Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:23, контрольная работа
Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.
1. Вопрос 1. Социологическое исследование и его виды. Практическая часть…………....3
2. Вопрос 2. Социология семьи. Типология форм семьи и брака, структура семьи. Практическая часть…………………………………………………………………………….11
3. Список литературы…………………………………………………………………………25
4. Приложение…………………………………………………………………………………26
3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).
Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:
1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);
2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);
3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.
Типологии по различным основаниям:
1) в зависимости от состава семьи: нуклеарная – родители и дети; расширенная – родители, дети и другие родственники; неполная – один из родителей отсутствует;
2) по этапу жизненного цикла: молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи);
3) по социальному составу: семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие.
В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:
Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар. В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.
Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.
Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду.
Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской. Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины.
У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.
Следует отметить, что род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен - правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.
Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия».
3. Структура семьи
Семья - естественная группа, в ней со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую, межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач — поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.
Структура семьи — одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С.Минухина: «семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое — структуру семьи. Реальность структуры — это реальность другого порядка по сравнению с реальностью, индивидуальных членов».
Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак.
В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей.
Первая — это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. Вторая — семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, один из родителей более рассудительный, а другой — более эмоциональный.
Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными и дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.
В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность
Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипространственный срез семейной системы.
Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию.
Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое.
Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей:
1. Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).
2. Разделенный (некоторая
эмоциональная
3. Связанный (эмоциональная
близость членов семьи,
4. Запутанный (уровень сплоченности
слишком высок, низкая степень
дифференцированности членов
Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин «иерархия» не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие «иерархия» используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи.
Одним из наиболее типичных нарушений структуры семьи по данному параметру является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При такой семейной дисфункции ребенок приобретает власти больше, чем имеется хотя бы у одного из родителей. На макросистемном уровне этот феномен проявляется в ситуации, когда определяющая позиция в воспитании детей занимается бабушками (дедушками), а не непосредственными родителями. В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто наблюдается при наличии:
Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме может выглядеть как ее чрезмерная иерархизированность или, наоборот, отсутствие в ней иерархической структуры.
Гибкость - способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью.
Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. При этом семья теряет способность изменяться и приспосабливаться к новой для нее ситуации. Появляется тенденция к ограничению переговоров, большинство решений навязывается лидером. По Д. Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована.
Система в хаотическом состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому.
Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:
Практическая часть.
В качестве практической части вопроса приведу пример социологического исследования о современной семье и ее воспитательном потенциале (в основу взята статья из журнала «Социологические исследования» 2010 №07).
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности.
Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего..." в ходе исследования "Московская семья - 2006" (МС-2006), то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".
Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация
воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.
Информация о работе Социология, социологическое исследование, виды социологического исследования