Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является рассмотрение сведений о современной семейной ситуации в России. Задачи курсовой работы: - изучение сущности и структуры современной семьи; - изучение современных семейных отношений; - раскрытие такого понятия как дезорганизация семьи; - исследование кризиса института семьи
Столкновение интересов семьи
и общества растет. Люди стали вести замкнутый
образ жизни, реже ходить друг к другу
в гости. Честность, товарищество, доброта,
уважение, которые коренились в традициях
русского народа, начали размываться,
и большинство россиян живут в атмосфере
морального и идейного вакуума.
Можно сказать, что
основной проблемой всех типов семей является
разрешение вопроса о предназначении
семьи в современном мире. Возникнув как
основная форма жизнеустройства, семья
первоначально сосредоточивала в себе
все основные функции по обслуживанию
человеческой деятельности. Постепенно
избавляясь от ряда этих функций, разделяя
их с другими социальными институтами,
семья столкнулась с тем фактом, что сегодня
трудно выделить некоторый специфический
вид деятельности, который может осуществить
только семья или который может быть сделан
только в семье. В сущности, все функции,
которые когда-то принадлежали преимущественно
семье, сегодня могут быть осуществлены
вне семьи. В связи с этим встает вопрос,
что же такое семья — исторический пережиток,
который существует только в силу приверженности
людей бытовым традициям, или фундаментальный
социальный институт, вне рамок которого
существование человека невозможно.
Этот теоретический
вопрос подкрепляется все усиливающейся
нестабильностью семейного образа жизни,
нарастанием кризисных явлений, которые
лишь отчасти обусловлены социально-экономическими
трудностями, переживаемыми нашей страной.
Характерно, что экономически благополучные
страны, не пережившие в последние годы
такого резкого падения уровня
жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности
в функционировании семей.
1.5.1 Социальные проблемы
некоторых категорий семей.
Основные трудности семьи и
ее потребность в профессиональной помощи
обусловлены ее типом.
Причиной возникновения социальных
проблем в неполных семьях
является в первую очередь малообеспеченность,
поскольку в семье имеется всего один
трудовой доход (иногда трудового дохода
нет вообще, и семья вынуждена жить на
пособие по безработице либо на детские
пособия). Доход женщины, как правило, значительно
ниже дохода мужчины в силу ее отставания
на социальной лестнице, вызванного выполнением
обязанностей по уходу за детьми. Доход
от алиментов, если дети имеют на них право
и получают их, как правило, покрывает
не более половины стоимости их содержания.
Социально-экономические проблемы присущи
не всем неполным семьям, во всяком случае,
их разрешить проще, чем социально-психологические
проблемы, присутствующие во внутриличностной
сфере и межличностных отношениях членов
неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность
и чувство собственной неполноценности,
которые могут испытывать дети после развода
их родителей. Нередко дети винят себя
в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины
перед детьми, нередкое у женщин (поскольку
в большинстве случаев неполные семьи
— это мать, одна воспитывающая детей),
что является причиной их гиперопеки.
Стремясь не допустить снижения жизненных
стандартов своих детей по сравнению с
детьми из благополучных семей, мать берет
на себя чрезмерную трудовую нагрузку,
но из-за сверхзанятости, в свою очередь,
не может уделять им достаточно времени
и внимания. Нередки также случаи, когда
обиду на бывшего супруга, виновного в
распаде семьи, женщина вымещает на своих
детях, проявляя жестокость. В любом случае
благоприятный психологический климат
в семье отсутствует. Самая же большая
сложность — затруднения в правильной
полоролевой идентификации и ориентации
детей. Ребенок формирует стереотипы своего
восприятия и поведения, руководствуясь
образцом, которым для него являются взрослые,
в первую очередь родители.
Хотя полоролевое поведение
людей в различных культурах изучено далеко
не полно, в семейных взаимоотношениях
оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический
стереотип предписывает социальной роли
мужчины такие черты и признаки, которые
не присущи социальной роли женщины. Сама
по себе жесткая определенность этих ролей
может оказать неблагоприятное воздействие,
если человек слаб, а стереотип требует
от него доминирования, силы, мужественности
или наоборот. Но в неполной семье (тем
более, если она стала таковой на ранних
стадиях социализации ребенка или изначально
была неполной) ребенок лишен образца
того, как должны вести себя мужчины и
женщины в различных ролевых ситуациях,
поэтому в будущем, в своей собственной
семье человек далеко не всегда сможет
продемонстрировать адекватное полоролевое
поведение; это приводит к дисфункциональности
и конфликтам и, возможно, тоже к распаду
семьи. Основная причина статистически
значимой связи неблагополучия распадающейся
молодой семьи с неблагополучием семьи
родителей одного из молодых супругов
(или обоих супругов) — их неадекватная
полоролевая социализация.
