Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:57, контрольная работа
В контрольной работе раскрыты понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Раскрыть биологические и социальные качества человека, их взаимодействие, охарактеризовать социологическое понятие личности, сложность и многогранность процесса формирования и развития личности, проанализировать теории развития личности:
а) социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман); б) ролевая теория личности (Дж. Г.Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани в) марксистский подход (К. Маркс); г) психоаналитический подход.
Введение.
Основная часть
1.Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман); б) ролевая теория личности (Дж. Г.Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани в) марксистский подход (К. Маркс); г) психоаналитический подход.
2.Теория развития личности.
3.Австрийский ученый З. Фрейд выделил три элемента в структуре личности: «оно», «я» и «сверх-я». Какой из них является основным в характеристике ребенка?
Заключение.
Литература.
План работы.
Введение.
Основная часть
1.Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман); б) ролевая теория личности (Дж. Г.Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани в) марксистский подход (К. Маркс); г) психоаналитический подход.
2.Теория развития личности.
3.Австрийский ученый З. Фрейд выделил три элемента в структуре личности: «оно», «я» и «сверх-я». Какой из них является основным в характеристике ребенка?
Заключение.
Литература.
Введение.
В контрольной работе я должен раскрыть понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Раскрыть биологические и социальные качества человека, их взаимодействие, охарактеризовать социологическое понятие личности, сложность и многогранность процесса формирования и развития личности, проанализировать теории развития личности:
а) социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман); б) ролевая теория личности (Дж. Г.Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани в) марксистский подход (К. Маркс); г) психоаналитический подход.
1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
В первом вопросе следует отметить, что проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. Важно разграничить такие близкие понятия как «человек», «индивид», «личность», дать определение этих понятий. Каковы отличия личности от природной особи (индивида)? Как из индивида формируется личность?
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.
2. Теория развития личности.
Раскрывая содержание второго вопроса нужно подчеркнуть, что сложность и многогранность процесса формирования и развития личности обусловил появление различных теорий развития личности. Остановимся на нескольких основных конституциональных подходах к изучению личности: а) социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман); б) ролевая теория личности (Дж. Г.Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани
в) марксистский подход (К. Маркс); г) психоаналитический подход.
Социобиологи не исследуют соотношение между «биологическим» и «социальным», а выводят, объясняют «социальное» из «биологического».Эволюционно-
По Э. Уилсону, любое живое существо, в том числе и человек, не может оказаться вне действия репродуктивного императива, свойственного его биологическому статусу. Введенный принцип «репродуктивного императива» утверждает, что «стремление» генов к самовоспроизведению является детерминантой взаимоотношений между индивидами, деятельность которых «призвана» обеспечить генам безопасность. При этом термины, представленные в кавычках, не относясь непосредственно к внутренней мотивации живого существа, используются в социобиологии для того, чтобы избежать громоздких выражений типа: индивиды ведут себя так, как будто хотят максимизировать свою генетическую приспособленность . Вместе с тем утверждается, что эмоциональная и мотивационно-потребностная сфера как животных, так и человека вовлечены в эволюционно-генетический процесс, а потому служат «для пользы» генов. «Цензоры» и «преграды» внутри человека нацелены на воспроизводство генов. Пример — кровнородственные связи, которые не только запрещаются культурой, но и вызывают у субъекта негативную эмоциональную реакцию. По Э. Уилсону, существует естественная эволюция социальности: начиная с колоний микроорганизмов до человеческого общества как «группы индивидов, принадлежащих к одному виду и проявляющих взаимную кооперацию». Социальность рассматривается как продукт эволюционно-генетического процесса, а все многообразие цивилизаций отнюдь не сводится лишь к человеческим сообществам. При этом «первичным социумом», имеющим биологическую природу, объявляется связь «родитель — ребенок», выступающая «как устройство, увековечивающее гены».Воспитание детей носит генетически-адаптивный характер, служит собственному «генетическому интересу» родителей. Репродуктивный императив настойчиво требует: воспроизводи свои гены каким угодно способом — то ли оставляя много потомков, то ли обеспечивая лучшие возможности для последующего воспроизводства небольшому количеству потомков. Родительская привязанность обратно пропорциональна уровню рождаемости. Каждое поколение людей является потомками индивидов, рассматривающих воспроизводство генов как положительную ценность. Отсюда социобиологами выводится высокая устойчивость в нормах родительского поведения, направленная в конечном счете на воспитание адекватной репродуктивной установки у детей .С точки зрения социобиологов, психика животных и человека — результат взаимодействия наследственности и среды не только в ходе онтогенеза, но и в ходе филогенеза.Поэтому понятие «генетическая приспособленность» выступает в качестве ключевого пункта в интерпретации социобиологами психики как опосредствующего звена между генами и культурой
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. В этой теории социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями: "социальный статус" и "социальная роль".
