Социология, социологическое исследование, виды социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Оглавление

1. Вопрос 1. Социологическое исследование и его виды. Практическая часть…………....3
2. Вопрос 2. Социология семьи. Типология форм семьи и брака, структура семьи. Практическая часть…………………………………………………………………………….11
3. Список литературы…………………………………………………………………………25
4. Приложение…………………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Социологическое исследование и его виды КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 76.02 Кб (Скачать)

Структура семьи

Одним из важнейших факторов, влияющих на воспитательный потенциал  семьи, является ее демографическая структура, ее принадлежность к тому или иному типу. Современное состояние семьи как в России, так и в развитых странах Запада многими специалистами расценивается как кризисное с точки зрения неэффективного выполнения семьей как социальным институтом своей репродуктивной функции.

Формирование новых моделей  демографического поведения связано  с изменениями ценностных ориентаций. Традиционные взаимоотношения в обществе, предусматривающие жесткую регулирующую роль обычаев, традиций и внешнего авторитета, заменяются ориентированной на автономию личности при выборе стратегии поведения. В результате увеличивается численность специфических семей: внебрачная, кровнородственная, неполная (материнская), внебрачная неформально полная (конкубинат - параллельное сожительство мужчины с женщиной при

законной жене, либо женщины  с мужчиной при наличии брачного партнера).

Вместе с тем по данным социологического опроса "Семья  и общество в России: эволюция оценок и ценностей в общественном мнении населения" (СиО-2006), проведенного в 2006 г. Институтом семьи и воспитания РАО, положительно к "гражданскому браку" относится около 35% опрошенных, категорически против 15% и в целом не одобряют такой практики 47,5% респондентов.

Интересно, что к альтернативным формам брака (гостевому, выходного  дня и пр.)

отношение почти однозначно негативное: около 63% респондентов категорически  против такой формы брака, еще 28% в целом ее не одобряют. Однако в этом случае мы имеем срез мнения лиц, уже состоящих в браке.

В демографическом поведении  наблюдается ориентация к снижению нормы брачности (это подтверждают и данные переписи 2002 г.). В обществе складывается лояльное отношение к незарегистрированным бракам и девальвируется статус традиционной семьи как зарегистрированного союза. При этом все большее одобрение получает мнение, что для развития ребенка не обязательно наличие обоих родителей, а женщина,

если она этого желает, вполне может вырастить ребенка  одна.

Наряду с мнением о  необязательности заключения брака  для создания семьи все шире

распространяется оправдание разводов. Часто они воспринимаются как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. Большинство участников исследования "МС-2006" как из полных, так и неполных семей признали их допустимость. С положением, что сохранять брак с нелюбимым человеком не стоит даже из-за детей, согласились 27,2% жен и 22,1% мужей.

Среди респондентов из неполных семей этот вариант ответа выбрали 38,9%. Процент разводов по отношению к бракам постоянно растет. Так, в 2008 г. в органах ЗАГС на 1000 человек населения официально зарегистрировано 8,3 брака (в 2007 г. - 8.9‰, в 2006г. - 7.5‰), коэффициент разводимости в 2008 г. составил - 5‰, в 2007 г. - 4.8‰. В некоторых регионах уровень разводимости, по данным Росстата, достигает пика. Так, в 2008 г. в Чукотском АО на 100 браков приходилось 84 развода, в Магаданской области - 81.

Либерализация брачной морали способствует дальнейшему росту  внебрачной рождаемости. В 2007 г. внезарегистрированного брака родилось 28% детей от общего числа родившихся. Начиная с 1994 г. почти постоянно (исключение составил только 1999 г.) увеличивается абсолютное число таких рождений.

В период между переписями 1989 и 2002 годов доля детей, воспитываемых  в семьях без одного или обоих родителей, возросла в 1,7 раза. Развод родителей, а также воспитание ребенка в неполной семье, преимущественно матерью, значительно снижает воспитательный потенциал семьи, искажает образцы семейных ролей в сознании ребенка. Тот факт, что более трех четвертей детей воспитываются в полных семьях, не должен создавать иллюзию, что все эти дети получают нормальное воспитание. Немалую часть составляют сводные семьи. Государственная статистика не выделяет их в особую группу. Ориентировочно можно считать, что сводных семей не менее 10%. Далеко не всегда повторное замужество матери повышает воспитательный потенциал семьи.

Т. А. Гурко на основании  проведенных ею исследований среди  старшеклассников установила, что и родные отцы нередко самоустраняются от воспитания детей, но отчимы поступают так еще чаще.

Влияние брачного статуса  матерей (полная, неполная семья) на воспитательный процесс

отчетливо выявило исследование "СиО-2006". Негативные моменты, например, недостаток времени, уделяемого семье и детям, нехватка педагогических способностей при воспитании, невозможность контролировать детей, матери из неполных семей в отличие от полных отмечали почти в два раза чаще. Социальные девиации в поведении детей более характерны для неполных семей. Судя по ответам матерей, дети в них чаще плохо учатся. Их матерей значительно чаще вызывают в школу из-за поведения детей (43% матерей из неполных семей и 25,7% замужних).

