Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

Социология личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК» И «ЛИЧНОСТЬ»
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЁ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат межакова.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


Зарегистрировано «___»_____20___г.

________ __________________________

Подпись                  (расшифровка подписи)

 

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«белгородский государственный университет»

 

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

 

 

 

 

 

социология личности

 

Реферат

Студентки дневного отделения 2 курса группы 181005

Специальности «Социология»

по дисциплине «Общая социология»

Межаковой Юлии Витальевны

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат социологических наук,

доцент Белых Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2012

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

РАЗДЕЛ I.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК» И «ЛИЧНОСТЬ»

 

4

РАЗДЕЛ II.

СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

 

7

РАЗДЕЛ III.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЁ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

13

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Социология личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы: экономические, политические, духовные, и другие- складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, её содержании и социальной направленности, о её практических результатах и их значений для жизни и развития общества.

К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпирического направления (Морено и другие), традиции которого восходят к социологии Конта, Спенсера, Дюргейма; марксистской социологии (Маркс, Ленин и их последователи); психологического направления в социологии(Уорд, Тард, Парето и другие); теории социального действия, идущей от Вебера и далее развитой Парсонсом и его последователями.

Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов её деятельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии личности и социальной психологии, как бихевиоризм, интеракционизм и другие.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК» И «ЛИЧНОСТЬ»

Понятие личность может быть определено не иначе как в соответствии с понятием человек, ибо речь идёт о живой человеческой личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо начать с понятия «человек», с его основных признаков.

Начнём с того, что человек всегда выступает в единстве своих биологических и социальных качеств, т. е. как существо биосоциальное. Эти его качества гармонически взаимодействуют между собой. Ведущую роль в их взаимодействии играют социальные качества, прежде всего такие как, способности к трудовой и иной деятельности и взаимному общению, обусловившие историческое становление и развитие человека современного физического типа, обладающего разумом.

Однако из того, что указанные социальные качества человека, проявляющиеся в его многочисленных социальных свойствах, играют ведущую роль в развитии человека и в его социальной жизнедеятельности, не следует делать вывод о незначительной роли в этом его биологических качеств. Напротив, роль их весьма существенна как в функционировании собственно биологического организма человека, так и в его социальной жизнедеятельности.

Разумеется, биологические свойства человека не существуют вне его целостной биосоциальной системы и являются человеческими лишь в этой системе. Человек предстает как определённый биологический вид и как субъект социальной деятельности, сознания, общения, творчества. Его биологическая природа пронизана социальностью, зафиксированной в строении и функциях его организма.

Основные сущности свойства человека – его способность к труду, другим видам общественной деятельности, общению, а также его мышление и речь – поражены и развиты именно социальным содержанием его жизнедеятельности. Это и есть те общечеловеческие социальные качества, которые возвысили человека над природой, явились социальной основой его развития. Биологические же функции его организма выступают в качестве природной основы его социальной жизнедеятельности. Так что можно сказать: если содержание и структура человека биосоциальны, т. е. представляет собой единство его биологических и социальных свойств, то его сущность социальна. В своей сущности он выступает как субъект социальной деятельности, сознания и общения.

Социолог изучающий человека, исследует прежде всего его социальную сущность и социальное содержание его жизнедеятельности. Изучение более конкретных социальных свойств людей – их социального статуса, классовой принадлежности, национальных особенностей, политической и духовной культуры, а также особенностей их деятельности, приводит нас к рассмотрению проблемы отдельных человеческих личностей.

Итак, социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства, а с другой стороны – как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается её социальное положение, т.е. принадлежность к определённым группам профессия и виды деятельности, мировоззрение, ценностные ориентации.

Смысл понятия (категории) человеческая личность заключается в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные лица».

Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы её социологического изучения:

                  Конкретно – историческое содержание личности и выделение в нем социально – типических черт;

                  Процессы формирования личности, в том числе её исторического развития и развитие отдельных личностей в процессе их собственной социальной жизнедеятельности в том или ином обществе;

                  Основные составляющие «системы личности»;

                  Социальная зрелость личности;

                  Основные проявления её духовного содержания;

                  Личность как субъект деятельности и общественных отношений;

                  Социальные типы личности;

                  Взаимодействие личности с обществом.[2]

 


РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

В своей общественной жизнедеятельности личность выступает как носитель присущих ей социальных качеств, выражающих её «родство» с определёнными большими и малыми социальными группами людей. Она является, например, представителем того или иного класса либо определённого слоя интеллигенции или молодёжи, выступает как член семьи, представитель какой-то нации. Все эти социальные качества характеризуют её положение в обществе - её социальный статус. В то же время отдельные группы личностей различаются между собой.

Интегрируя в себе перечисленные выше и другие социальные качества и выступая как их носитель, та или иная личность представляет собой некий социальный тип, отличный от других социальных типов личности, воплощающих в себе иной набор социальных качеств.

Будучи носителями разных наборов и сочетаний социальных качеств, каждое из которых выражается через систему определённых свойств и проявляется с различной степенью интенсивности, те или иные личности играют заведомо неодинаковую роль в обществе. Их деятельность нередко существенно различается как по содержанию, так и по значению для других людей и общества. Более конкретное изучение социальных качеств различных личностей и их неодинаковой роли в функционировании и развитии общества привело к постановке в современной социологии проблемы типологии личностей, т.е. выделения их социальных типов.

Решение проблемы социальных типов личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет: 1) выработать научно обоснованную систему ожиданий поведения личностей, относящихся к определённому типу, в той или иной ситуации; 2) правильно реагировать на её поступки; 3) целенаправленно влиять на формирование полезных для общества и в то же время ограничивать появление социально вредных типов личности; 4) содействовать процессу самовоспитания личности, формирую в её сознании стремление к совершенствованию своих способностей.

Разумеется, здесь неуместны упрощения. Никакая личность не может быть полностью «уложена» в ту или иную модель или тип. Но последние могут служить в качестве полезных ориентиров в решении проблем формирования личности и определении основных направлений её деятельности.[3]

В данном случае выделены некоторые из наиболее часто встречающихся в современном обществе социально – психологические типов личности.

В каждом современном обществе можно выделить присущие ему социально – психологические типы личности. Существуют они и в российском обществе. В настоящее время в нем можно выделить такие социально – психологические типы личности, как:

1.                  Личность, живущая широкими общественными интересами, испытывающая сильные чувства и сознание ответственности за судьбы страны.

2.                  Личность честного российского предпринимателя, стремящегося эффективно вести свои дела, приумножать свою прибыль, часть которой он готов расходовать на благо общества.

3.                  Личность, у которой на первом плане более узкие профессиональные, семейные и личные интересы.

4.                  Личность обывателя, ориентирующегося на удовлетворение своих узко-бытовых потребностей, безразличного к судьбам других людей и общества.

5.                  Те же конформисты, беспринципные приспособленцы.

6.                  Паразитическая личность, живущая за счет других людей и всего народа.

РАЗДЕЛ III.  ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЁ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Развитие личности того или иного человека есть социогенез, в котором реализуется определённая социальная программа её становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности, и прежде всего в:

                  Предметном мире материальной и духовной культуры;

                  Языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе данный опыт человечества;

                  Существующих системах образования и воспитания;

                  Таких формах общественной деятельности, как труд в области материального производства, политическая, познавательная и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся, в свою очередь, в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей.

Основной путь формирования личности человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает развёрнутый перед ним мир человеческой культуры, воплощённый в предметах производственной и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализацией личности, т.е. её развитием в процессе усвоения ею накопленного человечеством социального опыта, воплощенного в различных проявлениях культуры и цивилизации.

Информация о работе Социология личности