Современная семья и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:02, доклад

Краткое описание

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию.
Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности. От того, какой увидит семью студент глазами преподавателя, зачастую зависят его представления о том, в какой мере ему как современному человеку нужна семья (как известно, доля семейных студентов составляет не более 15—18%). И если словосочетание «вузовская педагогика» хоть что-то означает, а реализуема она в основном как воспитание через предмет, то тема «Социология семьи и брака, пути укрепления семьи» соответствует этой цели как нельзя лучше.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.08 Кб (Скачать)

Среди факторов, фатально влияющих на семью, следует указать и на культ потребления, в основе своей  призванный заменить истинный смысл  жизни и подлинные ее ценности, прежде всего человеческую близость, погоней за иллюзорными престижными вещами, чувственным удовольствием, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди становятся жертвой потребительского отношения друг к другу. Потребительская установка на успех, канон которой определяется модой и средствами массовой информации, усиливает феномен отчуждения.

В нашей стране к этому  добавляется постыднейший дефицит самых необходимых средств жизни — продовольствия, одежды, жилья, медикаментов. Растет детская смертность, сокращается продолжительность жизни. Растет преступность, растет социальная нестабильность, пагубно влияющая на жизнь семьи.

И все же в условиях тотального отчуждения семья остается главным  прибежищем духовной безопасности, человеческого  самоутверждения и эмоциональной  защищенности. Поэтому сегодня, как  никогда прежде, к семье предъявляются  высокие требования. Семья разрушается, но на - нее возлагают надежды, в  нее продолжают верить. Общим местом стало утверждение о том, что  новое общественное положение женщины  стало великим завоеванием, положившим конец моногамному браку, основанному  на ее экономической зависимости  и главенстве мужчины. Экономическая  и социальная самостоятельность  женщины, как и ее равенство в  правах с мужчинами, бесспорно, является положительным фактором современного общественного развития. Но эти завоевания имеют оборотную сторону, и это  равенство подчас выливается в чудовищную несправедливость. В России 93% женщин работают, но при этом 270 тыс. трудятся на тяжелых ручных и полумеханизированных работах, 65 тыс. заняты на тяжелых путейных работах; 4 млн. женщин работают в ночные смены; в торговле, где в основном работают женщины, 80% составляет тяжелый немеханизированный труд. Грустный список можно было бы продолжить. Это — мнимое равенство, когда женщина заменяет мужчину, когда она становится как бы мужчиной, но довольно часто с более низким статусом. Не случайно в американской литературе (в США, кстати, защита женского труда осуществляется значительно строже) бытует образ женщины, которая подвергается дискриминации наравне с неграми — ее «черными братьями».

Экономическая самостоятельность  женщины привела к тому, что  мужчина перестал быть единственным кормильцем семьи, и это сказалось  на семье не лучшим образом. Здесь  — другой парадокс современной ситуации, касающейся семьи.

В свое время американский ученый Т. Парсонс утверждал, что в семье отец играет инструментальную роль (он — кормилец и защита семьи от давления внешних обстоятельств), а мать экспрессивную (она—хранительница очага и мира в семье, ее эмоциональный центр, создающий возможность для спасения отца и детей от стрессов и перегрузок внешнего мира). Ныне работающая мать также оказывается способной выполнять инструментальную роль в семье, и достаточность инструментальной роли отца оказывается под вопросом либо отец вовсе устраняется. Глубокое нарушение взаимодействия между супругами приводит, в конце концов, к тому, что одна только женщина имеет власть над домочадцами. В такой семье бытует вариант домашнего поведения («игры») «Я одна везу этот воз» или «Чуткий коготь» (заглавие одной из статей в «Литературной газете» О.Чайковской), когда жена и мать «вкалывает, как лошадь», и на производстве, и дома. И хозяйство, и воспитание детей, и школа, и общественные поручения — все на ней. Муж у такой женщины — «порочный»: все время проводит у телевизора, в курении на лестничной площадке, за выпивкой; дети по углам не смеют пикнуть. Ссоры, попреки, несчастна жена, несчастен муж, несчастны дети — инфантилы со сломленной волей.

