Социология, социологическое исследование, виды социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Оглавление

1. Вопрос 1. Социологическое исследование и его виды. Практическая часть…………....3
2. Вопрос 2. Социология семьи. Типология форм семьи и брака, структура семьи. Практическая часть…………………………………………………………………………….11
3. Список литературы…………………………………………………………………………25
4. Приложение…………………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Социологическое исследование и его виды КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 76.02 Кб (Скачать)

 

Виды вопросов.

   Основными видами анкетного вопроса являются вопросы открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение.

   Закрытый вопрос. Так вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть.

В качестве практической части  вопроса приведу пример социологического исследования на тему состояния здоровья населения России и отношения россиян к своему здоровью (в основу взята статья из журнала «Социологические исследования» № 4, Апрель 2010).

 

В России ведётся активная работа по формированию здорового образа жизни. В 2003 г. Министерством здравоохранения  РФ была утверждена отраслевая программа  «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 – 2010 гг.»

Остается вопрос – готово ли само население откликнуться на недвусмысленную здравоохранительную риторику со стороны государства, поддержать и укрепить потенциал своего собственного здоровья? Для ответа на этот вопрос, от которого, в конечном счете, зависит успех государственной политики в сфере здравоохранения, обратимся к

главной точке отсчета  – отношению людей к своему здоровью. И, прежде всего, оценкам его текущего состояния.

 

Как показало исследование социологической службы РГСУ, в отношении  своего здоровья наши сограждане придерживаются умеренно-позитивных оценок. Большинство (65,3%) оценивают его со знаком «плюс»

(«хорошее», «скорее хорошее») при 28,8% тех, кто считает его «плохим» или «очень плохим» (табл. 1 в Приложении). Эти параметры близки к оценкам частоты заболеваемости: 71,2% опрошенных можно отнести к группе людей с

неплохим здоровьем (по частоте  заболеваемости), что близко к доле положительных самооценок здоровья(63,5%). В группу с плохим здоровьем попадают 23,1% опрошенных, которые на протяжении года болели 4

и более раз (при 28,8% негативных самооценок здоровья).

Однако общий положительный  баланс самооценок здоровья не должен вводить в заблуждение. Обратим внимание, что среди всех положительных самооценок насчитывается только 20,9% уверенных заявлений

«состояние здоровья хорошее», тогда как вдвое большее число (44,4%) выбирают осторожную оценку «скорее хорошее». Причем за период 2005 – 2008 гг. доля безусловно положительных оценок здоровья сократилась (с 34,7 до 20,9%), уступив место осторожным, умеренно-позитивным оценкам, выросшим с 33,8 до 44,4% (табл. 1 в Приложении). Официальная статистика подтверждает результаты исследования самооценок населения. Несмотря на отдельные позитивные тенденции в демографической сфере за последние два года, показатели здоровья населения находятся на неудовлетворительном уровне: согласно данным Росстата, заболеваемость не уменьшается (табл. 2 в Приложении).

Негативная динамика в  оценках состояния здоровья подтверждается тем, что только 11% опрошенных заявили, что состояние их здоровья за последний  год улучшилось, причем в основном это осторожные оценки – «несколько улучшилось « (8,8%). Гораздо чаще респонденты отмечали ухудшение своего здоровья – об этом говорили 26,7%; 22,3% говорили о некотором ухудшении здоровья.

Анализ самооценок состояния  здоровья свидетельствует об их зависимости  от возраста респондентов, принадлежности к различным социально демографическим группам. Если в среде молодежи здоровье в целом хорошим считают 88,9%, в том числе безусловно хорошим 42,6%, то среди пожилых людей аналогичные показатели составляют только 39,7 и 7,9%, соответственно. Зато плохим здоровье находит большинство (51,8%) пожилых респондентов; безусловно плохим – 18,8% (против 9,7 и 1,5% среди

молодежи). Казалось бы, ничего удивительного и противоречивого  в этом нет: существование связи  между самооценкой здоровья и возрастом респондента является общим местом всех исследований. Однако не

следует забывать, что самооценка здоровья основывается не на простой  констатации объективных показателей (причем, в соответствии с «возрастными нормативами»), но включает в себя сильную

субъективную составляющую, которая подразумевает эмоциональный  настрой человека, его уверенность  в жизни, рефлексию на собственный социальный статус, отношение со стороны окружающих и т.д. Хорошее общее состояние здоровья это всегда «гармоничное равновесие физических, психических и социальных аспектов личности». Представляется поэтому, что низкие показатели здоровья пожилых россиян (вполне объяснимые для их возраста) формируются в том числе за счет их пессимистического мироощущения и свидетельствуют не столько о невысоких показателях здоровья с точки зрения медицины, но и сигнализируют об ущербности социальной сферы общества.

 

От себя хочу добавить, что, проанализировав уже этот отрывок статьи, можно сделать вывод о том, что государство принимает меры, которые в результате « бьются как о стенку горох». То есть настрой общества не открыт для проведения определённых реформ и изменений. Что, безусловно, сильно скажется на результатах программы. И теперь встал вопрос: «А стоило ли принимать определённые усилия, которые практически ни к чему не привели?» Ведь на протяжении исполнения программы тратились общественные средства, которые теоретически можно было бы направить в более продуктивное русло.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Социология семьи. Типология форм семьи и брака, структура семьи.

 

1. Семья как  социальный институт

 

   Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

   Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

   Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

   В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

   Термином «семья» принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

   Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество: упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

   Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

 

 

 

 

 

2. Типология брака  и семьи 

2.1 Основные формы  брака

 

   Брак основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.

   Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах. В Древней Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала браки между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия. Второй тип брака, также широко распространенный в истории человечества - экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности.

   Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной. 

   По данным американского культур-антрополога Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.

   Во всем мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины. На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам. Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.

   Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).

   Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.

   Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

   В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: так называемая шведская семья – сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.

   Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.

   В XIX веке бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак - между несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной. Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.

   Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все - но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака - скорее наоборот.

2.2 Типология семей

 

   Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.

   Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);

2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);

Информация о работе Социология, социологическое исследование, виды социологического исследования