Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:22, контрольная работа
Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода?
Если философию интересует человек с точки зрения его места в мире как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как целостность психических процессов, качеств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения иррациональны.
1. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.
2. Личность и общество. Социальные типы личности.
3. Структура личности.
Тема
13. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода?
Если
философию интересует человек с
точки зрения его места в мире
как субъекта познания и творчества.
Психология анализирует человека как
целостность психических
Социолог
исследует человека, прежде всего, как
личность, как элемент социальной
жизни, раскрывает механизмы ее становления
под воздействием социальных факторов,
а также пути и каналы обратного влияния
личности на социальный мир. Социологию
интересует участие человека-личности
в изменениях и развитии социальных отношений;
она исследует связи личности и социальной
общности, личности и общества, регуляцию
и саморегуляцию социального поведения.
То есть специфика социологического подхода
к изучению человека состоит в выявлении
его социальных характеристик.
Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себе все".
Не претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения.
Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития.
Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
2. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.
Термин «личность» служит для характеристики социального в человеке. Личность - устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.
Исходные социологические принципы анализа личности:
Каждый человек является индивидом, но не каждый - личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность - результат развития индивида.
Личность - конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.
Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.
Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя потребности, интересы, ценности, мотивы, убеждения, мировоззренческие принципы.
Исходная ступень в анализе личности - потребности, то есть формы его взаимодействия с миром, необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической и социальной определенности.
Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:
1).
Физиологические потребности (
2).
Экзистенциальные потребности (
3).
Социальные потребности (
4). Потребности престижа (потребность в уважении, признании, служебном росте);
5).
Духовные (самовыражение через
Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные - приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.
Следующий компонент структуры личности - интерес - представляет собой направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
Ценности - объекты и идеи, которые являются значимыми для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.
Мотив - внутренний побудитель к действию, в отличие от стимула, выступающего внешним побудителем к действию.
Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус человека - его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус представляет собой обобщенную характеристику положения человека в обществе, включающая в себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д.
Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:
Выделяют несколько видов социальных статусов:
Приобретенный статус - статус, достигнутый при помощи усилий самого человека (например, менеджер, профессор, банкир).
Предписанный статус - статус, данный человеку от рождения (например, горожанин, мужчина, украинец).
Главный статус - статус, оказывающий существенное влияние на выполнение всех социальных ролей, как правило, он связан с профессиональной деятельностью человека.
Социальная роль - ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Одному статусу соответствует несколько социальных ролей. Так, социальному статусу студента соответствуют роли: слушателя лекций, экспериментатора в лаборатории, старосты, участника студенческих конференций, неформального лидера, практиканта и т.д.
Совокупность социальных ролей, соответствующих социальному статусу, называется ролевым набором. Роли могут закрепляться формально или носить неформальный характер.
Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, называют ролевым конфликтом.
Выделяют два вида ролевых конфликтов:
1).
Внутриролевые (например, абитуриент
поступает в НТУ «ХПИ», а
вскоре обнаруживает
2).
Межролевые (например, роли менеджера
компании и отца семейства
предъявляют противоречивые
Как уже отмечалось, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:
Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек - лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.
Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего употребления).
Амбивалентная личность, сознание которой состоит из двух частей - демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций - с другой. Можно выделить три разновидности амбивалентного типа личности:
Конформно-амбивалентный тип личности характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержка решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;
Нигилистски-амбивалентный тип склонен к отрицанию каких-либо альтернатив общественного развития, к негативизму в отношении к любым организованным политическим силам;
Мозаично-амбивалентный тип характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.
Если
конформно-амбивалентное
Процесс социализации
Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Социализация происходит под воздействием следующих факторов:
Социализация невозможна без индивидуализации - формирования «Я-образа», формирования мировоззрения, интересов, ценностей, способностей и т.д.
Виды социализации:
Первичная социализация (усвоение норм ребенком).
Вторичная (усвоение норм и ролей взрослым человеком).
Структура социализации:
Адаптация - приспособление к новым условиям, ролям, нормам.
Интериоризация - принятие норм, ценностей, включение их во внутренний мир человека.
Социальная активность - продуцирование новых норм, ценностей, превращение человека в субъекта социальных отношений.