Среди последних каждая третья (33,4%) сталкивается с крайне неприятной ситуацией: дети пьют, курят, употребляют наркотики. Однако в семьях незамужних матерей эта проблема встречается еще чаще (43%).

О влиянии "плохой компании" упомянули 5,2% замужних и 14,7% незамужних матерей.

Соответственно, риск попасть  в плохую компанию и совершения различных правонарушений и даже преступлений у детей из неполных семей в 2,8 раза (т.е. почти втрое) выше, чем в семьях, где есть оба родителя. Это подтверждается и данными официальной статистики: в 2007 г. среди состоящих на учете в органах внутренних дел несовершеннолетних 47,3% не имели одного или обоих родителей (по данным переписи 2002 г., в семьях, где дети воспитываются без участия одного или обоих родителей, проживало 23,3% детей).

Число детей в  семье

В кризисных социально-экономических  условиях усиливается ориентация родителей  на одного ребенка - однодетная семья становится все более типичной для России. По мнению

исследователей, ребенок  в ней становится центром притяжения "всех и вся", исчезают особые свойства многодетной семьи, позволяющие успешно выполнять функцию социализации.

Отвечая на вопрос "Сколько бы Вам хотелось иметь детей, если бы Вы имели для этого все условия?" ("МС-2006"), более половины респондентов называют двоих. Тем не менее в числе домохозяйств, имевших детей до 18 лет, повысилась доля однодетных, значительно сократилось число семей с двумя, тремя и более детьми. Если принять за 100% все семьи с

несовершеннолетними детьми (всего их 20,7 млн), то среди них  более чем две трети (67,7%) - однодетные. Двухдетные составляют лишь немногим более четверти (26,9%), а семей с тремя и более детьми лишь 5,4%.

Несмотря на некоторый  рост общего коэффициента рождаемости в 2008 г. - 12.1‰ против 10.4‰ в 2006 г. (минимум наблюдался в 2000 г. - 9‰), суммарный коэффициент рождаемости, более точно характеризующий процесс, по-прежнему составляет лишь 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста (2008 г.).

Материальное  положение семьи

Анализ социально-экономических  причин и факторов, снижающих воспитательный потенциал семьи, свидетельствует о распространении такого нежелательного явления, как социальная депривация, означающего лишение, ограничение либо недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, разностороннего развития и социализации личности. Дети из обеспеченных семей оказываются в привилегированном положении в плане получения полноценного образования, лечения и отдыха.

В ходе исследования "СиО-2006" получены следующие субъективные характеристики уровня жизни опрошенных: 62,7% отметили, что их семья живет "более-менее прилично", 28,2% "едва сводили концы с концами" и лишь 9,2%, что их семьи не испытывают материальных трудностей.

Наибольшие затруднения  в воспитании детей, судя по ответам, испытывают родители из наиболее бедных семей - более четверти респондентов, отвечающих, что им детей воспитывать "сложно" и "очень сложно", оценили свое материальное положение на 3 балла и менее (по 10-балльной шкале).

Материальное положение  семей оказывает влияние на структуру  использования свободного времени, способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал.

Исследование "СиО-2006" выявило, что 75,1% родителей, которые  отметили, что их семьи "не испытывают материальных трудностей", проводят свое свободное время в семейном кругу; вне семьи - 24,9%. В семьях, которые оценивают материальное положение как "более или менее приличное", 92,6% проводят свободное время в семейном кругу и лишь 7,4% вне семьи.

В том, что подавляющее  большинство респондентов проводят свободное время дома, есть немало положительных моментов: ориентация на семейный образ жизни, воспитание детей. Однако "свободное время" в таких случаях затрачивается чаще не на отдых, а на решение бытовых проблем. Это косвенно подтверждается указанием большинства опрошенных на нехватку свободного времени и переутомление.

Низкие показатели доходов  от занятости по найму побуждают  работников искать дополнительные источники или увеличивать рабочее время. Это приводит к переутомлению и уменьшению возможностей общения с детьми. "Усталость и переутомление" отметили в опросах 47,5%,"недостаток свободного времени" 10,4% респондентов.

При этом считают достаточным  время, которое они могут уделить  семье и детям только половина респондентов (50,2%), а 49,8% опрошенных думают, что "относительно недостаточно", или "явно недостаточно" (15,1%). Причем у отцов ситуация более проблематичная, что вероятно, обусловлено, повышенной профессиональной занятостью. Лишь 35,2% мужчин полагают, что они уделяют достаточное время своей семье и детям. Это значительно осложняет реализацию воспитательной функции, может привести к разногласиям и недопониманию между старшим и младшим поколением, пробелам в воспитании и конфликтам, вплоть до безнадзорности и беспризорности детей.

Постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

Внутрисемейные  отношения и воспитательный потенциал

В процессе общения со взрослыми  ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действии, осваивает социальный опыт, воспринимает образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.

В значительной мере психологическая  атмосфера семьи зависит от уверенности  в завтрашнем дне.

