Социология, социологическое исследование, виды социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Оглавление

1. Вопрос 1. Социологическое исследование и его виды. Практическая часть…………....3
2. Вопрос 2. Социология семьи. Типология форм семьи и брака, структура семьи. Практическая часть…………………………………………………………………………….11
3. Список литературы…………………………………………………………………………25
4. Приложение…………………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Социологическое исследование и его виды КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 76.02 Кб (Скачать)

                                            Содержание:

 

1.  Вопрос 1. Социологическое  исследование и его виды. Практическая  часть…………....3

2.   Вопрос 2. Социология  семьи. Типология форм семьи  и брака, структура семьи. Практическая  часть…………………………………………………………………………….11

3.   Список литературы…………………………………………………………………………25

4.   Приложение…………………………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Социологическое исследование и его виды.

Социологическое исследование.

   Социологическое исследование – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

 

   Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.                                                                                                                                                          

   Представим себе, что нужно изучить забастовку.

   Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Она включает абстрактные понятия, которые логически связаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. К примеру, понятие «масштаб забастовки» можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и сочувствующих им, размер нанесённого экономического ущерба, продолжительность, реакция общественности. Также и другие понятия. Список абстрактных понятий ещё не создаёт научную теорию. Для этого между ними нужно устанавливать логические связи. Их и проверяют в эмпирическом исследовании. До того, как их проверили, они носят предположительный, гипотетический характер.                                                                                                   Научная гипотеза – это предположение о характере связи научных понятий, а не о самих понятиях.                                                                                                                                   Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждение труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее использовать более конкретные методы.                                                          К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растёт вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами.   Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе.

Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остаётся их проверить. Не подтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция.

   Ну а как же всё-таки проверяются гипотезы? Конкретные признаки формулируются на языке социологического инструментария – анкеты, статистического документа, бланка интервью и т.д. Так, число активных участников забастовки можно узнать в министерстве, городской мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там нет информации, её получают из опроса. Тогда в анкете формулируется соответствующий вопрос: относите ли вы себя к активным участником забастовки, к пассивным участникам, к сочувствующим, нейтральным наблюдателем или к числу её противников? Все конкретные признаки должны присутствовать в анкете.

   А откуда в таком  случае берутся связи? Обычно  связь конкретных признаков, например  продолжительности забастовки и  убывания числа сочувствующих,  устанавливается при математической  обработке анкет. Но иногда  её выясняют непосредственно. 

   Респондента спрашивают: «Станете ли вы поддерживать  бастующих, если акция продлится  слишком долго (сколько именно)?»  На практике подобные сведения  трудно получить из статистики. Необходим социологический опрос.  Статистика или опрос дадут  информацию о том, сколько человек принимали участие в организации забастовки, в переговорных процессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали против её проведения и сколько выражали сочувствие.

   Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину. По результатам исследования социолог выстраивает определённые тенденции и устанавливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки). Если первый признак уменьшается по мере того, как выражает второй, то учёный делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то верна теория в целом. Правда, надёжным инструментом она станет лишь после того, как его теорию, полностью или частично, подтвердят в других исследованиях. Цементом его картины выступают закономерности – периодически повторяющиеся тенденции: солнце каждый день встаёт на востоке, у бедных на питание тратится большая часть семейного дохода, чем у богатых (обычно 2/3) и т.п.

    Гипотезы – стержень научной теории. Ради них она и создаётся. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все другие элементы социологического исследования – программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ – играют обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений.

   Появление надёжной  теории – вещь чрезвычайно  редкая. Многие годы и даже  десятилетия уходят на её создание  и проверку. Эмпирических исследований  неисчислимо больше, далеко не  все они заканчиваются созданием  теории. Большинство годится лишь  для решения частных вопросов  – управления персоналом в  фирме, организации партийных  выборов, оказании помощи пенсионерам  или матерям-одиночкам.

 

Какой метод применить?

 

   В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):

опрос (анкетирование и  интервьюирование);

анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]);

наблюдение (невключенное и  включенное);

эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

 

   Опрос, как вид исследования, разбивается на две большие разновидности – анкетирование и интервью. В свою очередь, в каждом из этих видов опроса используется несколько методов, скажем метод телефонного интервью или метод формулирования прожективных вопросов. Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (то есть перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса безграничны, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно учитывают и стараются нивелировать искажение информации.

   Выделяют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету.

   Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

   В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных). Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения. Называют такие опросы экспертными.

   Социологию чаще всего отождествляют с методом опроса, или анкетной процедурой. Действительно, в социологии самым популярным является анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 70–80% случаев.

Социальные психологи  больше склонны к тестам и социометрическим методам, но и анкетная процедура  отнюдь не редкость в психологии, изучающей  поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации.

   Искусство задавать  вопросы, пожалуй, самое древнее и до сих пор еще самое сложное. В повседневной жизни мы убеждаемся, как бестактно поставленный вопрос ставит отвечающего в неловкое положение. Про глупые вопросы говорят, что их легче задавать, чем на них отвечать. Есть вопросы риторические, на них вовсе не надо отвечать. Существуют также вопросы короткие и длинные, письменные и устные, вопросы-меню и вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, вопросы контактные, отвлекающие, фактологические, буферные, провоцирующие, закрытые, полузакрытые, открытые, вопросы-тупики и т.д.

   Чем же тогда отличается от них социологический опрос?

   Первая отличительная черта – количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Суть социологического опроса заключается в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду, врача, составляющего диагноз на основании слов пациента, следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически, взаимопоглащаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

   Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений. Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое, огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену – совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

 Третья отличительная черта – цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремится к обобщенной информации, он выясняет то, что отличает одного человека от другого. Конечно, каждый из них стремится к правде, добиваясь правды от опрашиваемого: следователь в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.

Полученные социологом данные о закономерностях связи труда  инженеров с отношением к работе и формой досуга освободит его  коллег от необходимости еще раз  проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным  времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный  факт. Он универсален и всеобщ.

 

 

Анкетирование.

   Как уже говорилось, анкетирование – самый распространенный в социологии метод. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты при этом рассматриваются в качестве объекта исследования.    

   Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

   Анкетирование, или анкетный опрос бывает групповым и индивидуальным. Групповой опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения. При индивидуальном опросе вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Вторая форма опроса имеет те же преимущества, что и первая.

Информация о работе Социология, социологическое исследование, виды социологического исследования