Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:22, контрольная работа

Краткое описание

Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода?
Если философию интересует человек с точки зрения его места в мире как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как целостность психических процессов, качеств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения иррациональны.

Оглавление

1. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.
2. Личность и общество. Социальные типы личности.
3. Структура личности.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 66.00 Кб (Скачать)
 

Тема 13. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 

  1. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.
  2. Личность и общество. Социальные типы личности.
  3. Структура личности.
 

     Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика  социологического подхода?

     Если  философию интересует человек с  точки зрения его места в мире как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как  целостность психических процессов, качеств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств  и т.д. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения иррациональны.

     Социолог  исследует человека, прежде всего, как  личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы ее становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Социологию интересует участие человека-личности в изменениях и развитии социальных отношений; она исследует связи личности и социальной общности, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения. То есть специфика социологического подхода к изучению человека состоит в выявлении его социальных характеристик. 
 
 

     
  1. ПОНЯТИЕ: Человек, Индивид, Индивидуальность, Личность.
 

     Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себе все".

     Не  претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые  общепринятые положения.

     Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития.

     Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

     Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.

     Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

     2. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.

     Термин  «личность» служит для характеристики социального в человеке. Личность - устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

     Исходные  социологические  принципы анализа личности:

     Каждый  человек является индивидом, но не каждый - личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает  исходным пунктом развития личности, личность - результат развития индивида.

     Личность - конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.

     Включение личности в общество происходит через  вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.

     Для характеристики личности используется понятие «социальная структура  личности», которая включает в себя потребности, интересы, ценности, мотивы, убеждения, мировоззренческие принципы.

     Исходная  ступень в анализе  личности - потребности, то есть формы его взаимодействия с миром, необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической и социальной определенности.

     Американский  социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:

     1). Физиологические потребности (потребности  в пище, воздухе, движении и  пр.);

     2). Экзистенциальные потребности (потребности  в самосохранении, в уверенности  в завтрашнем дне);

     3). Социальные потребности (потребности  в принадлежности к коллективу, в общении);

     4). Потребности престижа (потребность  в уважении, признании, служебном  росте);

     5). Духовные (самовыражение через творчество).

     Первые  две группы потребностей Маслоу считает  первичными и врожденными, три остальные - приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

     Следующий компонент структуры  личности - интерес - представляет собой направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

     Ценности - объекты и идеи, которые являются значимыми для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.

     Мотив - внутренний побудитель к действию, в отличие от стимула, выступающего внешним побудителем к действию.

     Изучение  механизмов вхождения человека в  общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и  «социальная роль».

     Социальный  статус человека - его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус представляет собой обобщенную характеристику положения человека в обществе, включающая в себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д.

     Социальный  статус индивида характеризуется  следующими моментами:

    • Определенными правами и обязанностями, закрепленными в законах или нет.
    • Объемом власти и авторитета.
    • Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.
    • Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.
    • Оценкой тех или иных событий общественной жизни.

     Выделяют  несколько видов социальных статусов:

     Приобретенный статус - статус, достигнутый при помощи усилий самого человека (например, менеджер, профессор, банкир).

     Предписанный  статус - статус, данный человеку от рождения (например, горожанин, мужчина, украинец).

     Главный статус - статус, оказывающий существенное влияние на выполнение всех социальных ролей, как правило, он связан с профессиональной деятельностью человека.

     Социальная  роль - ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Одному статусу соответствует несколько социальных ролей. Так, социальному статусу студента соответствуют роли: слушателя лекций, экспериментатора в лаборатории, старосты, участника студенческих конференций, неформального лидера, практиканта и т.д.

     Совокупность  социальных ролей, соответствующих социальному статусу, называется ролевым набором. Роли могут закрепляться формально или носить неформальный характер.

     Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять  требованиям двух или более ролей, называют ролевым конфликтом.

     Выделяют  два вида ролевых  конфликтов:

     1). Внутриролевые (например, абитуриент  поступает в НТУ «ХПИ», а  вскоре обнаруживает отсутствие  инженерные способностей).

     2). Межролевые (например, роли менеджера  компании и отца семейства  предъявляют противоречивые требования  к индивиду).

     Как уже отмечалось, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:

     Личность, «растворенная» в  обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек - лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.

     Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего употребления).

     Амбивалентная личность, сознание которой состоит из двух частей - демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций - с другой. Можно выделить три разновидности амбивалентного типа личности:

     Конформно-амбивалентный тип личности характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержка решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;

     Нигилистски-амбивалентный тип склонен к отрицанию каких-либо альтернатив общественного развития, к негативизму в отношении к любым организованным политическим силам;

     Мозаично-амбивалентный тип характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.

     Если  конформно-амбивалентное сознание приводит общество к авторитарной формы правления, нигилистски-амбивалентное - к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократичных норм.

     Процесс социализации

     Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

     Социализация  происходит под воздействием следующих факторов:

    • Совокупность ролей и статусов, которую предлагает общество человеку;
    • Социальные общности, в рамках которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести конкретный статус;
    • Система социальных ценностей и норм, доминирующих в обществе;
    • Социальные институты, обеспечивающие производство и воспроизводство культурных образцов, норм и ценностей;
    • Общая ситуация в стране.

     Социализация  невозможна без индивидуализации - формирования «Я-образа», формирования мировоззрения, интересов, ценностей, способностей и т.д.

     Виды  социализации:

     Первичная социализация (усвоение норм ребенком).

     Вторичная (усвоение норм и ролей взрослым человеком).

     Структура социализации:

     Адаптация - приспособление к новым условиям, ролям, нормам.

     Интериоризация  - принятие норм, ценностей, включение их во внутренний мир человека.

     Социальная  активность - продуцирование новых норм, ценностей, превращение человека в субъекта социальных отношений.

Информация о работе Социология личности