Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:21, реферат
Социология личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК» И «ЛИЧНОСТЬ»
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЁ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Зарегистрировано «___»_____20___г.
________ __________________________
Подпись (расшифровка подписи)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«белгородский государственный университет»
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
социология личности
Специальности «Социология»
по дисциплине «Общая социология»
Межаковой Юлии Витальевны
Научный руководитель:
кандидат социологических наук,
доцент Белых Т.В.
БЕЛГОРОД 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
РАЗДЕЛ I. | СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК» И «ЛИЧНОСТЬ» |
4 |
РАЗДЕЛ II. | СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ |
7 |
РАЗДЕЛ III. | ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЁ СОЦИАЛИЗАЦИИ |
9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 11 | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 13 |
ВВЕДЕНИЕ
Социология личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы: экономические, политические, духовные, и другие- складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, её содержании и социальной направленности, о её практических результатах и их значений для жизни и развития общества.
К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпирического направления (Морено и другие), традиции которого восходят к социологии Конта, Спенсера, Дюргейма; марксистской социологии (Маркс, Ленин и их последователи); психологического направления в социологии(Уорд, Тард, Парето и другие); теории социального действия, идущей от Вебера и далее развитой Парсонсом и его последователями.
Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов её деятельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии личности и социальной психологии, как бихевиоризм, интеракционизм и другие.[1]
РАЗДЕЛ I. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК» И «ЛИЧНОСТЬ»
Понятие личность может быть определено не иначе как в соответствии с понятием человек, ибо речь идёт о живой человеческой личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо начать с понятия «человек», с его основных признаков.
Начнём с того, что человек всегда выступает в единстве своих биологических и социальных качеств, т. е. как существо биосоциальное. Эти его качества гармонически взаимодействуют между собой. Ведущую роль в их взаимодействии играют социальные качества, прежде всего такие как, способности к трудовой и иной деятельности и взаимному общению, обусловившие историческое становление и развитие человека современного физического типа, обладающего разумом.
Однако из того, что указанные социальные качества человека, проявляющиеся в его многочисленных социальных свойствах, играют ведущую роль в развитии человека и в его социальной жизнедеятельности, не следует делать вывод о незначительной роли в этом его биологических качеств. Напротив, роль их весьма существенна как в функционировании собственно биологического организма человека, так и в его социальной жизнедеятельности.
Разумеется, биологические свойства человека не существуют вне его целостной биосоциальной системы и являются человеческими лишь в этой системе. Человек предстает как определённый биологический вид и как субъект социальной деятельности, сознания, общения, творчества. Его биологическая природа пронизана социальностью, зафиксированной в строении и функциях его организма.
Основные сущности свойства человека – его способность к труду, другим видам общественной деятельности, общению, а также его мышление и речь – поражены и развиты именно социальным содержанием его жизнедеятельности. Это и есть те общечеловеческие социальные качества, которые возвысили человека над природой, явились социальной основой его развития. Биологические же функции его организма выступают в качестве природной основы его социальной жизнедеятельности. Так что можно сказать: если содержание и структура человека биосоциальны, т. е. представляет собой единство его биологических и социальных свойств, то его сущность социальна. В своей сущности он выступает как субъект социальной деятельности, сознания и общения.
Социолог изучающий человека, исследует прежде всего его социальную сущность и социальное содержание его жизнедеятельности. Изучение более конкретных социальных свойств людей – их социального статуса, классовой принадлежности, национальных особенностей, политической и духовной культуры, а также особенностей их деятельности, приводит нас к рассмотрению проблемы отдельных человеческих личностей.
Итак, социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства, а с другой стороны – как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой.
Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается её социальное положение, т.е. принадлежность к определённым группам профессия и виды деятельности, мировоззрение, ценностные ориентации.
Смысл понятия (категории) человеческая личность заключается в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные лица».
Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы её социологического изучения:
Конкретно – историческое содержание личности и выделение в нем социально – типических черт;
Процессы формирования личности, в том числе её исторического развития и развитие отдельных личностей в процессе их собственной социальной жизнедеятельности в том или ином обществе;
Основные составляющие «системы личности»;
Социальная зрелость личности;
Основные проявления её духовного содержания;
Личность как субъект деятельности и общественных отношений;
Социальные типы личности;
Взаимодействие личности с обществом.[2]
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
В своей общественной жизнедеятельности личность выступает как носитель присущих ей социальных качеств, выражающих её «родство» с определёнными большими и малыми социальными группами людей. Она является, например, представителем того или иного класса либо определённого слоя интеллигенции или молодёжи, выступает как член семьи, представитель какой-то нации. Все эти социальные качества характеризуют её положение в обществе - её социальный статус. В то же время отдельные группы личностей различаются между собой.
Интегрируя в себе перечисленные выше и другие социальные качества и выступая как их носитель, та или иная личность представляет собой некий социальный тип, отличный от других социальных типов личности, воплощающих в себе иной набор социальных качеств.
Будучи носителями разных наборов и сочетаний социальных качеств, каждое из которых выражается через систему определённых свойств и проявляется с различной степенью интенсивности, те или иные личности играют заведомо неодинаковую роль в обществе. Их деятельность нередко существенно различается как по содержанию, так и по значению для других людей и общества. Более конкретное изучение социальных качеств различных личностей и их неодинаковой роли в функционировании и развитии общества привело к постановке в современной социологии проблемы типологии личностей, т.е. выделения их социальных типов.
Решение проблемы социальных типов личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет: 1) выработать научно обоснованную систему ожиданий поведения личностей, относящихся к определённому типу, в той или иной ситуации; 2) правильно реагировать на её поступки; 3) целенаправленно влиять на формирование полезных для общества и в то же время ограничивать появление социально вредных типов личности; 4) содействовать процессу самовоспитания личности, формирую в её сознании стремление к совершенствованию своих способностей.
Разумеется, здесь неуместны упрощения. Никакая личность не может быть полностью «уложена» в ту или иную модель или тип. Но последние могут служить в качестве полезных ориентиров в решении проблем формирования личности и определении основных направлений её деятельности.[3]
В данном случае выделены некоторые из наиболее часто встречающихся в современном обществе социально – психологические типов личности.
В каждом современном обществе можно выделить присущие ему социально – психологические типы личности. Существуют они и в российском обществе. В настоящее время в нем можно выделить такие социально – психологические типы личности, как:
1. Личность, живущая широкими общественными интересами, испытывающая сильные чувства и сознание ответственности за судьбы страны.
2. Личность честного российского предпринимателя, стремящегося эффективно вести свои дела, приумножать свою прибыль, часть которой он готов расходовать на благо общества.
3. Личность, у которой на первом плане более узкие профессиональные, семейные и личные интересы.
4. Личность обывателя, ориентирующегося на удовлетворение своих узко-бытовых потребностей, безразличного к судьбам других людей и общества.
5. Те же конформисты, беспринципные приспособленцы.
6. Паразитическая личность, живущая за счет других людей и всего народа.
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЁ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Развитие личности того или иного человека есть социогенез, в котором реализуется определённая социальная программа её становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности, и прежде всего в:
Предметном мире материальной и духовной культуры;
Языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе данный опыт человечества;
Существующих системах образования и воспитания;
Таких формах общественной деятельности, как труд в области материального производства, политическая, познавательная и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся, в свою очередь, в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей.
Основной путь формирования личности человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает развёрнутый перед ним мир человеческой культуры, воплощённый в предметах производственной и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализацией личности, т.е. её развитием в процессе усвоения ею накопленного человечеством социального опыта, воплощенного в различных проявлениях культуры и цивилизации.