Хотя неполных семей, в которых
отец один воспитывает детей, гораздо
меньше, чем неполных семей, в которых
детей воспитывает одна мать, им присущи
те же проблемы полоролевой ориентации.
Кроме того, отец с ребенком имеет больше
шансов создать новую семью, чем мать с
ребенком. Поэтому одной из проблем такой
семьи будет формирование отношений между
ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно,
с ее детьми).
Недавно стала распространенной
новая категория неполных семей — неполные
расширенные семьи, которые образуются,
как правило, в результате какой-либо социальной
катастрофы: гибель родителей малолетних
детей, нахождение родителей в тюрьме,
лишение их родительских прав, пьянство
— чаще всего именно это вынуждает поколение
прародителей брать внуков на содержание
и воспитание. Такие семьи, разумеется,
имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей
вызван плохим состоянием здоровья пожилых
людей, их более слабыми адаптационными
способностями, неумением приспособиться
к реалиям современности; к сожалению,
порой они не могут использовать свой
авторитет, способности контролировать
ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют
девиантные формы поведения.
Многодетные семьи, наиболее распространенные
в России в прежние времена (в начале XX
века в европейской части страны каждая
семья имела в среднем 8 детей), в настоящее
время устойчиво составляют весьма незначительную
долю от общего количества семей. Причем
зачастую многодетность является не запланированной,
а случайной (рождение близнецов либо
рождение ребенка в результате неэффективности
контрацепции или невозможности в силу
состояния здоровья женщины прибегнуть
к прерыванию беременности).
Все многодетные семьи могут
быть распределены на три категории:
- семьи, многодетность в
которых запланирована (например, в
связи с национальными традициями,
религиозными предписаниями, культурно-идеологическими
позициями, традициями семьи). Такие семьи
испытывают много трудностей, обусловленных
малообеспеченностью, теснотой жилья,
загруженностью родителей (особенно матери),
состоянием их здоровья, но у родителей
имеется мотивация к воспитанию детей;
- семьи, образовавшиеся в
результате второго и последующих
браков матери (реже — отца), в
которых рождаются новые дети.
Исследования показывают, что такие
семьи могут быть и вполне благополучными,
но их членам присуще ощущение неполной
семьи;
- неблагополучные многодетные
семьи, образующиеся в результате
безответственного поведения родителей,
иногда на фоне интеллектуально-психической
сниженности, алкоголизма, асоциального
образа жизни. Дети из таких многодетных
семей особенно часто нуждаются в помощи,
реабилитации, страдают от болезней и
недоразвития. В случае утраты родительского
попечения их судьбу особенно трудно устроить,
ибо семейное законодательство препятствует
разделению детей из одной семьи, а усыновить
3-7 детей разного возраста и разной степени
социальной дезадаптации далеко не всегда
возможно.
Многодетные семьи всех типов
имеют общую социальную проблему, специфически
связанную с многодетностью: дети из таких
семей по сравнению со сверстниками из
преобладающих малодетных семей чаще
демонстрируют заниженную самооценку,
им присущи неадекватные представления
о собственной значимости, что может отрицательно
сказаться на всей их последующей судьбе.
Кроме того, малые интервалы в рождении
детей, характерные для многодетных семей,
приводят к постоянному наличию большого
числа малолетних братьев и сестер, что
влечет за собой снижение социального
возраста старших сиблингов (братьев или
сестер). Это объективная закономерность,
прослеженная в различных типах многодетных
семей, не зависящая от имущественного
и образовательного статуса родителей.
Семьи с инвалидами вынуждены преодолевать экономические
трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной
системы, основанной прежде на труде инвалидов,
ограничением трудоспособности и адаптационной
способности. Инвалиды вообще весьма ограничены
в своей жизнедеятельности. Внедрению
программ, направленных на приспособление
общества к потребностям и возможностям
инвалидов, препятствуют недостаток средств
и организационные трудности.
Осуществление права инвалидов
на труд, самообеспечение — одна из главных
проблем их социальной реабилитации. Это
не только способ улучшить их материальное
положение, но и важнейший фактор самоутверждения
и внутреннего развития. Исследования
показывают, что всех инвалидов можно
разделить на четыре категории:
- те, кто не работает, но хочет
работать;
- те, кто не хочет работать,
но вынужден трудиться
(обе эти категории
испытывают неудовлетворенность);
- те, кто не работает и не хочет
работать;
- те, кто имеет работу и хочет
работать
(эти две категории
испытывают большую удовлетворенность).
