Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является рассмотрение сведений о современной семейной ситуации в России. Задачи курсовой работы: - изучение сущности и структуры современной семьи; - изучение современных семейных отношений; - раскрытие такого понятия как дезорганизация семьи; - исследование кризиса института семьи
Функции семьи – это способы
проявления ее активности; жизнедеятельности
всей семьи и отдельных ее членов. Во всех
обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения
(физическое и духовно-нравственное
воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция
– социализация молодого поколения,
поддержания культурного воспроизводства
общества;
- хозяйственно-бытовая функция
– поддержание физического здоровья
членов общества, уход за детьми
и престарелыми членами семьи;
- экономическая – получение
материальных средств одних членов
семьи для других, экономическая
поддержка несовершеннолетних и
нетрудоспособных членов общества;
- сфера первичного социального
контроля – моральная регламентация
поведения членов семьи в различных
сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности
и обязательств в отношениях
между супругами, родителями и
детьми представителями старшего
и среднего поколений;
- духовного общения –
развитие личностей членов семьи,
духовное взаимообогащение;
- социально-статусная –
предоставление определенного статуса
членам семьи, воспроизводство социальной
структуры;
- досуговая – организация
рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
- эмоциональная – получение
психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация
индивидов и их психологическая
терапия.
Известно, что младенец вступает
в большой мир как биологический организм
и его основной заботой в этот момент является
собственный физический комфорт. Через
некоторое время ребенок становится человеческим
существом с комплексом установок и ценностей,
с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями,
шаблонами поведения и ответственности,
а также с неповторимо индивидуальным
повторением мира. Человек достигает этого
состояния с помощью процесса, который
называется социализацией. В ходе этого
процесса индивид превращается в человеческую
личность. Социализация – это долгий процесс
усвоения человеческих норм, ценностей,
традиций, позволяющих адаптироваться
и функционировать в качестве полноправного
члена общества. Т.е социализация есть
процесс неорганизованного и организованного
воздействия общества на индивида с целью
формирования личности, которая отвечает
потребностям данного общества. Каждый
из нас знает ощущение, когда после нелепого
случая человек со смущением представляет
себе, как он выглядит в глазах остальных.
Он ставит себя на их место и представляет,
что они думают о нем.
Это осознание «обобщенного
другого» развивается через процессы
«принятия роли» и «исполнения роли».
Принятие роли – это попытка принять на
себя поведение личности в другой ситуации
или в другой роли. Исполнение роли – это
действия, связанные с действительным
ролевым поведением, в то время как принятие
роли претендует на игру.
В процессе принятия роли ребенком,
важным моментом является наличие семьи.
Семья является одним из наиболее важных
агентов социализации. В семье происходит
первоначальное становление личности.
Обособление личности сначала
от физического мира, а затем от социального
– довольно сложный процесс, который продолжается
всю жизнь. Ребенок учится устанавливать
различия между другими людьми по именам.
Он сознает, что мужчина – это папа, женщина
– это мама. Так постепенно его сознание
движется от имен, которые характеризуют
статусы (например, статус мужчины), к специфическим
именам, обозначающих отдельных индивидов,
включая его самого. В возрасте около полутора
лет ребенок начинает использовать понятие
Я, осознавая при этом, что становится
отдельным человеческим существом. Продолжая
накапливать социальный опыт, ребенок
формирует образы различных личностей
и в том числе образ собственного Я. Все
дальнейшее формирование человека как
личности – это построение собственного
Я на основе постоянного сопоставления
себя с другими личностями. Таким образом,
осуществляется постепенное создание
личности с уникальными внутренними качествами
и одновременно с воспринятыми общими
для ее социального окружения качествами,
которые постигаются через групповое
общение. Если ребенок в детстве был лишен
человеческого окружения и воспитывался
в среде животных то, как показало изучение,
он не имеет собственного Я. У животных
полностью отсутствует представление
о себе как об обособленном, отдельном
существе в ряду других подобных им существ.
Тем более такие индивиды не могут воспринимать
свое различие и сходство с другими индивидами.
В данном случае человеческое существо
не может считаться личностью.
В семье ребенок, кроме того,
усваивает модели поведения. Девочка,
глядя на мать, усваивает поведение матери
и члена семьи. Девочка играет в «дочки-матери»
и отрабатывает различные роли. Роль матери,
роль жены, роль члена семьи. Играми отрабатываются
образы игры «в жизнь». Мальчик в семье
усваивает соответственно роли отца, мужа.
Родители обычно стараются, чтобы у ребенка
присутствовали только положительные
качества. Исходя из этого, они тщательно
(если это благополучная семья) следят
за тем, чтобы у ребенка четко сформировались
на начальном этапе развития понятия о
том, что хорошо, а что плохо.
