Современная семья и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:02, доклад

Краткое описание

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию.
Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности. От того, какой увидит семью студент глазами преподавателя, зачастую зависят его представления о том, в какой мере ему как современному человеку нужна семья (как известно, доля семейных студентов составляет не более 15—18%). И если словосочетание «вузовская педагогика» хоть что-то означает, а реализуема она в основном как воспитание через предмет, то тема «Социология семьи и брака, пути укрепления семьи» соответствует этой цели как нельзя лучше.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.08 Кб (Скачать)

Во многих семьях в большинстве  своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом  имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют  доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях  лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому  общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме  того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое  благополучие всех членов семьи.

Сегодня мало кто оспаривает тот факт, что ключевая роль в  семье принадлежит женщине. Именно ее сознание, поведение, ее роль как  супруги, матери, работницы предъявляют  к ней высокие требования.

Эта двойственность влияния  профессиональной занятости женщин непосредственно переносится и  на процесс воспитания. Однако положительные  и отрицательные моменты данного  воздействия зависят как от нравственно-психологического климата в семье, так и от личности матери, уровня ее образованности, общей  культуры, авторитета у ребенка. Следовательно, есть семьи и профессии, где указанное  влияние является положительным, но немало и таких (речь идет о малоквалифицированном труде), где профессиональная работа матери приносит больше вреда, чем пользы.

Огромна роль женщины как  организатора семьи, как хранительницы  семейного очага в самом лучшем смысле этого слова. «Не следует  забывать того обстоятельства,— отмечает В.А. Сысенко,— что юноши и девушки наследуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций. Здесь действуют законы социального наследования».

Умение строить семью  — особый дар женщины. В настоящее  время, как показывают исследования, никогда не ссорится примерно только четверть семей. Но сравнительно широкая распространенность ссор и конфликтов говорит о том, сколь велико для функционирования семьи умение не обострять, а преодолевать ссоры, т.е. созидать, формировать культуру супружеских взаимоотношений, которую надо целенаправленно воспитывать и в семье, и в школе. Культурой же определяется и отношение супругов к самому воспитанию детей, в частности понимание смысла и значения нравственного воспитания в формировании личности.

В настоящее время для  того, чтобы обеспечить рациональное сочетание ролей матери, работницы, хозяйки, в стране осуществлен ряд  мер, направленных на облегчение положения  женщин, совмещающих профессиональный труд и материнство, на помощь в воспитании детей и выполнении родительских обязанностей, усиление психологической  и педагогической помощи. Это привело  к некоторым положительным сдвигам. Однако до сих пор не решен вопрос о неполном рабочем дне для  матерей или о сокращенной  рабочей неделе, слабо развита  помощь на дому. Все еще дебатируется возможность оплачиваемого отпуска  женщинам-матерям по уходу за ребенком до достижения им двух-трех лет, а также  число оплачиваемых дней при болезни  ребенка. До сих пор полностью  не удовлетворена потребность населения  в детских дошкольных учреждениях. Вместе с тем как мировой, так и отечественный опыт убеждает, что рост благосостояния не ведет к автоматическому росту эффективности семейного воспитания. Более того, улучшившиеся материальные возможности семьи нередко используются, и особенно матерью, в ущерб нравственному развитию детей, усиливая у них иждивенческие настроения, формируя пренебрежение к труду — главной сфере связи человека с обществом, а следовательно, и главному источнику трудовой морали, определяющей весь образ жизни человека. Иначе говоря, и матери должны получать подготовку к самостоятельной жизни.

Речь идет о том, чтобы  превратить семью из объекта постоянной заботы только одной женщины в  тесный союз людей, каждый из которых  вносит свою лепту в строительство  семейного очага.

 

3. Кризис современной семьи

 

Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей  истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных  ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее  время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и  отчасти современные ее формы  мало-помалу исчезают и уступают место  иным формам, известным пока лишь в  самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и  переходит в наши дни к новой, грядущей семье.

Являясь такой самостоятельной  ячейкой, современная семья и  помимо брака как полового союза  была объединена и скреплена рядом  других связей. Как союз родителей  и детей она была своего рода независимым  хозяйственным целым ("домашний очаг") и первой школой и воспитателем. На родителях, обладающих рядом прав по отношению к детям, лежали и  обязанности — заботиться об их материальной обеспеченности и об умственном и нравственном воспитании. Определенные права и обязанности лежали и  на детях. Государство почти не вмешивалось  в этот внутренний распорядок семьи. Она была ограждена своего рода запретной  стеной, за черту которой, кроме случаев  исключительных, носящих уголовный  характер, государственная власть не переступала. Она предоставляла  семье полную самостоятельность  и ревниво оберегала ее прочность, независимость и ее основы. Посягательства на ослабление или разрыв супружеской  связи (половая чистота, оскверняемая прелюбодеянием, и внебрачные половые  связи) всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались.

Чтобы сильнее закрепить  эту связь, государство и церковь  всячески мешали ее разрыву, путем ли разводов или раздельного сожительства. Католичество, исходя из слов Христа: "Что  Бог соединил, того человек да не разлучает", и до сих пор не допускает никакого развода.

В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети — в  распоряжение родителей. Эту же задачу преследовало установление общности имущества  супругов, солидарности их интересов  и передача материальной и духовной заботы о детях в руки родителей.

Одним словом, семья была цельной общественной единицей, ведущей  свою самостоятельную жизнь в  государстве.

Что же мы видим в течение  последних десятков лет? А видим, что время исподволь и постепенно подкапывается под все автократические  основы семьи и мало-помалу разъедает  все основные связи, делавшие ее цельной  единицей. По мере приближения к  нашему времени становятся более  слабым и союз мужа и жены, и союз родителей и детей, т. е. две основы семьи, которыми почерпывается ее содержание.

