Социологическое изучение публики. Феномен толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Публика — совокупность людей, являющихся объектом воздействия искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий, просвещения. Действия (например, выступления), рассчитанные на публику, называются публичными.

Слово "публика" в каждой конкретной области имеет свои синонимы. Так например в споре или в беседе театральных деятелей этот термин будет означать «зрители», в дискуссии производителей или продавцов товаров он будет означать «покупатели», в избирательной кампании слово "публика" означает «избиратели», в разговоре работников транспорта этот термин может быть использован вместо термина «пассажиры».

Оглавление

1. Понятие «Публики»

2. Специфика понятия публики и толпы

3. Сущность толпы

4. Механизм формирования толпы и ее состав.

4.1. Образование ядра толпы

4.2. Процесс кружения

4.3. Появление нового общего объекта внимания

4.4. Активация индивидов в единое целое

5. Общая классификация толпы

6. Психологические свойства толпы
Когнитивная сфера
Эмоционально-волевая сфера
Темпераментальная сфера
Моральная сфера
Основные характеристики толпы
Психологические особенности индивида в толпе
Лидер в толпе и механизмы управления толпой
Феномен толпы на примере беспорядков на Манежной

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Содержание: 

1. Понятие «Публики»

2. Специфика понятия публики и толпы

3. Сущность толпы

4. Механизм  формирования толпы  и ее состав.

   4.1. Образование ядра толпы

   4.2. Процесс кружения

   4.3. Появление нового общего объекта внимания

   4.4. Активация индивидов в единое целое

5. Общая классификация толпы

6. Психологические свойства толпы

    1. Когнитивная сфера
    2. Эмоционально-волевая сфера
    3. Темпераментальная сфера
    4. Моральная сфера
  1. Основные характеристики толпы
  2. Психологические особенности индивида в толпе
  3. Лидер в толпе и механизмы управления толпой
  4. Феномен толпы на примере беспорядков на Манежной

Заключение 

Список используемой литературы

 

  1. Понятие «Публики» 

     Публика — совокупность людей, являющихся объектом воздействия искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий, просвещения. Действия (например, выступления), рассчитанные на публику, называются публичными.

        Слово "публика" в каждой конкретной области имеет свои синонимы. Так например в споре или в беседе театральных деятелей этот термин будет означать «зрители», в дискуссии производителей или продавцов товаров он будет означать «покупатели», в избирательной кампании слово "публика" означает «избиратели», в разговоре работников транспорта этот термин может быть использован вместо термина «пассажиры». В маркетинге или рекламе используются также термины целевая группа и целевая аудитория для группы лиц, на которую направлено рекламное сообщение и рекламные мероприятия.

      Вероятно, одними из первых мероприятий, предназнченных для публики, можно считать древние религиозные ритуалы, нередко происходившие при скоплении народа. На них жрецы могли демонстрировать "чудеса", да и сама торжественность церемоний убеждала публику в могуществе и необходимости жрецов. Но в целом в Древнем Востоке взгляд на людей как на публику ещё не устоялся, чему способствовал деспотический характер правления.

       В античном рабовладельческом обществе (в частности, в Древней Греции) развитие демократии привело к расцвету публичных политических выступлений. Практически все свободные граждане Афин получили огромное количество свободного времени и стали публикой - то есть проводили время, слушая политических ораторов, наблюдая спортивные состязания, наслаждаясь комедиями и трагедиями в амфитеатрах. То же происходило в Финикии, Карфагене, Римской республике. Даже после того, как республику сменяла тирания, правители уже не забывали о публике. Известен лозунг "хлеба и зрелищ", следуя которому императоры проводили многочисленные гладиаторские бои и другие представления, смягчая социальную напряжённость.

      В раннефеодальной Европе единственными публичными выступлениями стали религиозные проповеди. Даже скоморохов церковь обычно осуждала и преследовала. Но позже в городах появились театры, духовенством стали организовываться публичные дискуссии по теологии и философии. Важность публичных выступлений была заново осознана во время Реформации, когда вместо унылых молитв на латыни в церквях стали слышны страстные проповеди на родном языке.

       В эпоху Просвещения публикой была лишь малая часть населения - активная часть дворянства и буржуазии. Именно они ходили в театры, читали книги, платили за это деньги. Авторы стали стремиться угодить вкусам публики.

       Начавшиеся буржуазные революции показали, что народ получил возможности влиять на власть. Так возродились политические публичные выступления. Выдающимися людьми Нового времени была поставлена новая цель - просвещение народа. Правительствами и разными обществами устраивались публичные школы и публичные лекции. Следствием стало появление массовой читающей публики, потребляющей книги, газеты и журналы.

       Промышленная революция и рост конкуреции привели к появлению новой публичной деятельности - рекламы. В результате развития радио, телевидения и интернета почти каждый житель стал объектом публичной пропаганды или рекламы. Утвердился термин "пиар" (public relations). 
 

  1. Специфика понятия публики и толпы

Публика — создается  для распространения политики в  местах сбора людей, наблюдающих  за специально организованным зрелищем (концерт, спектакль, художественная выставка, религиозная служба и т. д.).

