление ракетно-космической техники, выход человека в околоземное пространство расширили горизонты изучения Солнечной системы и всей Вселенной, позволили лучше понимать и учитывать многое из того, что происходит на наше планете, передавать и получать во всевозрастающих объемах разнообразную информацию, развивать и совершенствовать сверхдальнюю связь.
Создание электронно-вычислительных машин (ЭВМ), быстрый перевод компьютеров с обычных радиоламп на транзисторы, а в последующем на интегральные и микропроцессоры сопровождались кардинальными изменениями в технологиях вычисления и измерения, накопления и создания новой цифровой информации, в управлении производством и другими сторонами человеческой деятельности. Микроэлектроника открыла путь различным манипуляторам, или промышленным роботам, парк которых растет во многих странах.
Ныне электронная автоматизация охватила практически все области жизни человека, включая не только производство и труд, но и сферы быта, обращения товаров, предоставления услуг, информации. Создание компьютеров пятого поколения, способных обрабатывать и нечисловую информацию, т.е. «понимать» речь, снимки, графики и другие символы, которыми пользуется человек, имеет далеко идущие последствия по части создания «искусственного интеллекта».
Становится все более очевидным, что научно-технический прогресс, сопровождаемый глубокими изменениями в материальном производстве и технологической сфере, вызывает существенные перемены и в экономике, структуре хозяйства, формах собственности, организации труда, потреблении материальных и духовных благ, т.е. интенсифицирует социальное развитие. Вместе с тем меняются предпочтения в общественном сознании, представления о жизненных ценностях. Люди все больше задумываются над ходом мирового развития, высказывают свое мнение о возможных направлениях, перспективах и последствиях научно-технического и социально-экономического прогресса.
В настоящее время широко обсуждаются две модели общественного развития (с теми или иными модификациями): одна из них — неоклассическая — отдает предпочтение частной собственности, ограничению государственного регулирования экономики и социальной сферы; другая - социально-ориентированная, которая основана на признании свободного существования разных форм собственности, усиления социальной функции государства, стремления к созданию условий повсеместных условий для формирования социально ориентированной экономики. И эта модель становится все более приоритетной.
К примеру, убежденные приверженцы капиталистической системы ратуют за так называемое общество, для которого, по их мнению, характерны максимальная степень свободы в сочетании с социальной справедливостью, т.е. рыночная экономика, власть закона, уважение к правам человека и мнению меньшинства. Они, следовательно, отдают предпочтение достоинствам рыночного механизма, вовсе не идеализируя их, а признавая и другие (в частности, социальные) ценности.
Так, самый известный на Западе экономист Джон Гэлбрейт, критикуя «либеральный капитализм», предполагает, что в интересах благосостояния людей «добропорядочное общество должно гарантировать всем своим гражданам личную свободу, удовлетворение всех первоочередных потребителей, расовое и этническое равенство и возможность достойной жизни».[4] К этому мнению присоединяются многие ученые, политики и деловые люди, выступающие за то, чтобы новый этап развития человечества включал строительство мира без войны и международных конфликтов на основе духовных и социально-экономических связей, уважение прав и свобод каждого человека.
Фундаментально мыслящие люди в меньшей степени, чем другие, склонны отдавать предпочтение капитализму, социализму или иному социальному идеалу. Они констатируют вступление человечества в постиндустриальную эпоху, а также информационный прорыв во всех основных сферах жизни общества, указывая при этом на изменение роли самого человека. Сформулированный еще в античности принцип «Человек есть мера всех вещей» теперь уже недостаточен; в современных условиях он нуждается в дополнении: «Только социально свободный и обладающий исторически доступным объемом информации человек — мера всех вещей и людей».
Специалисты в любой области научного и практического знания, которые основывают свои взгляды на приоритетности рыночного индивидуализма, согласны с тем, что стремления человека не ограничены только желанием увеличить потребление благ, что во все времена человек черпал свои творческие силы в удовлетворении стремления быть признанным другими людьми. Это тем более верно для современности, когда экономический прогресс, хозяйственное процветание предстают фактически как своего рода вознаграждение за ориентацию человека, за предпочтение ценностей гуманизма.
Представители отечественной науки считают, что гигантский переворот в производительных силах, вызванный научно-техническими достижениями, выходит за пределы индустриализма, ведет к трансформации мировой экономики, назреванию условий для перехода к новому, технологическому способу производства и, соответственно, к новому типу экономического роста. По их мнению, ядро технологического уклада образуют как раз микроэлектроника и компьютерная техника, роботостроение и телекоммуникации. Главной характеристикой такого уклада выступает информатизация, а системообразующим фактором информационного общества является научно-технический прогресс. В наиболее индустриально развитых странах теперь уже большая часть (до 70%) совокупной рабочей силы занята производством информации и информационным обслуживанием, в то время как в промышленности насчитывается около 25% работающих, а в сельском хозяйстве — всего 5—7% активного населения.[5]
Вместе с трансформацией общественного фактора в корне меняется и роль личного фактора общественного производства — роль человека как носителя рабочей силы и субъекта трудового процесса, одновременно олицетворяющего культуру и достижения цивилизации, которые находят выражение в опыте, знаниях, умениях и навыках людей, присущих им потребностях, интересах и мотивах. Именно человек, высокий уровень его образования, профессиональной подготовки и деловой активности становятся в постиндустриальное время главной движущей силой общественного развития.
Можно утверждать, что последние достижения науки и техники положили начало преобразованию труда и производства в технологическое применение научного знания. Если прежде (вплоть до XX в.) знание лишь «онаучивало» вещные элементы производительных сил, в частности предметы и средства труда; если прежде человеку хватало практического опыта, чтобы стать полезным «винтиком» в громадном индустриальном механизме, то теперь высокие технологии комплексной, а в перспективе и полной автоматизации труда, производства, управления предъявляют к работникам, в том числе и массовых профессий, более жесткие требования. Работники уже не могут довольствоваться эмпирическим опытом, а должны быть подготовлены к сложному, интеллектуально насыщенному, все более квалифицированному, творческому труду.
Характер изменений в содержании и соотношении форм трудовой деятельности таков, что, с одной стороны, от работника требуется знать «немногое о многом», т.е. свободно ориентироваться в основах фундаментальных наук и их технологическом приложении, а с другой — знать «многое о немногом», т.е. быть высококлассным профессионалом в области своей специализации, сочетая, таким образом, широко- и узкопрофильную подготовленность к исполнению работы. Это обстоятельство весьма существенно. Оно меняет подходы к определению значимости уровня общего образования, заставляет вдвое-втрое увеличивать прямые инвестиции в профессионально-
Информация о работе Современные тенденции социального развития и гуманизации труда