Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе раскрыты понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Раскрыть биологические и социальные качества человека, их взаимодействие, охарактеризовать социологическое понятие личности, сложность и многогранность процесса формирования и развития личности, проанализировать теории развития личности:
а) социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман); б) ролевая теория личности (Дж. Г.Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани в) марксистский подход (К. Маркс); г) психоаналитический подход.

Оглавление

Введение.
Основная часть
1.Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман); б) ролевая теория личности (Дж. Г.Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани в) марксистский подход (К. Маркс); г) психоаналитический подход.
2.Теория развития личности.
3.Австрийский ученый З. Фрейд выделил три элемента в структуре личности: «оно», «я» и «сверх-я». Какой из них является основным в характеристике ребенка?
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Социология личности - копия.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество? Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов.

Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д. Но некоторое пространство для социального ее действия все-таки остается. Согласно Марксу, история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Каким же образом обусловленный со всех сторон человек творит историю? Как личность влияет на ход исторического развития?

Для понимания этого в марксизме огромное значение имеет категория «практика». Субъективность человека у Маркса есть результат его предметной практики, освоения человеком в процессе труда объективного мира и его преобразования. В этом смысле каждый индивид, так или иначе вовлеченный в человеческую практику, является субъектом общественного развития.

          В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности.     ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной

предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З.Фрейд «Я и Оно»).

Фрейд предавал огромное значение  этому делению: «здесь начинается

психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные ,инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном

функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих

представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и

различать реальное и нереальное.

     ЭГО-компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель

которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и  соответствующих условий внешней среды.

     СУПЕРЭГО.«Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я

начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"».

Так представлял Фрейд суперэго. Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает

способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и

возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

 

3. Австрийский ученый З. Фрейд выделил три элемента в структуре личности: «оно», «я» и «сверх-я». Какой из них является основным в характеристике ребенка?

Новорожденное дитя – это бурлящая масса импульсов или инстинктивных влечений, абсолютно лишенных какой-либо направленности или сознательного руководства, и в виду своей надличностной природы эта примитивная масса характеризуется как «Оно».

Но поскольку ребёнок должен прийти к согласию с внешней реальностью, часть этого первобытного скопления рано или поздно становится обособленной и выделяется в виде «Ego» или самости. На ещё более поздней стадии развития из потребности смотреть в лицо общественным моральным запретам возникает «Super-ego», которое широко отождествляется с «совестью», хотя лишь приблизительно совпадает с этим словом по значению. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора.
Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «оно», но в противовес «сверх-я», то оно испытает наказание в виде чувства вины и угрызений совести. Если в ранний период ребёнок принял моральный диктат своих родителей, их установки, мнения и суждения – в форме более или менее добровольного подчинения внешнему авторитету, то теперь, в процессе идентификации, эту роль берёт на себя супер-эго.

Заключение.

Требования к концепции личности принципиально отличаются от требований психологического анализа: социологию интересует человек не в качестве уникального индивида, а в контексте общества, в качестве участника различных социальных групп и социальных взаимодействий. Иными словами, требуется некоторые «усреднение человека», сведение представления всего множества индивидов в качестве конечного набора некоторых атрибутов.

С этой точки зрения, наиболее продуктивной в социологии оказалась ролевая теория личности, что может быть объяснено тем, что данная теория обеспечивает хорошую формализацию: абстрагирование от индивидуального c использованием теоретико-множественного подхода для описания социальных статусов и ролей. Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

 

Литература:

Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Отв. ред.: Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., М., 2002.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. М., 1998.

Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.

Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.

Парсонс Т. О структуре социального действия. -- М.: Академический Проект, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Социология личности