Социологические воззрения Питирима Сорокина.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Оглавление

1. Сорокин П. А.: краткая биография.
2. Социологические идеи в труде «Система социологии».
3. Теория культурных суперсистем.

Файлы: 1 файл

КР социология.docx

— 34.44 Кб (Скачать)

Социологические воззрения Питирима Сорокина.

  1. Сорокин П. А.: краткая биография.
  2. Социологические идеи в труде «Система социологии».
  3. Теория культурных суперсистем.

 

Сорокин П. А.: краткая  биография.

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший  ученый  социолог  20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два  периода  –  русский  (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу  60-х  годов  П.Сорокин  уже около сорока лет был «американским  социологом,  прочно  занимавшим  одно  из мест в первой «десятке»  ведущих социологов мира.

 Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда (ныне Княжпогостский район), Вологодской губернии (ныне Республика Коми). Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из крестьянского рода,. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье из трех братьев. Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года когда ему было 5 лет. Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Детство он провел, работая с отцом  и  старшим  братом на  реставрации  церквей,  и  выполнял  крестьянскую  работу.  Сам  научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе  Палевицы.  Потом  учился  в  Гамской второклассной  школе.  По  окончании  ее  поступил  в  Хреновскую  церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской  работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда.  В  партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел  полгода  в  тюрьме  в  п. Кинешме  и  был  выслан  оттуда  после  освобождения.  Четыре  месяца  после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г.  «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости  и поступил в Психоневрологический институт, где  была  единственная  в  стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах,  таких, как «Вестник  Знания»,  «Вестник  психологии,  криминальной  антропологии  и гипнотизма».  В  1910г.  Сорокину  было   сделано   предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом  институте  и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории  высшей  школы, когда студент был лектором.

За всё  это  время  Сорокин  не  покидал  революционной  работы  среди студенчества, рабочих  и крестьян. В 1911г.  он  вынужден  был,  в  избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913  г. был арестован  снова. За всё  это  время  Сорокиным  был  издан  ряд  научных работ, из которых многие, в частности  книга «Преступление и кара,  подвиг  и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и  европейской  науки. В 1917г. им была  написана  целая  серия  политических  очерков,  среди  них такие,  как  «Анатомия  национальностей  и  единство  государства»,   «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

Питирим окончил университет  в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. После Февральской революции  принимает активное участие в  политической деятельности. Один из редакторов центральной газеты партии эсеров «Дело  народа». Участник Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. Осудил Октябрьскую революцию, активно  выступал против большевиков. Избран депутатом  Учредительного собрания от Вологодской  губернии по списку партии эсеров. 26 мая 1917 года П. А. Сорокин женился на Елене  Петровне Баратынской (1894—1975), с которой  познакомился ещё в 1912 году. Е. П. Баратынская, дочь поместного дворянина Таврической  губернии, окончила Бестужевские курсы, по образованию ботаник-цитолог. У  них родилось два сына Петр и Сергей. о постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу из Петрограда на «Философском пароходе» («Философский пароход» — кампания большевистского правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов за границу в сентябре и ноябре 1922 года). Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии, редактировал журнал «Крестьянская Россия». В октябре 1923 году выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931-1959 годах — профессор Гарвардского университета. В 1965 году — президент Американской социологической ассоциации.

Социологические идеи в труде «Система социологии»

 

В 1922 г. опубликована работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. "Система социологии" - главный труд Сорокина, написанный им в российский период его научного творчества. Многие идеи, впервые сформулированные в "Системе социологии", будут использованы автором в его трудах, написанных уже в США, и тем самым окажут косвенное влияние на мировую социологическую мысль. Книга до сих пор не утратила своего научного значения и используется как учебное пособие.

В работе «Система социологии»  П.А. Сорокин даёт следующее определение: “Социология представляет науку, которая  изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности”. П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов  или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития  общества и общественной жизни.

В этих аспектах он видит  основные задачи изучения социологии.

