Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:02, доклад
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию.
Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности. От того, какой увидит семью студент глазами преподавателя, зачастую зависят его представления о том, в какой мере ему как современному человеку нужна семья (как известно, доля семейных студентов составляет не более 15—18%). И если словосочетание «вузовская педагогика» хоть что-то означает, а реализуема она в основном как воспитание через предмет, то тема «Социология семьи и брака, пути укрепления семьи» соответствует этой цели как нельзя лучше.
Вытеснение семейного производства и вовлечение в орбиту наемного труда всех трудоспособных членов семьи, заключение несовершеннолетних в дошкольных организациях, а престарелых — в приютах лишили людей общесемейной деятельности и межпоколенного общения, привели не только к физическому, но и психическому разъединению их, отстраненности друг от друга.
Не имея возможности передавать
по наследству недвижимое имущество (в
городах — квартиры, в деревнях
— дома с землей), родители потеряли
свое влияние на взрослых детей и
само желание иметь именно нескольких
потомков. Нынешняя потребность в
детях — это фактически потребность
в ребенке, да и то в малыше, т.к.,
начиная с детского сада, родители
постепенно утрачивают свое родительское
«владение» им в социально-психологическом
смысле. Уменьшение родительского влияния
на формирование личности ребенка было
прямо пропорционально усилению
влияния школ, интернатов, пионерлагерей
и общественных организации (вспомним
поразительный феномен Павлика
Морозова). Неизбежная при этом взаимная
чуждость родителей и детей
Но вероятно, самый главный и вместе с тем опасный результат отношений отчуждения в этой сфере — массовидный характер однодетности. Она вошла в нашу жизнь уже как некий стандарт семейного благополучия, и никто не отдает себе отчета в том, что однодетность— ближайшее следствие имитации семейного образа жизни, форма существования одиночества троих, предпосылка не только для известных конфликтов, но и крушения целых судеб.
Если обратиться к истории.
Первое десятилетие советской власти
в стране преимущественно сельской,
с преобладанием семейного
Интересно, что до сих
пор в социологии семьи и демографии
чувствуются отголоски
В стране до сих пор нет
семейной политики в строгом смысле
слова или демографической
Осуществляемая сегодня реформа прямо не связана с учетом интересов семьи с несколькими детьми, родительства и родства в их отношении к совместной общесемейной деятельности. На мой взгляд, нужна особая социальная политика, направленная на укрепление семьи с несколькими детьми, которая способна нейтрализовать кризисный характер брачно-семейных процессов (давно беспокоящий нашу общественность), выражающийся в нестабильности браков, высокой разводимости и росте добровольного безбрачия, отчужденности членов семьи и асоциальных формах внутрисемейного общения, насилии в семье и росте числа детей, содержащихся в детских домах и интернатах, распространенности соматических и невротических расстройств у детей в малодетных семьях, росте правонарушений детей и подростков и т.д.
Трансформация экономических
и политических основ (в ее сегодняшних
формах — без специальной семейной
и демографической политики) при
своем возможном успешном развитии
создаст лишь базу благополучия семьи,
но автоматически не укрепит, не восстановит
институт семьи в общественной жизни.
Только специальная семейная политика,
поощряющая семейный строй жизни
и устраняющая последствия
В условиях, когда малодетная семья все более становится убежищем сосуществования трех одиночеств, а все социальные институты противостоят ей, соревнуясь в перехвате семейных функций, требуется не благотворительная помощь семье, а радикальное изменение места семьи в обществе. Возможно, это потребует создания новой системы поощрения семейного образа жизни и семейственности, принципиально исключающей какое-либо принуждение. Отказ от семейной политики в общенациональном масштабе из-за боязни вмешательства в частную жизнь вовсе не безобиден. Политика невмешательства сегодня гибельна.
Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Семья это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не деформировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают нам, что саморазрушение общества неизбежно касается семьи. Но у общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без семьи.
Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел (при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп населения и даже полноценным потребителем.
Семья — оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждому и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого». В этих идеях нет новизны. Еще В.Соловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориентирована на современного читателя.
Не имеющий опыта любви в семье не в состоянии возлюбить ближнего своего. Любовь представляет собой уникальный род познания, проникновения в тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства». Прекрасно сказал об этом и С. Франк: «Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого; в качестве такового она есть благоговейное отношение к нему, радостное приятие его существа вопреки всем его недостаткам, перемещение на любимое существо центра тяжести личного бытия любящего, сознание потребности и обязанности служить любимому, чего бы это ни стоило нам самим. Любовь есть счастье служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причиняет это служение».
Семья помогает раскрыться творческому потенциалу личности, способствует ее творческой самореализации. Она не позволяет человеку забыть о ценностях иного рода. И естественно, что «в целом люди, состоящие в браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов».
Сказанного достаточно для
основного вывода: непреходящая значимость
семьи как завоевания общественного
прогресса, ее главное предназначение
заключается в наделении людей
полноценностью как социальной, так
и психологической. Ценность семьи
заключается в том, что только
она способна поставлять обществу людей,
в которых оно так остро
нуждается, людей, способных на настоящую
любовь, а также «достраивать»
мужчин и женщин до качественно новых,
гармоничных социальных субъектов.
Ведь только влюбленный имеет право
на звание человека. Кстати говоря, для
кого «ценностно-лирическая» по форме
аргументация кажется неуместной, либо
неубедительной, может воспользоваться
терминологией системных
В качестве общего вывода остается внести уточнение в теоретически важный вопрос о причинах несоответствия реальной современной семьи возлагаемым на нее социальным ожиданиям: либо это несоответствие является свидетельством распада семьи как изжившей себя формы, либо показателем вины общества в том, что оно поставляет негодный исходный «материал» для семейного строительства. Но ведь и сам «материал» родом из семьи. В такой постановке вопрос напоминает схоластическую проблему курицы и яйца. Вырваться из порочного круга нам помогут результаты примененного ценностного рассмотрения семейных отношений.
В принципе семья как социальный
институт достигла вершины своего развития,
в обозримом будущем