Таким образом, вопрос о трудовой
реабилитации инвалидов как части их социальной
реабилитации включает в себя социально-психологический
фактор: наличие или отсутствие мотивации
к занятию трудом.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,
вынуждены решать все проблемы, связанные
с инвалидностью (малообеспеченность,
ограничения жизнедеятельности и т.д.),
но зачастую выражают добровольное согласие
заниматься этими проблемами, отказываясь
поместить ребенка-инвалида с неисправимой
врожденной патологией в специализированный
интернат. Подобное решение, разумеется,
заслуживает одобрения, но трудности,
связанные с воспитанием такого ребенка,
чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих
родителям помощь в такой деятельности,
пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом
с детства нередко не совместим с другой
деятельностью, поэтому мать, как правило,
бывает вынуждена оставить работу или
перейти на другую работу, более свободную
по графику, расположенную ближе к дому,
но нижеоплачиваемую. Количество разводов
в таких семьях намного выше — отцы чаще
не в состоянии выдерживать постоянные
трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды,
лишенные квалифицированной реабилитирующей
и развивающей помощи, иногда ведут практически
биологическое существование, не получая
тех навыков и умений, которые помогут
им хотя бы в самообслуживании, если не
в трудовом самообеспечении.
В семьях, в которых дети-инвалиды
получают даже элементарную помощь специалистов
по социальной реабилитации, уровень разводов
ниже среднего для такой категории семей,
ибо подобная помощь делает ситуацию не
столь безнадежной.
Полная малодетная
семья, находящаяся в состоянии социального
или семейного неблагополучия, не относится
официально к группе риска, но тоже может
нуждаться в помощи. Невыплата заработной
платы, банкротство предприятий, безработица
влияют как на материальное положение,
так и на социально-психологическое самочувствие
работающих членов семьи. Разрушение стабильности
социального статуса, потеря уверенности
в защищенности и незыблемости семейного
мира отрицательно действуют на взрослых
и детей и иногда могут привести к асоциальным
реакциям. Сравнительно небольшая помощь,
оказанная в такой момент семье, не имеющей
формальных признаков социального риска,
может помочь ей сохранить стабильность
— в противном случае семья может перейти
в категорию неблагополучных.
Семьи военнослужащих. Семьи военнослужащих
испытывают все проблемы, характерные
для любых семей, однако у них есть и собственные
трудности. Так, семья военнослужащего
срочной службы лишается его заработка
— нередко основного источника дохода,
что при наличии ребенка ставит семью
в трудное материальное положение; выплачиваемое
в этом случае пособие не покрывает потребностей
содержания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника
вовлечены в поддержание обороноспособности
наряду с личностными ресурсами самого
военнослужащего, обеспечивая в значительной
степени его здоровье и работоспособность.
Однако адекватного возмещения этих ресурсов
семья не получает. Семья следует за военнослужащим
к месту назначения, где очень часто возникают
трудности с жильем, отсутствует возможность
трудоустройства жены, а климат нередко
неблагоприятен для детей. Неоднократные
переезды семьи военнослужащего к новому
месту его службы вынуждают детей каждый
раз адаптироваться к новой школе и новому
коллективу. Существование в условиях
военного городка, отгороженного от внешнего
мира, может породить синдром социально-психологической
депривации (состояние, при котором люди
испытывают недостаточное удовлетворение
своих потребностей) военнослужащих
и членов их семей. Еще одна проблема семьи
военнослужащего — малообеспеченность,
так как его заработная плата отстает
от роста стоимости жизни, тем более от
специфических потребностей существования
в условиях воинской службы, а дополнительный
заработок запрещен законом. Жены военнослужащих,
даже несмотря на наличие высшего образования,
как уже говорилось, часто не могут устроиться
на работу по причине ограниченности количества
рабочих мест, а пособие по безработице
выплачивается только незначительной
их части. Все это нередко приводит к тому,
что семьи военнослужащих оказываются
в ситуации социального бедствия.
Семейные проблемы (дисфункциональность
семейных связей, патологизация отношений
между супругами, между родителями и детьми)
не зависят от социального статуса семьи
и могут быть присущи и, обеспеченной,
интеллигентной, и малообеспеченной или
малообразованной семье. Социальные работники
в настоящее время могут оказывать помощь
такой семье преимущественно на этапе
ее кризиса, в момент конфликта или распада,
заниматься же профилактикой семейных
дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций
в предкризисном состоянии большинство
социальных учреждений пока не в состоянии.
Между тем это одна из важнейших задач
социальной работы стабильного общества.
По мере улучшения социальной ситуации
в России, когда задачи обеспечения выживания
отойдут на задний план, проблемы семейной
терапии, совершенствования и стабилизации
семейных отношений займут первое место.