При оценке респондентами  позиции "уверенность в завтрашнем дне" для своей семьи в ходе исследования средний балл составил лишь 4,2 (по 10-балльной шкале). При этом респондент из каждой пятой семьи с детьми совершенно не уверен в завтрашнем дне. В сплоченных, уверенных в будущем семьях отношения с детьми оцениваются более высокими баллами. Респонденты, которые оценили чувство уверенности в завтрашнем дне на 9 - 10 баллов, дали наиболее высокие оценки (4 - 5 баллов по 5-балльной шкале) своим отношениям с детьми.

Важнейшей составляющей воспитательного  потенциала семьи выступает наличие

взаимопонимания с детьми. Эта проблема может существовать на любом этапе жизненного цикла.

Однако существуют значительные различия между взглядами отцов  и матерей на эту проблему.

Большинство отцов она  начинает волновать лишь при достижении детьми подросткового

возраста. В то же время 60% матерей жалуются на отсутствие взаимопонимания  с детьми еще до достижения ими возраста 7 лет.

Поскольку матери гораздо  больше, чем отцы, заняты уходом за маленькими детьми и их

воспитанием, для женщин проблема взаимопонимания возникает  намного раньше, чем для мужчин. Дети-дошкольники не всегда понимают требования матери. Вероятно, именно поэтому женщины, имеющие детей от 7 до 11 лет, жалуются на отсутствие взаимопонимания с ними значительно реже, чем матери с детьми до 7 лет (41% против 60%). В семьях с детьми от 12 до 17 лет участие отцов в воспитании детей возрастает. Половина родителей (одинаково для отцов и матерей), имеющих детей данного возраста, жалуются на отсутствие взаимопонимания с ними. Имеющие взрослых детей (старше 18 лет) признают отсутствие взаимопонимания с ними каждая третья мать (33%) и каждый второй отец(50%). В процессе воспитания наиболее часто родители используют такие методы, как развитие самоконтроля и чувства ответственности у ребенка - 61,7% опрошенных (доля ответов "всегда" и "часто"), а также "привлечение к домашнему труду" (53,9%), "убеждения и уговоры" (42,1%), "любовь, ласку и доброту" (40,8%). Часто родители стремятся воспитывать ребенка своим примером (по сути, сохраняется одна из традиционных функций семьи - передача опыта). 47,8% опрошенных применяют этот метод "всегда" и "часто". Наряду с этим, нередко встречается опека как метод воспитания (19,6%).

Значительно реже родители используют "материальное (денежное) поощрение ребенка за успехи в школе, спорте" (7,1%). Крайне мало (однако в этом вопросе весьма велик процент опрашиваемых, отказавшихся от ответа) респондентов, считающих, что "лучший метод воспитания – это наказание". "Часто" его применяют лишь 1,2% родителей, "иногда" - 36,2%, вовсе не применяют - 27,2%. Чуть больше доля тех, кто не обращает внимания на ребенка, предоставляя ему право поступать так, как он хочет ("часто" 5,8%, "иногда" 12,8%). Значительна доля родителей, выбирающих более мягкую позицию: "предоставляю возможность поступать, как ребенок считает нужным". 5,8% поступает так "всегда", еще 24,5% - "часто". Однако, тут весьма сложно отследить

грань между инициативой  ребенка и вседозволенностью, а  то и полным невниманием к его нуждам.

Устойчивые тенденции  к увеличению детей, рожденных внезарегистрированного брака,

трансформация традиционных гендерных и межпоколенных отношений  определяют в настоящий момент значимость таких факторов воспитательного потенциала семьи, как структура, брачный статус матери и распределение ролей в семье. В определенной степени гарантией стабильности и крепости семьи выступают доверительные, хорошие отношения. Семьи, где родители высоко оценивают свои взаимоотношения с детьми, реже сталкиваются с такой проблемой, как невозможность контролировать их поведение.

 

 

От себя хотелось бы добавить, что результаты данного исследования мне показались достаточно плачевными. Возможно, в силу субъективных соображений, я считаю, что ребёнок должен воспитываться  в традиционной, полноценной семье. Ведь со стороны матери ребёнок получает способность любить, заботиться, со стороны отца – быть ответственным, сильным и твёрдым. Кроме того, по моему мнению, в семье должно быть минимум два ребёнка. Потому что общение с братьями/сёстрами имеет огромное значение в формировании личности. Однако, данные результаты были довольно предсказуемы. Ведь раз наше общество стремится к демократии, свободе личности, равноправию, то, женщины встают на одну ступень с мужчинами. И функция, отведённая женщине первоначально природой, нередко отходит на второй план. Также недоумение вызывает у меня «гражданский брак», особенно распространённый среди молодёжи. В результате него женщины часто остаются в одиночестве и «с ребёнком на руках». Тут свою роль сыграла вседозволенность и мнимая самостоятельность нашей молодёжи. Самое страшное для меня на данный момент – это представить то, какими будут наши детей и дети наших детей. Ведь с каждым поколением жизнь всё больше переворачивается «с ног на голову».

Информация о работе Социология, социологическое исследование, виды социологического исследования