Социология и история

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук, так или иначе, базирует своё знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии, прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это соотношение теории общественного развития и его истории.

Файлы: 1 файл

семестровая 1.docx

— 30.01 Кб (Скачать)

   Третий  подход   (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. На макроуровне социология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.) и происходящие в них исторически длительные процессы. На микроуровне социология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия, изучает поведение индивидов в их непосредственном межличностном взаимодействии, анализирует социальные явления и процессы в относительно небольших социальных системах (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). Макро- и микроуровни социологии тесно взаимосвязаны, так как повседневное поведение людей осуществляется всегда в рамках определенных социальных систем и институтов.

   В социологии выделяются также содержательно-структурные  элементы разного уровня: общее социологическое  знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные  социологические школы, направления, концепции, теории. 

   Таким образом, социология представляет собой  разветвленную систему знания. Она  включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных  уровней и об отношениях между  ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается  на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения  связываются воедино на базе фундаментальных  принципов истолкования социальных явлений и процессов. 

    3.

  1. Объекты социологии и элементы социологического знания
 

     Внимание  социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации).

     Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания.

     Структура социологического знания — не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

     Она предстает как система взаимосвязанных  представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных  людей, социальных групп или общества в целом.

     Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются  в зависимости от ряда факторов, в том числе:

  • круга объектов, изучаемых социологией;
  • глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др.

     Если  исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура — словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных — экономических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи.

     Подход  к любому социальному явлению  как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы — один из важнейших методов научной социологии.

     Таким образом, исходный элемент структуры  социологического знания — знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

     Другим  элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.

     Важным  элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

     Еще один элемент структуры социологического знания — научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.

     Важным  элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

     Социальным  институтом в социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы1. Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества.

     Существуют  и другие элементы структуры социологического знания, выделенные в соответствии с объектами изучения социологии, например, научные представления, взгляды  и теории, касающиеся жизнедеятельности  производственных коллективов, так  называемых неформальных групп и  организаций, а также малых групп  межличностного общения и отдельных  личностей.

     Все перечисленные научные представления, понятия, взгляды и теории о различных  социальных явлениях и процессах  связаны между собой и образуют единую и достаточно сложную структуру  социологического знания, которая более  или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни  в их связи и взаимодействии и  в конечном счете научно воспроизводит  общество как целостную социальную систему. Все это составляет структуру  социологии как науки и как  учебного курса, что и нашло свое отражение в данном учебнике. 


Информация о работе Социология и история