Социологическое изучение публики. Феномен толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Публика — совокупность людей, являющихся объектом воздействия искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий, просвещения. Действия (например, выступления), рассчитанные на публику, называются публичными.

Слово "публика" в каждой конкретной области имеет свои синонимы. Так например в споре или в беседе театральных деятелей этот термин будет означать «зрители», в дискуссии производителей или продавцов товаров он будет означать «покупатели», в избирательной кампании слово "публика" означает «избиратели», в разговоре работников транспорта этот термин может быть использован вместо термина «пассажиры».

Оглавление

1. Понятие «Публики»

2. Специфика понятия публики и толпы

3. Сущность толпы

4. Механизм формирования толпы и ее состав.

4.1. Образование ядра толпы

4.2. Процесс кружения

4.3. Появление нового общего объекта внимания

4.4. Активация индивидов в единое целое

5. Общая классификация толпы

6. Психологические свойства толпы
Когнитивная сфера
Эмоционально-волевая сфера
Темпераментальная сфера
Моральная сфера
Основные характеристики толпы
Психологические особенности индивида в толпе
Лидер в толпе и механизмы управления толпой
Феномен толпы на примере беспорядков на Манежной

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

А. Назаретян задался вопросом, почему правоохранительные органы не могут управлять толпой, а провокаторы — могут. «Толпа разнородна. Главное свойство толпы — превращаемость. Она легко превращается из одного вида в другой. Искусство управления толпой — умение ее превращать. Этому нужно учиться. ОМОН, конечно, хорошо, он тоже нужен. Но существует современная психология, отработанные технологии, которые позволяют снизить уровень насилия. Толпа — это очень примитивная система. Толпой управлять гораздо легче, чем, скажем, организацией. Стадом коров управлять легче, чем министерством или университетом. Другое дело, что все это нелинейно: хороший министр не сможет стать хорошим пастухом, если он этому никогда не учился. Этому надо учиться. В Москве 20 лет обучали политиков всего мира работать с толпой, работать со слухами. А теперь оказалось, что в Москве никто этого делать не умеет. Сводить все к ОМОНу не выход, к толпе нужно применять иррационально-психологические методы», — сказал он, напомнив, что «мы не армию Наполеона пытаемся из Москвы выгнать, а это наши дети».

Профессор Назаретян  также считает, что если бы в самом начале всех этих происшествий были бы психологически подготовленные люди, то можно было бы избежать последующих насильственных событий. «Если бы подключились подготовленные, знающие психологию массового поведения люди, то вполне можно было бы не допустить крайних форм поведения, и можно было бы вести диалог в цивильном русле» . Толпой управлять можно и нужно управлять, утверждает эксперт.

Директор «Московского научно-исследовательского института  психиатрии», профессор Валерий  Краснов: «Оценка событий на Манежной площади показывает, что толпа не была управляемой — стихийное начало преобладало. Но надо учитывать, что толпа была подростковая. Она больше всего способна к подражательным действиям и не вполне самостоятельна. Подражательность — это свойство подросткового возраста. Дети подражают взрослым, подростки подражают сами себе. Если в толпе подростков находится какое-то агрессивное ядро, то они будут подражать и выражать агрессию. Если их отвлечет что-то необычное и неординарное, то они могут переключиться на этот неординарный момент и отвлечься от агрессии. Агрессивность проявляется у подростков в силу их импульсивности и склонности к подражательности, к группированию. Подростки еще не созрели как самостоятельные индивидуумы, поэтому как группа, как толпа они идентифицируются с неким общим началом. Я не думаю, что подростки настолько управляемы. У них есть и сопротивляемость. В поведении подростков всегда есть негативистический компонент, их не так просто заставить что-то делать. А вот подражая кому-то они могут совершить агрессивные действия, опираясь на образец в толпе. Кроме того, образцы для них есть и в средствах массовой информации».

«Не затрагивать  содержательную сторону протеста будет  неправильно, — добавил В. Собкин. — На чем происходит идентификация протеста в данном случае? Людей на площадь вывело ощущение несправедливости: Их вывела несправедливость, с их точки зрения, которая произошла. В этом смысле, люди чувствовали свою безусловную правоту. Благие нравственные и моральные цели — это еще один способ снятия с себя ответственности за свое поведение». 

«Но это не является оправданием для таких действий, — уверяет Собкин. — Тут делалась ставка на юношеский максимализм. Есть фраза «вор должен сидеть в тюрьме». И они руководствуются этим. Это  явно выраженное проявление конформизма (изменение поведения и установок в соответствии с позицией большинства). Это управляемая молодежь, управляемая лозунгами, простой идеологией, которая позволяет собой манипулировать».

«Вы забываете  еще одно ощущение — иных способов добиться справедливости у них нет, — заступился за молодежь Александр Тхостов. — Остается только выйти на площадь. Меня поразили данные опросов в интернете — большое количество людей поддерживали тех, кто вышел на Манежную площадь. По-поводу управляемости — тоже спорный момент. В начале толпа может быть управляемой, но когда на вас уже несется стадо бизонов, я не знаю, как им можно управлять. Есть ситуации, когда даже опытные люди ничего не могут сделать».

По материалам «РИА Новости» , 

Заключение 

     С одной стороны, человек - это исключительно социальное "животное" (именно поэтому одиночная камера считается одним из самых суровых наказаний - социальные муки страшнее физических). С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства.

     При подготовке данной работы использовались труды известных ученых психологов, социологов, учебные издания по социальной психологии, а также источники  по психологии в сети Интернет.

 

      Список используемой литературы: 

  1. Американская  социологическая мысль. - М., 1994
  2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996
  3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX. и Мир. - 1990. №11
  4. Москвичи С. Век толп. М., 1996
  5. Преступная толпа. - М. 1998
  6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. - Минск, 1998
  7. Психология масс: Хрестоматия. - Самара, 1998
  8. Психология толп. - М. 1998
  9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. - 1990. - №12
  10. Фрейд З. "Я" и "оно". - Тбилиси, 1991
  11. Майерс Д. Социальная психология. - М., Норма. 2001
  12. Марцинковская Т. Д. История психологии. - М. Академия. 2001
  13. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. - www.koob.ru
  14. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: ЗАО Питер. 1998
  15. Юнг К. Г. Психология бессознательного. - М., Канон. 1994
  16. Гидденс Э. Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия // Диалог. №7. 2001
  17. Лебон Г. Толпотворение // Новое время. №3. 1998
  18. Рощин С. К. Психологический журнал. Том 11. №5. 1990
  19. Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. Москва - Новосибирск. 2001
  20. Поис А. Толпа и коллектив. - www.pois.ru
  21. Психология толпы. - www.nextlesson.livejournal.com
  22. Википедия. Свободная энциклопедия. - www.wikipedia.ru

Информация о работе Социологическое изучение публики. Феномен толпы