Между тем для нормального  существования супружества и  оптимальной социализации детей  необходимо наличие, совместное участие  и ответственность обоих супругов. Значение отца в воспитании детей  имеет тем большее значение, что  без него подготовка ребенка к  роли супруга и родителя оказывается  неполноценной. В этом плане влияние  родителей (не только их подход к ребенку, но и то, как они сами выполняют  свою половую роль, каковы их супружеские  отношения и т. п.) оказывает прочное  воздействие на последующую жизнь  человека. В дальнейшем возможны существенные изменения, но они никогда не бывают тотальными.

Особенно велика роль отца для самоидентификации мальчика в процессе становления того уровня его личности, который связан с  развитием его роли как мужчины. Невовлеченность отца (или мужчины-воспитателя) в этот процесс приводит к формированию замещающих мужественность проявлений, т. е. к псевдомужественности, требующей постоянного подтверждения в актах агрессии и других видах отклоняющегося поведения.  

Материнство, более древнее, чем семья институт человеческого  общества. Но ныне все чаще говорят  о кризисе материнства. Вовлеченная  в работу мать, сдвинувшая отца на периферию  семьи, одна не может справиться с  ответственной ролью главной  кормилицы и единственной воспитательницы  детей.

В чем конкретно выражается нарушение здоровою взаимодействия между матерью и детьми? Источник авторитарности в семье, основанной на мелочном контроле и подчинении ребенка жестким правилам и ведущей к конформности личности, переместился ныне от отца к матери, контролирующей буквально каждый шаг детей, причем отец всегда оказывается на ее стороне. Так формируется в детях пассивность, крайним проявлением которой является глубокая депрессия, уход в болезнь или в мир фантазии и грез.

Зачастую лишенная интимной гармонии со своим супругом, мать уходит в «рабство» к детям. Она требует от ребенка, чтобы тот заполнил пустоту ее жизни, и превращает его в свои постоянный придаток. Мальчик становится любимчиком матери, в то время как отец пассивно содействует данному положению дел, либо вообще исключается из их отношений, подчас получающих эротическую окраску. Для нормального развития ребенка в первые годы жизни велико значение автономности в ходе его контактов с матерью. Если ребенок никогда не остается сам по себе в присутствии матери, он лишен свободы, но также и поддержки. В школе такой ребенок всегда испытывает большие трудности в общении со сверстниками, он пасует перед школьными требованиями самодисциплины. Навязывая ребенку отношения господства и рабства, мать не только подчинена ему, но связывает его огромной зависимостью, превращая и его по сути дела в раба.

Что касается «маминой» дочки, «хорошей девочки», то разобщенность  родителей в скрытом или открытом конфликте, исключительные претензии  матери на ее послушание, на выявление  ее талантов и способностей, нападки  на привязанность к отцу и приводят к психическим срывам, к глубокой деформации ее женской половой роли, к возникновению стойкого негативизма  в отношении интимной жизни.

Таким образом, естественные потребности детей в автономности и в то же время в близости матери подвергаются большому испытанию благодаря  новой роли женщины-матери в семье, получившей единоличную ответственность  за заботу о детях и о доме.

Рассмотрению отношения  мать — ребенок и воздействию  на это отношение общества уделяется  все больше внимания не только в  социально-философских, педагогических и психологических трудах. Эта проблема привлекает и психиатров, видящих в особой интенсивности этих отношений один из источников шизофрении Нарушения в дифференциации родительских ролей, заполняемые претензиями к детям, исключающими пути их спокойного социального развития в семье, называют «семейным гомеостазом», который трудно поддается изменениям, где истинная враждебность и истинная близость мистифицированы, где наблюдается спутанность ролей, где ребенка либо буквально забивают чрезмерными упованиями, контролем, заигрыванием; либо обесценивают мир его эмоций и его личности, оставляя, по сути дела, на произвол судьбы.

От вседозволенности через  жесткий контроль к полной заброшенности  таков путь подрастающего человека к неврозам, психозам, отклоняющемуся поведению в детстве и отрочестве, к социальному инфантилизму и  преступности взрослых.