Следовательно, если ребенок
лишен семьи, если ребенок растет в детском
доме, у ребенка не формируются соответствующие
ему модели поведения. Этот ребенок находится
под присмотром, но не достаточным для
правильного восприятия общепринятых
правил. Обычно для таких детей мораль
и нравственность практически не существуют
как принципы для руководства своими действиями.
В период, когда ребенок задает много вопросов,
ему никто не может на них ответить. Детей
в детдоме много, а воспитателей мало.
Среди вопросов, которыми задается ребенок,
все чаще и чаще присутствуют и вопросы:
кто я? и зачем я нужен на этом свете? За
неимением ответов на эти вопросы, ребенок
полагает, что раз он не нужен никому, его
никто не замечает, значит, все, что он
сделает, останется ненаказуемым. Маленькие
шалости таких детей входят в привычку,
и когда ребенок подрастает, у него уже
сформированы четкие понятия о том, что
нужно делать, чтобы безнаказанно обмануть,
украсть, испортить. Эти дети самоутверждаются
путем девиантного поведения. С достижением
переходного возраста, детдомовцы часто
привлекаются милицией. А затем рано или
поздно получают срок в местах заключения.
Но не всегда эти дети проходят такой путь
развития. Ребенок может достигнуть совершеннолетия
и без привлечения к уголовной ответственности.
Получит образование, а когда достигнет
двадцати – двадцати пяти лет попытается
создать свою собственную семью. Но так
как в детстве ребенок не усвоил модели
поведения родителей, возникают сложности
в семейной жизни. Девушка не знает точно,
у нее не отработано на бессознательном
уровне, как должна вести себя жена, мать,
родственница. Такие же трудности появляются
у юноши. Процент благополучных семей
подобного состава очень маленький.
Экономическое состояние семьи
зависит от экономического состояния
государства. От того, как ребенок приучен
к труду и как подросток выберет профессию
и будет готов к самостоятельном труду
зависит, будет ли семья «трудовой» и от
ее вклада в трудовую «копилку» общества
немало зависит экономическое состояние
общества.
Осуществляя социальную функцию,
семья формирует личность, в зависимости
от ее культурного, социального и духовного
уровня. Условия в семье, жилье, гигиена,
особенности жизни и увлечения семьи -
все зависит от социальной политики государства.
Социализация в семье
зависит от состава семьи. Сегодня
нет больших семей, в которых
живут и тети, и дяди, и дедушки,
и бабушки. Социализация личности в
семье зависит от отношений внутри семьи,
авторитета и власти родителей.
На современное состояние семьи
влияют все изменения, происходящие в
обществе: накопление знаний, технологий
и обмена информацией и самых крупных
изменений, таких, как реорганизация
системы, кризис политической и экономической
системы.
Для каждого человека существует
две семьи. Та, из которой он вышел, и та,
которую он создал и в которой он живет
сейчас.
Анализ социального влияния
семьи на личность показал что на 40% людей
в их жизни повлияла семья, на 3% - средства
массовой информации, на 20% повлияла школа,
на 10% повлияла улица.
Семья играет очень
важную роль в жизни человека. Хорошая
семья – один из важнейших компонентов
человеческого счастья. В хорошей, крепкой
семье заинтересовано общество. Выполнение
семьей функций может успешно осуществляться,
если в семье устанавливается атмосфера
дружбы, взаимоуважения,
взаимопомощи, разумной требовательности.
Наиболее распространенный тип семей
в России — нуклеарные семьи. В семье осуществляется
социализация нового члена общества, формирование
личности. На современное состояние семьи
влияют все изменения, происходящие в
обществе.
1.2 Семейные отношения
Семья - это единица
общества, которая требует постоянного
внимания, если мы желаем нормального
развития общества.
Одним из условий существования
семьи являются взаимоотношения в семье.
Как рождаются и воспитываются дети, как
ведется хозяйство, как удовлетворяются
интересы всех ее членов. Взаимопонимание,
уважение, поддержка, понимание определяют
взаимоотношения. Каково здоровье родственников,
их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье зависят
от традиций общения, экономического и
социального состояния общества, зависимости
семьи от общества, участия супругов в
ведении хозяйства, в общественном производстве,
от типа семьи: многодетная, бездетная,
кто главенствует, от личных качеств, характера
родственников.
Существует такое понятие,
как коллективизм семьи, который
зависит от внутрисемейных отношений,
где нет конфронтации, противоборства
супругов, существует забота и
ответственность каждого члена
семьи и семьи в целом, где
дети помогают взрослым, труд
взрослых как жизненная потребность,
где ценится добросовестность, трудолюбие,
совместно решаются проблемы
бюджета. Конфликты решаются быстро.
Создание такой семьи - труд всех
взрослых. Создание такой семьи -
это влияние старших членов
семьи, когда дети соблюдают традиции
и нормы отношений.
На отношения внутри семьи влияют
успехи родителей на производстве, их
роль и статус в общественной жизни и т.д.