Термин «социальная роль» начали разрабатывать в начале XX века Э.Дюркгейм, М.Вебер, а позднее — Т.Парсонс, Т.Шибутани, РЛинтон и др. В дальнейшем свое развитие он нашел в различных социологических теориях, в первую очередь функционалистских и интеракционистских. В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С.Кон, В.А.Ядов и другие.
Ролевая теория личности рассматривает поведение человека как игру актеров, роль требует от актёров определенного поведения, которое соответствует или не соответствует ожидаемому.
Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.
Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные. Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации, межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом: «Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенциальная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Но каждый человек ежедневно исполняет много ролей. С определенным положением в обществе соотнесен ограниченный набор взаимосвязанных ролей. Врач, например, осматривает пациентов, инструктирует медсестер, консультируется с коллегами, обсуждает ряд вопросов с госпитальной администрацией и т. п. Чем дальше он отходит от ситуаций, связанных с медицинским обслуживанием, тем менее ясными становятся его обязанности. Но поскольку общество высоко оценивает его услуги, врач обладает значительным престижем. Даже в совершенно неофициальной обстановке к нему обращаются так, как того, видимо, заслуживают люди данной профессии».
В структуре социальной роли выделяют 4 элемента:
- Описание типа поведения, соответствующего данной роли.
- Требования, связанные с данным поведением.
- Оценка выполнения предписанной роли.
- Санкции в рамках требований социальной системы.
Попытка систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. В ролевой теории Т. Парсонса преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений, и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Роли делятся на предписанные по естеству, т.е. по рождению, возрасту, полу, принадлежностью к касте и достигаемые. Любая из ролей описывается пятью основными характеристиками:
- эмоциональной;
- способом получения;
- масштабом;
- формализацией;
- мотивацией.
Российский ученый И.С. Кон подчеркивает "главным понятием для описания личности является понятие социальной роли" , в его работах выделяется 3 понимания роли:
- в обыденном сознании,
- в социальной психологии,
- в социологии.
Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Производной от социального статуса (места человека в тех или иных группах) выступает социальная роль, исполняемая человеком в этих группах (обществе в целом). Социальная роль представляет собой динамический аспект социального статуса. Социализируясь, человек усваивает составляющие ролевого поведения, научается способности их исполнения и становится, таким образом, личностью. Необходимо различать социальный статус и личный статус индивида. Если социальный статус связан с принадлежностью индивида к определенной группе и с престижем группы, то личный статус, наоборот, с положением внутри первичной группы, как правило, малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих. В заключение следует отметить, что как статус не может существовать без роли, так и роль не может существовать без статуса.
Таким образом, социология детально анализируя общество, использовала новый научный подход и инструментарий и внесла существенный вклад в общий процесс осмысления проблем человека и личности.
Еще один вариант решения проблемы личности содержит теория К. Маркса. В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны, и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода. В первобытном обществе основным субъектом социальной жизни была семья или возникавшие на ее основе образования (род, племя). С появлением классового общества субъектами общественного развития, по Марксу, становятся классы (разные во все периоды), а движущей силой — их борьба. Следующее изменение субъекта социального действия предполагалось Марксом в результате установления коммунистических отношений. В этот период человечество переходит от стихийного развития к сознательному, осмысленному созиданию общественных отношений во всех сферах жизни. Маркс считал, что именно тогда начнется подлинная история человечества. И субъектом общественного развития станет целенаправленно действующее, освободившееся от классовой борьбы и прочих стихийных проявлений, осознавшее себя и смысл своего существования человечество.