Кризис отцовства и  материнства теснейшим образом  связан с другой сферой эмоциональной  жизни семьи — с интимными  отношениями супругов. В нашу эпоху  изменилась роль женщины в половой  жизни и роль половой жизни  в жизни женщины. Речь идет о так  называемой сексуальной революции.

Если отвлечься от внешней, порой скандальной стороны дела, от уродливых напластований, то в  основе сексуальной революции можно  обнаружить весьма простой, исторически  необходимый и прогрессивный  процесс, имя которому — раскрепощение  женщины.

Ф. Энгельс назвал установление моногамных отношений, существовавших для мужчин лишь номинально, всемирно-историческим поражением женщины. Мужчина превратил  женщину в служанку, в рабу своей  похоти, «в простое орудие деторождения». Теперь женщина пытается взять реванш: тайная пружина ломки традиционных половых отношений — стремление женщины к равному сексуальному партнерству. Речь идет не о равенстве  ролей (разница их установлена природой), а о равном праве на наслаждение, о снятии сексуальных запретов, которые  накладывал на женщину языческий  и христианский патриархат. В условиях дисгармоничного строя этот процесс  принял уродливую форму. Форму, однако, не следует путать с содержанием.

XX век вообще проявил  повышенный интерес к жизни  личности. Социальные сдвиги, политические  катаклизмы, экономический и научно-технический  прогресс по-новому поставили проблему человека. Оказалось, что общество получает от человека больше, если рассматривает его как личность. А первое, в чем проявляется неповторимость личности,— потребности. Вовлечение женщин в процесс труда и политическую жизнь не могло не отразиться на характере отношений между полами. Женщина обрела желанную независимость. Весь вопрос в том, привела ли эта независимость к свободе?

Среди мотивов разводов, как известно, преобладают аргументы  — «не сошлись характерами». Социологи  указывают на психологическую гармонию в повседневной жизни как на базис  или предпосылку брачной, в том  числе интимной, гармонии. Много  пишут и говорят об этом, но что  это означает на деле, знает далеко не каждый. Люди неодинаковы не только по своим физическим (сексуальным), но и психологическим характеристикам; поэтому просто необходимо считаться  с особенностями партнера и не стремиться подгонять его под  свою мерку. Далее, люди в той или  иной степени сохраняют в себе реликты собственного детства. Это  — прекрасная черта, когда она  не подавлена еще в родительском доме либо в созданной человеком  семье. Но и опасная, если она превалирует  во взрослом человеке. Следует знать, что грубое искоренение идущих из детства импульсов к радости, творчеству, к эмоциональной раскованности  не только обедняет жизнь семьи, но и ведет к отчуждению мужа от жены, детей от родителей. Чувство вины, возникающее в таких ситуациях,—  источник отклоняющегося поведения. Другая сторона медали состоит в подчас чрезмерном грузе привычек, взглядов и правил, привнесенных в новую  жизнь из родительского дома. Эти  правила, неизбежно разные и часто  противоречивые, мешают по-настоящему сблизиться двум птенцам, вылетевшим из родительского гнезда. Конечно, воспроизводство  правил родительского дома — это  и воспроизводство традиции, играющей важную роль в смене поколений  для стабильности культуры. Человек  крепко укоренен в своем родительском доме. Поэтому нельзя бесцеремонно разрушать идущие из детства любовь и преданность партнера образу родителей. Выяснение изъянов и взаимные попреки по их адресу бесперспективны, способны завести брак в тупик. Но и некритическое следование родительскому примеру одного из супругов вызывает напряженность в их отношениях. Следует стремиться к взаимной терпимости и терпению, к выработке совместной дистанции по отношению к родительским образцам и, что греха таить, к многочисленным родительским попыткам осуществлять скрупулезное руководство своими взрослыми детьми.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями  и получают при этом морально психологическую  поддержку, чего не скажешь про неблагополучные  семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения  неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В  этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить  себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам...».

В семейном общении очень  важны нравственные принципы, главным  из которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся  сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь  признавать свои ошибки, как право  других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются  также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в  общении появляется у младенца с  самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его  лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем  саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Информация о работе Современная семья и ее проблемы