Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:30, реферат
Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях меняются в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах.
Введение 3
Основная часть 4
1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 4
2. Проверено - интуиция 7
Заключение 10
Источники использованной информации: 11
Приложение №1. 12
Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность производства.
В интенсивном развитии экономики часто приходится идти неизвестными путями, экспериментировать. Поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском.
Решения по управлению производством в этих условиях отличаются особой ответственность, и сложность их выработки возрастает.
Управленческое решение - это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива (или коллективов).
Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию (экономические, информационные, политические, организационные, технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра), по форме, срокам и т.д. Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним организациям.
Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях меняются в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах. Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производстве.
Еще
решения классифицируются на интуитивные
решения и решения аналитические решения,
которые я рассматриваю ниже.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
выработку и постановку цели;
изучение проблемы на основе получаемой информации;
выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
обсуждение
со специалистами различных
конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология
менеджмента рассматривает
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители
обязаны постоянно и
Количество
информации, которую необходимо переработать
для выработки эффективных
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
1)
метод, основанный на интуиции
управляющего, которая обусловлена
наличием у него ранее
2) метод, основанный на понятии "здравого
смысла", когда управляющий, принимая
решения, обосновывает их последовательными
доказательствами, содержание которых
опирается на накопленный им практический
опыт;
3) метод, основанный на научно-практическом
подходе, предполагающий выбор оптимальных
решений на основе переработки больших
количеств информации, помогающий обосновать
принимаемые решения. Этот метод требует
применения современных технических средств
и, прежде всего, электронно-вычислительной
техники. Проблема выбора руководителем
решения одна из важнейших в современной
науке управления. Она предполагает необходимость
всесторонне оценки самим руководителем
конкретной обстановки и самостоятельность
принятия им одного из нескольких вариантов
возможных решений.
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.
Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений
Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, можно свести к следующему:
формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;
должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.
Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.
1)
Использование иерархии в принятии
решений осуществляется большинством
фирм с целью координации деятельности
и усиления централизации в управлении.
В американских компаниях менеджеры обычно
делегируют свои полномочия в принятии
решений ближе к тому уровню, на котором
имеется больше необходимой информации,
и который непосредственно участвует
в реализации конкретного решения. Американские
менеджеры при принятии решений предпочитают
не вступать в прямые контакты с подчиненными,
находящимися более, чем на один иерархический
уровень, ниже, чтобы не нарушать принцип
звенности в управлении.
2) Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.
3) Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.
4) Использование шипов в принятии решений нацелено па координацию деятельности фирмы в центом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшим руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.
Есть несколько качеств, жизненно необходимых каждому из нас.
А уж руководителю без них и вовсе не обойтись. Одним из таких качеств, бесспорно, является интуиция. Роль «шестого чувства» в бизнесе очевидна. Без него невозможен ни один сколько-нибудь крупный успех. Решение любой серьезной задачи непременно содержит в себе интуитивный элемент.
Многие полагают, что интуиция является чем-то иррациональным, необъяснимым и загадочным. На самом деле это совершенно нормальное, естественное явление. Интуиция необходима для того, чтобы воссоздать ту реальность, которую мы не способны ни почувствовать, ни помыслить, ни ощутить. Более того, оказавшись в нештатной, неожиданной ситуации, не предусмотренной стереотипами, вы в любом случае будете принимать решения и действовать, основываясь на интуитивном восприятии.
Что же такое интуиция? Существует множество определений, которые в той или иной степени отражают сущность этого явления. Наиболее распространенное гласит: интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. То есть интуиция — своеобразный тип мышления, в ходе которого отдельные звенья более или менее бессознательны, а предельно ясно осознается конечный результат.
Информация о работе Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений