Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:22, контрольная работа
Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода?
Если философию интересует человек с точки зрения его места в мире как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как целостность психических процессов, качеств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения иррациональны.
1. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.
2. Личность и общество. Социальные типы личности.
3. Структура личности.
Механизмы социализации:
Имитация - осознанные попытки ребенка копировать поведение взрослых.
Идентификация - отождествление себя с личностью одного из родителей.
Чувство вины и стыда - негативные механизмы, которые запрещают некоторые модели поведения.
Девиантное поведение
Девиантное (отклоняющееся) поведение - поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Теории,
объясняющие причины
Биологические теории. Биологическое объяснение девиации представлено в теории Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения, а мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасположены к такому поведению. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.
Психологические теории - Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию.
Виды девиантного поведения (по Р. Мертону):
Одобряемые цели Одобряемые средства
1. Конформизм + +
2. Инновация + -
3. Ритуализм - +
4. Ретритизм - -
5. Бунт - -
Конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и продвигаются по служебной лестнице - олицетворение конформизма. Конформизм представляет собой единственный вид недевиантного поведения.
Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Инноватор будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства.
Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Например, бюрократ, фанатично преданный своему делу, становится жертвой бюрократической системы и спивается от отчаяния.
Ретритизм (бегство от действительности) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Например, бродяги, алкоголики, наркоманы и т.д.
Бунт тоже отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология.
3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
Исследование структуры личности осуществляется в науке по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности. Первое («деятельностное») основание структурирования личности используется преимущественно в философии и психологии, а второе («отношенческое») — в социологической науке. Таким образом можно сделать вывод: структура личности, как и ее сущность, совершенно по-разному описывается в философии, психологии и социологии.
Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой — как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором — на собственные возможности.
Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).
Человек,
будучи социальным существом, взаимодействует
с различными социальными группами, участвует
в кооперированных, совместных действиях.
Однако практически не бывает такого положения,
когда личность полностью принадлежит
к какой-либо одной группе. Например, человек
является членом семьи как малой группы,
но он еще член и коллектива предприятия,
и общественной организации, и спортивного
общества. Входя одновременно во многие
социальные группы, он занимает в каждой
из них разное положение, обусловленное
взаимоотношениями с другими членами
группы. Например, директор предприятия,
занимающий в данном коллективе самое
высокое положение, придя в спортивное
общество, будет находиться там на правах
новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для
анализа степени включения индивида в
различные группы, а также положения, которое
он занимает в каждой из них, и его функциональных
возможностей по отношению к каждой группе
используются понятия социального статуса
и социальной роли.
Список литературы
1. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита/ ПЕР СЭ, 2003. - 301c.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Кравченко Е.П. Социология. - М.: Мысль, 1999. - 284 с.
4. Курс лекций по социологии. - М.: Март, 2001. - 377 с.
5. Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.
6. Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996.
7. Общая психология: Учеб. Пособ. / Под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 2002. - 371 с.
8. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2000. - 383 с.
9. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 285 с.
10. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.: Дело, 2000. - 274 с.
11. http://www.psychologos.ru
18.01.11