 П.А. Сорокин писал:  “Наша потребность в социологических  познаниях огромна. В ряду многих  причин, вызывающих наши настроения  и плохую общественную жизнь,  немалую роль играет наше социологическое  невежество… Голод и холод,  разврат и преступление, несправедливость  и эксплуатация продолжают быть  спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо  изучим общественную жизнь людей,  когда познаем законы, которым  она следует, только тогда можно  рассчитывать на успех в борьбе  с общественными бедствиями... Только  знание здесь может указать... как нужно устроить совместную  жизнь, чтобы все были и сыты  и счастливы... Вот с этой практической  точки зрения социология приобретает громадное значение”.

В «Системе социологии» П.Сорокин  подробно разъясняет «основы и руководящие  принципы» своей теоретической  социологии. Он разработал структуру  социологии, главные её направления  и основные задачи каждого из них. Суть его принципов социологии сводится к следующему.

Во-первых, социология должна строиться по принципу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о  культуре», как это было у неокантианцев  Виндельбанда, Риккерта и других, не может быть и речи. Различны объекты  изучения этих наук, но методы их изучения одни и те же. Во-вторых, недопустимо субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других соображений. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», должна изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, социология не должна создавать умозрительные, т.е. не доказанные наукой, построения и схемы. В-пятых, Сорокин выступил против какого-либо философского монизма, т.е. сведения того или иного социального явления к одному началу — материальному или духовному. Вместо монизма он провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

  1. социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение (структуру) как простейшего социального явления и его основных форм, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
  2. социальную механику (или социальную физиологию), которая имеет своим предметом процессы взаимодействия людей, иными словами, — поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Она делится на 3 части:            
    • учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов
    • ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы.
    • механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и  до момента ее смерти.  

Эти три части «Социальной  механики» исчерпывают «физиологию  общества», т.е. учение о социальных процессах.

  1. социальную генетику (или генетическую социологию), которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. “Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”

 

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям”.

Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.

Социальное  взаимодействие и его структура

В качестве исходной единицы  социологического анализа П.А. Сорокин  рассматривает «социальное взаимодействие», которые он подробно анализирует  в первом томе «Системы социологии». Социальным взаимодействием он называет взаимодействие двух или большего числа  индивидов и их комбинации. Вся  общественная жизнь, все социальные процессы, от революции и мировой  войны до футуризма в искусстве, согласно П.А. Сорокину, являются комбинациями различных социальных взаимодействий. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности. В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Если социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социального организма, то предметом социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы. Анализу этих элементарных социальных взаимодействий посвящен, по сути, весь первый том «Системы социологии» П.Сорокина.

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем  перейти к описанию строения населения  или общества в том сложном  виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.” Он показывает, что простейшей моделью социального явления  служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются  три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.).

Структуру социального  взаимодействия он определяет как связь трёх элементов:

  • Минимум двух индивидов, которые вступают в акт взаимодействия и этим обуславливают поведение друг друга;
  • Так называемых актов, то есть действий индивидов. Каждый акт является, с одной стороны, результатом внутренней психической деятельности индивида, а с другой — стимулом, вызывающим ту или иную реакцию у других лиц. Акты П.А. Сорокин делит на интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные.
  • Проводников (материальных или символических) действий индивидов. К проводникам П.А. Сорокин относит язык, письменность, живопись, музыку, орудия труда и войны, деньги, одежду, церемонии, образы, памятники, предметы быта, железные дороги, телеграфную и телефонную связь и т.д. Наличие тех или иных проводников изменяет характер социального взаимодействия, например, железные дороги и телеграфная связь сокращают социальное пространство и время взаимодействия. Наличие проводников даёт возможность оценить интенсивность социального взаимодействия, например, через количество писем, телеграмм в единицу времени на одного индивида на данной территории, количество библиотек, число участвующих в митингах и т.д. Роль материальных проводников основывается на их физических качествах, а роль символических проводников — на символическом значении, которое им приписывается. (Аналогично Н.Д. Кондратьев выделял реальное или символическое выполнение «вещами» своих функций). Как отмечает П.А. Сорокин, если акты социального взаимодействия осуществляются и исчезают, то проводники могут накапливаться, образую вокруг взаимодействующих людей новую неприродную среду.

Сами социальные взаимодействия П.А. Сорокин классифицирует по ряду критериев. Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

1) В зависимости от  количества взаимодействующих индивидов  различаются:

  • взаимодействия двух,
  • одного и многих,
  • многих и многих

Информация о работе Социологические воззрения Питирима Сорокина.