Займемся сначала рассмотрением  ослабления связи супругов. Из чего видно, что союз супругов становится все более и более непрочным  и все легче и легче.

Доказательством служат многие:

1.  все быстрее и быстрее растущий процент разводов и "разлучений от стола и ложа".

2.  уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами "законного брака".

3.  рост "внебрачных" союзов мужчины и женщины.

4.  рост проституции.

5.  падение рождаемости детей.

6.  освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений.

7.  уничтожение религиозной основы брака.

8.  все более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством.

Эти факты, если они действительно  верны, достаточны для того, чтобы  сказать: дальнейшее существование  семьи в современных принудительных формах и в самом деле становится весьма трудным. Совокупность их для  того, кто умеет понимать язык "безгласных" цифр, говорит о том, что современная  семья переживает глубокий кризис.

Уже само по себе развитие этих явлений служит признаком падения  современных "устоев" семьи, применительно  же к факту ослабления семейной связи  оно является неопровержимым доказательством.

Одновременно и причиной ослабления семьи, и в то же время  признаком ее распада служит и  факт уменьшения деторождения в браке. Как-никак, а по своему заданию супруги  до сих пор вступали в брак, грубо  говоря, не только "ради удовольствия", но и продолжения потомства. Иметь  детей и быть отцом и матерью  для семьи , до сих пор было нормой. Семья без детей была исключением, чем-то ненормальным. Что же мы видим в последние десятилетия? А то, что рождаемость постепенно падает. В "моду входят" "бездетные" браки, иметь детей считается теперь "неудобным и непрактичным" по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети — "роскошь", стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения, и о том, что они связывают руки, мешают работе или выездам на балы, портят бюст матери и ее красоту, преждевременно ее старят, заставляют отца надрываться в излишней работе и т. д. и т. д. Мотивы приводят разные. Но, как они, ни разнообразны, факт остается фактом: процент брачной рождаемости падает. В ряде стран, как, например, во Франции, это явление общеизвестное. То же наблюдается и во всем культурном мире. Приводить цифры, доказывающие этот факт, излишне в виду общеизвестности и неоспоримости данного явления.

Не входя в оценку указанного положения дела, я должен подчеркнуть, что такое явление не безразлично  для прочности семьи. Яснее говоря, оно способствует ее разложению, и  в этом смысле является одной из причин, ослабляющих семейные основы. Дети как-никак были из тех "обручей", которые сплачивали семейный союз, заставляли супругов терпеливо относиться друг к другу, мешали им расходиться  из-за пустяков, давали смысл браку. Забота же о детях мешала и прямо  и косвенно неверности супругов, не допускала "измены", давила тяжестью, направляя поведение родителей  в сторону сохранения интересов  семьи и ее целостности.

Иначе обстоит дело в браке  без детей. Единственная связь супругов — это духовное и телесное единение. А то и другое, как известно, весьма часто бывает хрупким и нередко  подвергается искушениям и соблазнам. В этом смысле отсутствие детей во многих формах ведет к большему легкомыслию: там, где раньше забота о детях, о  семейном очаге, его чистоте и т. д. могла остановить супруга от соблазна и от легкомыслия, при браке без детей этот "тормоз" отсутствует и не давит своей тяжестью на поведение человека. Супруг рискует только своей связью с другим супругом, которого он часто не прочь заменить новым и не прочь устроить "новое гнездо", так как эти "разрывы" и новые "связи" теперь не столь громоздки, не столь трудны и не связаны с судьбою детей. При браке с детьми неизменно вставал вопрос: "А как же дети?", вставал и нередко удерживал от посягательства на целостность семьи. При бездетности этого вопроса нет, а потому нет и этого скрепляющего семью цемента.

Помимо сказанного то же отсутствие детей сотнями других путей ведет к тому же ослаблению семьи. В зажиточных семьях они заполняли  досуг, особенно матери. Заставляли ее работать и тем самым удаляли  поводы для соблазнов. При бездетности  — время ничем не занято, появляются пустота и скука, а в таких  условиях весьма успешно процветает фантазия, игра воображения рисует ряд картин, устанавливаются всякие "выезды", визиты, балы, журфиксы и  т. д., иначе говоря, — появляется тысяча соблазнов, ведущих разными  путями к одному итогу — к нарушению  святости и прочности семьи.

Что это так, подтверждается, между прочим, и статистикой разводов. Оказывается, процент разводов обратно  пропорционален проценту рождаемости: особенно высок в странах с  малой рождаемостью (Франция и  Швейцария) и низок, где рождаемость  высока.

Для каждого, занимавшегося  историей правовых установлений семьи  и брака, в частности, известно, какую  громадную роль играла и играет религия  в общественной жизни. Велика была эта  роль и в области брака. Не будет  преувеличением, если я скажу, что  одной из главных основ семьи  и брака была религия и ее покровительство  браку и семье как религиозному, священному установлению. На этом основании  брак был объявлен "таинством", семья — учреждением божества, охраняемым церковью и государством, посягательства против нее — грехом и великим преступлением. Весь авторитет  церкви, вся ее святость и в силу этого вся сила государства были пущены в ход для защиты семьи  и основ брака. Человек, собиравшийся посягнуть на семейный союз, должен был считаться не только с вопросом удобства и счастья, как теперь, но должен был пойти на великий грех, посягнуть на догматы и авторитет  церкви, потерять душу, предать ее дьяволу  и сверх того считаться с немалыми карами, налагавшимися государством.

Информация о работе Современная семья и ее проблемы