Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:56, контрольная работа
Публика — совокупность людей, являющихся объектом воздействия искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий, просвещения. Действия (например, выступления), рассчитанные на публику, называются публичными.
Слово "публика" в каждой конкретной области имеет свои синонимы. Так например в споре или в беседе театральных деятелей этот термин будет означать «зрители», в дискуссии производителей или продавцов товаров он будет означать «покупатели», в избирательной кампании слово "публика" означает «избиратели», в разговоре работников транспорта этот термин может быть использован вместо термина «пассажиры».
1. Понятие «Публики»
2. Специфика понятия публики и толпы
3. Сущность толпы
4. Механизм формирования толпы и ее состав.
4.1. Образование ядра толпы
4.2. Процесс кружения
4.3. Появление нового общего объекта внимания
4.4. Активация индивидов в единое целое
5. Общая классификация толпы
6. Психологические свойства толпы
Когнитивная сфера
Эмоционально-волевая сфера
Темпераментальная сфера
Моральная сфера
Основные характеристики толпы
Психологические особенности индивида в толпе
Лидер в толпе и механизмы управления толпой
Феномен толпы на примере беспорядков на Манежной
Заключение
Список используемой литературы
Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в неё организующего начала способно возвысить стихийное массовое вступление до сознательного акта политической борьбы.
Всё-таки
основной системообразующий признак
толпы – её стихийность.
6.
Психологические свойства
толпы
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:
В когнитивной
сфере толпа высказывает
Неспособность к осознанию
Важными психологическими характеристиками толпы являются её бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддаётся посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым импульсам, то людская толпа живёт исключительно чувствами, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов – частице толпы – утопает в однообразном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.
Особенности воображения
У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывает простым и ясным. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение топы, а то, как они представляются её.
Ещё один очень важный эффект толпы – коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.
Особенности мышления
Толпа мыслит образами, и вызванный в её воображении образ, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективного от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в её уме и зачастую имеющие лишь очень отдалённую связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий.
В толпе нет предумышленности. Она может последовательно пережить и пройти всё гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений. Толпа постоянно попадает под влияние иллюзий. Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо.
Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.
Будучи
в основе своей чрезвычайно
Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы – это её восприимчивость к внушению.
Психологическое
заражение способствует образованию
в толпе особых свойств и определяет
их направление. Человек склонен
к подражанию. Мнения и верования
распространяются в толпе путём «заражения».
6.2.Эмоционально-волевая
сфера
Для
эмоционально-волевой сферы
Эмоциональность
В
толпе имеет место такое
Высокая чувственность
Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.
Сила чувств толпы ещё более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (чем многочисленнее толпа, тем сильнее это чувство), и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.
Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.
В
своей вечной борьбе против разума
чувство никогда не было побеждено.
Экстремизм
Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие – это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.
У
толпы отсутствует критическое
отношение к себе и присутствует
«нарциссизм» - «мы» безупречны, во всём
виноваты «они». «Они» отливаются в
образ врага. Толпа считается
только с силой, и доброта её мало
трогает, для толпы доброта – одна из форм
слабости.
Мотивация
Личный
интерес очень редко бывает могущественным
двигателем в толпе, в то время
как у отдельного человека он стоит
на первом месте. Хотя все желания
толпы бывают очень страстными, они
всё же продолжаются недолго, и толпа
так же мало способна проявить настойчивую
волю, как и рассудительность.
Безответственность
Она
порождает нередко невероятную
жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой
демагогами и провокаторами. Безответственность
позволяет толпе топтать слабых и преклоняться
перед сильными.
6.3.Темпераментальная
сфера
В
темпераментальной сфере
Физическая активность
Стремление
немедленно превратить в действия внушённые
идеи – характерный признак толпы.
Диффузность
Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу весьма разнообразны – этим объясняется её чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно рождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.
Отсутствие
ясных целей, отсутствие или диффузность
структуры порождают наиболее важное
свойство толпы – её лёгкую превращаемость
из одного вида (или подвида) в другой.
Такие превращения часто происходят спонтанно.
Знание их типичных закономерностей и
механизмов позволяет умышленно манипулировать
поведение толпы в авантюристических
целях, либо в целях сознательного предотвращения
её особо опасных действий.
6.4.Моральная
сфера
В
моральной сфере
Моральность
Толпа
может иногда демонстрировать очень
высокую нравственность, очень возвышенные
проявления: самоотверженность, преданность,
бескорыстие, самопожертвование, чувство
справедливости и т.д.
Религиозность
Все убеждения толпа имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.
Толпа
нуждается в религии, так как все
верования удваиваются ею лишь в том случае,
если они обличены в религиозную оболочку,
не допускающую оспаривания. Верование
толпы почти всегда имеют религиозную
форму.
7.Основные характеристики толпы
Изучая
работы Гюстава Лебона («Психология
масс и народов», 1998г. и «Толпотворение»,
1999г.) отметим некоторые характеристики
толпы. Во многом можно найти сходство
с мнениями такого Австрийского психолога,
как Зигмунд Фрейд и Французского социолога
Габриеля Тарда, итак:
Импульсивность
Толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они и настолько сильны, что, что их не может подавить, как мы уже говорили, даже инстинкт самосохранения. Толпе свойственно внезапно переходить от кровожадности к великодушию и наоборот, поскольку она слишком зависима от смены «возбудителей» и влечений.
Внушаемость
Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает её подверженной внушению. С помощью психического «заражения» внушение передается всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Толпа не различает объективное и субъективное. Нередко возникают коллективные галлюцинации, причем на их появление не влияет степень образованности каждого индивида, если он принадлежит к толпе и находится под ее влиянием.
Максимализм
Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных чувствах толпы, это можно связать с атавизмом первобытного человека, которое подавляется у изолированного индивида страхом наказания. Отсюда агрессивность толпы, выливающаяся в насилие. Максимализм толпы требует и ораторских сильных выражений, и преувеличенных чувств в искусстве (во времена Лебона самым массовым являлся театр).
Авторитарность и консерватизм
Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может или принять идею целиком, и относится к ней как к абсолютной истине, или полностью ее опровергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ей не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание.
Нравственная спонтанность
Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу скорее надо назвать морально индифферентной - она способна как на всякий героизм, так и на низкое злодейство.
Образность и алогичность "мышления"
Идеи
становятся доступными толпе только
в том случае, если они представлены
в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует
не с идеями, а с идеями - образами, по этому,
что бы какая-нибудь сложная идея достигла
толпы, ее необходимо существенно видоизменить.
Толпе не свойственна формальная логика,
по этому в ней могут уживаться самые противоречивые
представления. Кроме того, ей не очевидны
любые доказательства, вместо них применяются
ассоциации, причем зачастую ассоциации
поверхностные. Речи, произносимые перед
толпой. Совершенно не читабельны, не логичны,
но именно такие действуют на нее.
Информация о работе Социологическое изучение публики. Феномен толпы