        Публика выполняет функцию распространения стереотипов восприятия и стандартов политического поведения среди членов общества. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния: симпатии и антипатии к искусственно спроектированным политическим образам и моделям поведения в произведениях театрального, изобразительного, литературного искусства.

        В политическом отношении она есть пространство дискуссий и политической критики, несовпадающее с государством (сферой административной власти); именно здесь формируется новая общественная сила – «public opinion». В социологическом отношении она отличается как от двора и придворного общества, так и от народа - народных масс, не имеющих доступа к критическому дебату в силу нехватки образовательных и материальных ресурсов.

       Институционально публичная сфера опирается на: 1. разного рода негосударственные организации и институты, обеспечивающие выработку новых форм социальности (салоны, литературные и дружеские общества, клубы, масонские ложи и т. д.); 2. газеты, журналы, разного рода книжную продукцию, обеспечивающие коммуникацию внутри публичной сферы.

        Политическая публичная сфера, как показывает Хабермас, выделяется из литературной публичной сферы. Этот тезис Хабермаса вполне убедительно подтверждается, в первую очередь, на материале французского Просвещения. В частности, сходное положение мы встречаем уже у Токвиля в книге «Старый порядок и революция» (1856). Более подробный анализ структуры и характера «публичной сферы», «общественного мнения» и «публичной политики» как новых аспектов социальной реальности, рождающихся в культуре французского Просвещения проделан в книге Р. Шартье.

     Представитель немецкой психологии народов Вундт  изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Основное развитие идея получила в 1900 году в первом томе десятитомной "Психологии народов". Вундт придал психологии народов более реалистичный вид, что позволило ему предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифом, обычаев. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции - принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

     Надвигалась эпоха борьбы за передел мира, и  немецкие лингвисты и этнографы приступили к скрупулезному исследованию языков, культуры и мифологии первобытных народов, стремясь таким образом выявить их психологические особенности, национальный дух и "коллективное бессознательное". Само собой, между делом, дополнительно доказывалось превосходство европейского (в ряде случаев, конкретно нордического) духа и необходимость разумного управления "доисторическими" или просто "отсталыми" народами.

     Французскую политическую элиту к тому времени  гораздо больше волновало нараставшее  в стране революционное движение; по выражению ученого С. Московичи, "революции и контрреволюции следовали одна за другой, и террору и разрушениям, казалось, не будет конца". Поэтому интерес ученых концентрировался на свойствах толпы, механизмах коллективной агрессии и т.д. Задачи состояли в том, чтобы, во-первых, доказать антисоциальную, антигуманную и деструктивную сущность человеческой массы как таковой; во-вторых, обеспечить инструментарий для действенных манипуляций.

        Проницательный мыслитель Г.Спенсер предполагал, что в толпе проявляется простая арифметическая сумма или же среднее арифметическое характеров собравшихся индивидов. У толпы есть универсальный способ вовлекать в себя людей – это приобретение каждым сознания своей силы из-за многочисленности собравшихся. Это явление Г. Лебон причисляет к типу гипнотических явлений, связывая этот процесс с существованием бессознательной сферы психики отдельного человека

     Предметом нашей работы есть сама толпа.

     Прежде  всего, необходимо внести ясность в  вопрос о том, что понимать под обозначением «толпа».

     Здесь можно определить традиционные различия между интерпретацией явления толпы  с политической точки зрения, а  так же с точки зрения психологии.

     Политическая  точка зрения, как в России, так  и за рубежом определяет толпу, как любое массовое проявления протеста, несанкционированного властями.

     С психологической точки зрения, учитывая высказывание Гюстава Лебон – под толпой следует понимать изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющей общей осознанной цели, или утратившие её и как правило, находящиеся в состоянии эмоционального возбуждения.

     Или возьмем, к примеру, определение  толпы в свободной энциклопедии «Википедия»:

     Толпа – большое скопление людей. Толпа  хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы обычно находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих и для себя самой. Толпы играют значительную роль в истории.

     Психология  толпы издавна занимала умы мыслителей. Густав Лебон характеризовал «душу» толпы таким образом:

     «Самый  поразительный факт, наблюдающийся  в одухотворённой толпе, следующий: каковы бы не были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющий их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.

     Существуют  такие идеи и чувства, которые  возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворённая толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого теля и образующие свойства, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности».  

  1. Сущность  толпы

     Изучая  работы Гюстава Лебона, относительно психологии толпы, мы можем говорить о том, что толпа – это универсальное средство «усреднения людей». Стоит только большому количеству людей собраться в одном месте, как сразу же начинает происходить процесс усреднения, когда чаще всего люди с более высокой психологической организацией опускаются до уровня людей с более низкой психологией.

     В толпе исчезает личность. Чувства  и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой.

     Индивиды  толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Иногда достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять целый народ. Образование толпы не зависит от количества составляющих элементов – толпу могут составить и несколько человек, а с другой стороны, если нет необходимых условий, и сто человек не обязаны превратиться в толпу.

Информация о работе Социологическое изучение публики. Феномен толпы