Русский философ Иван Ильин
писал, что семья - это частичка Родины.
В семье, где родственные люди постоянно
находятся в процессе отношений, следует
помнить, что состояние отношений зависит
от темперамента и натуры каждого члена
семьи.
Семейные союзы тогда выигрывают,
когда они скрепляются общностью интересов,
вкусов и потребностей. «С хорошей женой
горе - полгоря, а радость вдвойне» - говорит
пословица. Семейный союз может быть прочным
и счастливым, несмотря на то, что один
может быть гордым и самолюбивым, второй
- добрым, третий – любящим власть.
Главное - это сложившиеся отношения
между всеми членами семьи. И чтобы семья
была нормальной, мало, чтобы в ней были
отец и мать, нужно, чтобы отношения были
добрыми, честными, полными любви и взаимопонимания.
Нужно, чтобы дети чувствовали эти отношения.
Детям одинаково дороги и отец, и мать,
и, если между родителями разлад, для ребенка
это трагедия. Они видят в родителях идеал
и им трудно представить, что кто-то из
них дурной человек.
Равнодушие родителей к детям
вызывает у них чувство одиночества, и
дети начинают искать привязанности на
стороне, некоторые увлекаются чтением,
шитьем, спортом, компанией.
Уклад отношений в семье в современных
условиях за последние 60 лет значительно
изменился. Если раньше неработающая мать
могла заниматься воспитанием детей, то
сегодня с изменением общественной жизни
изменились и отношения внутри семьи.
Прокормить и поднять на ноги детей стало
трудно, родители работают и отдают работе
то время, которое наши предки отдавали
детям, семье. Стрессовое состояние в обществе,
напряжение отношений между людьми отражается
и на семье. Современная семья редко может
собраться за общим столом и принять вместе
пищу.
Ролевые
отношения в семье
Для полного представления
о современной семье следует рассмотреть
и ролевые отношения в семье. Семейная
роль – одна из самых важных ролей человека
в обществе.
Каждый, выполняя ту или иную
роль, представляет, что от него ждут другие
члены семьи.
Ролевые отношения в семье,
выполнение или невыполнение членами
семьи той ли иной функции, той ли иной
роли приводит к конфликтам. Чаще это происходит
в семье, где много поколений, где супруги
второго поколения являются и детьми,
и супругами, и родителями.
Конфликты возникают, когда
одна роль включает в себя противоречивые
требования. Когда женщина в семье и мать,
и жена, и хозяйка, и воспитательница детей,
и ухаживает за престарелыми родителями
и в то же время наравне с мужем материально
обеспечивает семью.
Конфликт усугубляется, если
жена занимает более высокий статус в
социальной или профессиональной сфере.
Здесь важно, чтобы супруги смогли гибко
переменить роли. Конфликты возникают
из-за того, когда молодая жена не умет
вести домашнее хозяйство или не хочет
рожать детей.
Отцовство
и материнство
В семейных отношениях существует
такое понятие как отцовство и материнство.
В «Словаре русского языка»
Ожегова оно определяется как «кровное
родство между отцом/матерью и ребенком»
Не только от матери, но и от
отца зависит биологическое существование
будущего человека. Существует биологическое
родство ребенка с отцом или матерью: цвет
волос, глаз, особенности телосложения,
функционирование органов и систем детского
организма. Задатки, основа способностей
(к умственной деятельности музыке, спорту,
языкам) также закладываются генетически.
По наследству передаются заболевания,
привычки отца и матери к алкоголю, никотину,
наркотикам. Поэтому будущие отец и мать
должны заботиться о своем здоровье, здоровом
образе жизни.
Социальные функции отцовства
четко определяет выражение: «На плечах
отца держится мир». Отец - защитник отечества,
он управляет государством, ведет научные
исследования, выполняет тяжелую физическую
работу. Отец обеспечивает семью материально,
несет ответственность за жену и детей,
помогает родителям-старикам.
Если стать матерью девочка
готовится с рождения, то отцом молодой
человек становится только после рождения
ребенка, отца нужно воспитывать, «отца
нужно делать». От его ответственности,
чувства долга, физических и нравственных
сил, смелости и мужества, гражданственности,
надежности и великодушия зависит воспитание
детей. Эти качества отца формируются
на протяжении всей жизни.
Хороший отец организует деятельность
всей семьи, видит в ребенке личность,
избегает грубых воздействий на детей
и родных.
Семья без отца ставит массу
социальных проблем перед членами семьи.
Современное общество называют «безотцовское
общество». Это не фраза, а реальность.
Женщина несет на своих плечах три обязанности:
добытчица хлеба насущного, хозяйка дома
и мать. Мать, воспитывающая в одиночку
детей, должна быть еще и оптимистом, так
как все отрицательные проблемы общества,
ее отрицательные эмоции выплескиваются
на детей. Самой тяжелой проблемой является
воспитание мальчика без отца.